|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основы философского понимания бытия и материи1. Бытие как философская проблема. 2. Виды, формы и уровни бытия. 3. Материя и ее атрибуты.
Ключевые термины: онтология, бытие, материя, субстанция. Философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека, поэтому она нуждается в особой категории, которая фиксирует существование мира, человека и сознания. Понятие бытия с самого начала становится одним из мировоззренческих оснований философского мышления. Прав был Г. Гегель, назвав поэму Парменида «О природе», где проблема бытия является центральной, началом философии: есть бытие, а небытия вовсе нет; здесь достоверности путь и к истине он приближает. Понятие «бытие» – древнейшее в философии и означает «быть», «есть», «существовать». Бытие – это чистое существование, не имеющее причины; бытие – причина самого себя, самодостаточная и ни к чему не сводимая, не из чего не выводимая. Бытие – это не вид или разновидность предметов – это бытие существующего и требует понимания. Соотношение бытия и небытия – это философская проблема, которая решалась на протяжении всей истории философии. Впервые в философии это понятие мы встречаем у Парменида. Он придерживается абстрактного понимания бытия, и не видит смысла разграничивать бытие и мысль, ибо без бытия мысли нет. У Гераклита бытие пронизано борьбой противоположностей, из неё рождается самая прекрасная гармония мира, оно изменчиво, динамично. Вечность мира, вечность бытия для него столь же несомненна, как и для Парменида. Бытие и небытие неразрывны, одно порождает другое, одно переходит в другое. У Демокрита – атомы и пустота, то есть, реально существующими оказываются и бытие (атомы) и небытие (пустота). У Платона истинное бытие («мир идей» – духовных сущностей) противопоставляется материальному, в котором соединяется бытие и небытие в виде несовершенных отпечатков идей. С одной стороны, философ проводит мысль о тождественности бытия и разума, с другой, бытие – жизнь, движение, душа, оно несет в мир истину, красоту, соразмерность, благо, и вещи становятся все конкретнее, уходя от абстрактного однообразия. У Аристотеля есть бытие возможности, потенциальное бытие, а бытие действительное, реальное, всегда бытие чего-то, а не просто бытие. В Средние века бытие – это сотворенный Богом мир, Бог – само бытие. В эпоху Возрождения бытие – это природа, а человек – высшее ее творение. В Новое время это понятие играло заметную роль во всех философских системах. Здесь создана такая концепция бытия, которая могла дать обоснование научному знанию. Рассматривают бытие как единичное существование (Бэкон, Гоббс, Локк), а вместе с тем строится система абсолютного бытия (Декарт, Спиноза). В немецкой классической философии бытие наполняется диалектическим содержанием. У Гегеля бытие и небытие объединены изначально, в зародыше, потенциально. Их взаимопереходы рассматриваются как становление. Для Фейербаха бытие – природа, а человек – уникальное её творение. В марксизме – всё реально существующее. Многие современные философские школы разделяют эту точку зрения, уточняя структуру бытия. Русская религиозная философия – бытие духовно, в нём и хаос, и гармония, Зло и Добро. Человек же является точкой пересечения материального и духовного мира, земного и божественного. Таким образом, бытие – это философская категория для обозначения всего того, что существует, имеет место. Бесконечное многообразие духовного и материального, совокупность сущего, тленного и вечного, мир как единое целое. Бытие многоструктурно, поэтому необходимо различать виды бытия – объективная и субъективная реальность, уровни бытия – актуальное и потенциальное бытие, формы бытия – природное и социальное. Объективная реальность включает в себя неживую природу – естественный и искусственный мир, все состояния и явления природы. Это вся первая и вторая природа, лишенная жизни, бесконечная в своём проявлении. Представление о происхождении и эволюции мира сложилось 400 лет назад, а о Галактике люди узнали только в ХХ в. Многообразие неживой природы имеет своё начало (факт расширяющейся Вселенной), но нет ответа, что было до взрыва, что будет в будущем – расширение или сжатие? Есть ли у мира начало и конец в пространстве и во времени? Ясно одно – мир изменяется. Расширяющаяся плазма: звезды, планеты, кометы, входящие в состав удаляющихся друг от друга Галактик, в скоплениях которых происходят взрывы, причины их пока науке неизвестны. Наша планета возникла из рассеянного в протосолнечной системе газо-пылевого вещества примерно 5 млрд лет назад. Сегодня человек сотворил целый мир искусственной природы, где удовлетворяет свои потребности. Возникает закономерный вопрос: Что такое природа в контексте понятия «бытие»? Ответы на него могут быть следующими: 1. Природа в широком смысле – вся Вселенная, включая и человека. 2. В узком смысле природа – это биосфера – область жизни (в 1802 г. это понятие вводит французский учёный Ж. Ламарк), тонкая оболочка земли, где протекает жизнь. При этом особое место занимает человек и среда его обитания, куда включается и искусственная природа. Бытие живой природы включает два уровня: - Живая неодухотворенная природа, то есть все, что имеет способность к размножению, обмену веществ с природой, но не обладает сознанием (биосфера: фауна, флора); - Живая одухотворенная природа – бытие человека и его сознания, бытие конкретных людей и общества, бытие идеального и духовного (индивидуальное и общественное сознание). Это пока все, что известно науке. Субъективное бытие –этомир Духа, особого рода реальность. Она незрима, невесома, присутствует во всех актах человеческой деятельности. Это мир чувств, эмоций, образов, понятий, представлений. Сюда включается индивидуальное сознание во всех формах проявления. Субъективная реальность является продуктом отражения объективной реальности и, в свою очередь, оказывает влияние на нее. Таким образом, бытие есть единство материального и духовного. Это мир сам по себе (ноуменальное бытие) и мир, каким он нам представляется, (феноменальное бытие). Необходимо различать актуальное (действительное) и потенциальное (возможное) бытие. Актуальное, наличное, в данном пространственно-временном интервале, все, что существует в этот момент. Актуальное бытие вещей и процессов природы, человека, и им созданное, имеет в себе массу нереализованных возможностей. Это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным. В природе происходит благодаря естественным законам. В обществе тоже есть свои законы, но они проявляются через деятельность людей. Бытие связано с небытием, они неразрывны. Одно порождает другое, одно умирает в другом. Бытие одних определяется через переход в небытие других. Бытие – всеобщая, универсальная и единственная в своём роде способность существовать, которой обладает любая реальность. Но категория «быть» фиксирует факт наличия или отсутствия. Небытие – это когда вещь, явление, мысль (то, что может существовать) перестает быть самим собой, о нём говорят, что ушло в небытие. В философии это не так: если о том, что ушло, говорят, то оно мыслится как нечто конкретное, значит, оно опять существует, но уже в сознании, как идеальное. Идеальный образ может воплотиться в аналогичный объект – копия картины, храм Христа Спасителя. Бытие всегда в настоящем. Все формы бытия существуют по своим законам и являются объектом познания различных наук. Человек – символ единства мира, он открывает этот мир средствами научного и ненаучного познания. Вечность бытия обусловлена законом сохранения и превращения одного вида в другой, а это связано с законом универсального взаимодействия, что и есть развитие. Таким образом, природа и человек, будущее и настоящее, идеальное и материальное – едины, и предпосылкой этого единства является бытие. Но какую бы форму бытия мы не взяли, основой его является материя как объективная реальность.
Категория «материя» очень древняя. Она возникла в истории философии с попыткой древних философов объяснить единство мира, и во всем многообразии найти конечную основу – вечную неизменную субстанцию. Материалисты пытались свести ее к одному началу (Фалес, Анаксимен), другие приходят к признанию множественности начал (Эпидокл). Новой синтезирующей попыткой найти начало всех вещей явилось учение атомистов, одной из самых плодотворных завоеваний человеческой мысли. Эта идея просуществовала более двадцати веков и позволила объяснить множество природных процессов (периодическая система Менделеева). В Новое время высказывается идея общности свойств и физического строения материи. В учении о материи как субстанции акцентировалось внимание на атрибутивных свойствах (протяженность, твердость, непроницаемость, инертность, плотность и т. д.). Правда, здесь, говорят и о «началах», «элементах», «корпускулах» как их носителе. Таким образом, материалистическая традиция в философии исходила из двух принципов – материя рассматривалась как общая вещественная основа, или как совокупность специфических свойств. Эту модель можно назвать субстрактно-атрибутивной. Преодолеть подмену понятия «материя» одним из его видов удалось французскому философу Гольбаху, который полагал, что материя – все то, что воздействует каким-то образом на наши органы чувств. Такой взгляд на категорию «материя» нашел дальнейшее развитие в диалектическом материализме с учетом новых открытий в естествознании. Необходимо разграничивать понятие «материя» в философии и естествознании. В философии – «материя» – категория, которая дана для обозначения объективной реальности и отражается в нашем сознании. Главное свойство – быть объективной реальностью, т. е. существовать вне сознания. А естественно-научные и социальные представления выражают её физические, химические, биологические и социальные свойства. Материя – это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит. Отдельные вещи, явления – виды материи. Материя – общее, что объединяет всё сущее, что существует вне сознания, воздействует на наши органы чувств и отражается в наших представлениях. Данное понятие разграничивает внешний мир на две реальности – материальную и идеальную, то есть сознание, которое и по происхождению, и по содержанию вторично. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, которая изменяется в пространстве и во времени. Объективная реальность двуедина: естественная природа, где сознание вторично, а вторая – результат творческой деятельности человека – мир культуры. Здесь сознание – первично. Сознание не только отражает, но и творит мир. Таким образом, категория материи богата по своему содержанию как субстанция, обладающая атрибутами, она есть единство общего и отдельного. Основные свойства материи: структурность, системность, самоорганизация, отражение, движение, пространство, время. Материя многоструктурна. Неживая природа включает такие элементы:субмикроэлементарный уровень, элементарные частицы, физический вакуум (состояние материи, где происходит сложный процесс появления и исчезновения элементарных частиц); ядерный уровень, атомарный, молекулярный, макротела, планеты, системы планет, звезды, галактики (совокупность планетных систем и звезд), система галактик. Метагалактика – это вся Вселенная. Живая природа включает следующие элементы: нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК); клетка; многоклеточные; популяция (совокупность особей); биоциноз – совокупность популяций (лес – это животные, растения, которые обитают на данном участке земли, воды и находятся в определённом отношении друг с другом); биосфера – глобальная система жизни, образованная в результате биоцинозов. Социум включает следующие элементы: - индивид, семья, коллектив, социальные группы, этнические образования, расы, государства, союзы, общество, человечество в целом; таким образом, материя по отношению к бытию (онтологии) – основание всего сущего; - в гносеологии – носитель сознания, источник познания, критерий истины; - в естественно-научной области – носитель многочисленных свойств физического мира; - в социальной действительности – общественное бытие, поле чувственно-предметной деятельности, основание общественного сознания. Что касается строения материи, то современной науке известно два ее вида – вещество и поле, переходящие друг в друга. Вещество дискретно (внутренне расчленено) и структурировано, обладает массой покоя и сосредоточено в пространстве. Формы вещества многообразны: атомы, молекулы, газы, жидкие и твёрдые тела, полимеры, белок, вирусы, живые организмы, макротела. Поле – сложное электромагнитное образование, состоящее из квантов («порций»), которые не имеют массы покоя и распределены в пространстве равномерно. Поле тоже существует в различных видах: гравитационное, электромагнитное, биологическое. Вещество и поле взаимопроникают, дополняют друг друга. Их синтезом, например, является плазма, как особое состояние материи, из неё состоят, в частности, небесные тела типа Солнца. Такое взаимодействие имеет место на уровне элементарных частиц в микромире. Материальный мир – единство противоположного: прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного. Атрибутами материи являются: движение, пространство и время. Движение есть любое изменение, коренной способ существования материи. Оно объективно, абсолютно и относительно, неуничтожимо, единство прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного. Противоположность движения – покой, как состояние временного равновесия, устойчивости и неизменности вещей – движение в равновесии. Движение вечно, покой временен, такова формула их связи. Формы движения материи – это способы её изменения. До ХІХ в. все многообразие форм движения сводилось, в основном, к механическим процессам. Это был исходный принцип объяснения мира и человека в нём. Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи: Механическое движение – перемещение тел в пространстве по определённой траектории или «смена мест», по определению Гегеля (падение камня). Физическое движение включает такие явления, как теплота, свет, электричество, магнетизм, гравитация. Тут нет четкой траектории движения, иногда оно носит даже хаотический характер (броуновское движение молекул газа). Химическое движение – сложное взаимодействие атомов, что в результате реакций порождает новые вещества (образование озона в атмосфере после грозы). В рамках химических процессов зародились явления жизни на планете. Биологическое движение – это существование и развитие живых организмов. Сейчас их на Земле насчитывается 12 млн. Носителем является белок. Тенденция к самосохранению преобладает над тенденцией распада. Социальное движение – движение в рамках общественной жизни. Носителем выступает человек – существо деятельное, мыслящее. В настоящее время наука открыла целый ряд новых форм движения – геологическую, географическую, космологическую. Это комплексные формы, соединяющие в себе различные процессы и состояние мира. Существует новый вариант классификации: 1) мир ядра (частицы, античастицы) – ядерные формы движения; 2) мир электромагнетизма – внутриатомные, молекулярные процессы, взаимодействие заряженных частиц; 3) мир тяготения – плазма, планитарное вещество – гравитационные формы движения; 4) мир жизни – биогенетические, популяционные и подобные процессы на нашей планете; 5) мир человеческого общества – единство материального и духовного. Эта классификация сделана с учетом уровня организации материи, её постепенного усложнения. Можно говорить о движении в неживой природе, живой и общественной жизни. Человек является сложнейшей системой, синтезом самых различных форм движения. Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяженность и определенный порядок взаимосвязи. Элементами пространства являются: точка, объем, длина, расстояние и др. Свойства пространства – это трехмерность, изотропность (равенство всех трёх измерений) и обратимость (возможность перемещаться в любую точку пространства). Человек покоряет мировое пространство вглубь и вширь. Время – длительность существования вещей и процессов, последовательность смены их состояний. Оно представляет собой поток событий, по словам Платона, «движущийся образ вечности». Разным материальным системам присущи своё время и его характеристики: физическое, биологическое, социальное, космическое. Иногда говорят о экзистенциальном времени – сложный поток чувств, эмоций человека. Время имеет три измерения: настоящее, прошлое и будущее, оно необратимо и протекает неравномерно в разных материальных системах. Время – всемогущий и безжалостный разрушитель всего сущего, вместе с тем является и творцом всего нового. Временное – тленное, вечное – бессмертное, непреходящее. Социальное пространство и социальное время – это вся всемирная история человека как арена его практической деятельности и его результатов. Социальное пространство как очеловеченная Вселенная всегда несёт на себе печать своего времени. Социальное время устремлено в будущее, становится более динамичным. Время – большая ценность для человека: «Спеши жить, поскольку часы идут, дни бегут, а годы летят». В философском материализме существенным является вопрос о материальном единстве мира, впервые он решается Гераклитом и Демокритом. Это означает, что окружающий человека мир веществен (материален) по своей природе: 1) все его явления и процессы имеют единую материальную основу, одни законы развития; 2) это единство материи и её атрибутов; 3) единство должно пониматься диалектически, как единство в многообразии, поскольку общее существует через отдельное; 4) все существующее возникает в результате действия естественных сил, следовательно, всеобщий принцип единства мира соединяется с всеобщим принципом развития. Материальное единство мира проявляется в: 1)абсолютности и вечности материи, её несотворимости и неуничтожимости; 2) единстве материи и ее атрибутов на всех структурных уровнях; 3) многообразных взаимопревращениях;4) эволюционном развитии живой и социально-организованной материи, на основе менее сложных форм.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |