|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Заключительные замечания. Тот, кто проработал все главы этой книги, возможно, вздохнет: «Тот, кто проработал все главы этой книги, возможно, вздохнет: «... И нужно думать обо всем этом? Да я за деревьями не вижу леса!» Конечно, все продумать невозможно. На практике многое можно упростить; опытные ораторы некоторые вопросы решают иначе, чем рекомендуется здесь. Каждый должен обрести свой индивидуальный опыт и не полагаться на опыт других. Начинающий оратор спросит: «Что применить мне сегодня или завтра в моих «риторических буднях»?» Упражнения, продуманные упражнения; после каждого ораторского выступления продуманный отчет самому себе: это простое основное правило, которое ведет к прогрессу в обучении. Польский пианист Падеревский однажды выразился так: «Если я не упражняюсь один день, это замечаю я, если не упражняюсь в течение двух дней, это замечают мои критики, если я пропускаю три дня, это замечает публика.» Может быть, это преувеличение. Но то, что хочет этим сказать Падеревский, справедливо и для оратора: постоянное упражнение — секрет успеха. Цель любого оратора — создание на основе общих риторических правил совершенно индивидуального, особенного стиля речи. Для этого есть много путей. Эта книга хотела бы лишь указать общее направление и служить проводником. Она никоим образом не позволяет охватить все существенное, тем более «в сочиненных правилах». Бельгийский политик Пауль Генри Спаак однажды написал: «Я слышал ораторов, которые говорили намного лучше, чем я, предложения которых были построены лучше, чем мои, которые выражались легче, непринужденнее, и которые все же никогда не ценились как выдающиеся ораторы. У них отсутствовало самое существенное: тот необъяснимый дар излучения, который создает атмосферу». Постоянное сознание, что употребленное слово может стать злоупотреблением, что оно служит добру и злу, может противодействовать сотворению кумиров. Альбрехт Гоэс сообщает для размышления: «За слово приходится страдать, за дьявольское искажение слова. Приходится изведать, как люди в слове не понимают себя, делают себе больно, способны сбить себя с толку. Еще хуже: как они не понимают друг друга в лучших воззрениях, как они от слова к слову все более отдаляются, как они в конце концов больше не способны видеть себя и как из слов, будто колючие заросли перед замком спящей красавицы, вырастает зло: стены, тюрьмы, казематы. Именно переговоры могут напомнить и то и дело напоминают нам о древней беде человеческих сообществ: о вавилонской путанице языков». Тот, кто пытается употреблять речь как можно более правдиво и с пользой для людей, обдумает эти границы использования слова. В своей прощальной речи в качестве премьер-министра Хайнц Кюн следующим образом описал свою «риторическую позицию» в зачастую нервозных буднях демократических дискуссий: «Я в эти двенадцать лет моей службы ни о ком не думал враждебно - ни о ком среди моих друзей, ни о ком среди моих оппонентов. Меня все же угнетало бы, если бы некое убеждение было подавлено только оттого, что оно не нравится моим друзьям, и я чувствовал бы себя жалким, отказавшись от спора с противником, который мне кажется необходимым ради истины. Но из жизненного опыта я часто вижу и хочу это повторить: в действительности истина состоит из многих частичных истин, которые нужно воспринять от всех участников спора, а не искать только у себя самого. Высказывание Паскаля о том, что истина лежит только по эту сторону Пиринеев, а ложь — по другую, в жизни нигде не оправдывется. Только это не означает, что в споре не нужна бойцовская стойкость. Жизнь - это крепкий орешек, который не расколешь, положив между подушками. Демократия живет конфликтами». Литература Аннушкин В.И. Риторика: Учебное пособие. Хрестоматия. Пермь, 1994. Аристотель. Риторика //Античные риторики/ Сост. А.А. Тахо-Годи. - М., 1978. Безменова Н.Л. Очерки по теории и истории риторики. -М., 1991. Горелов И.Н. и др. Умеете ли вы общаться? - М., 1991. Граудина Л.К., Миськевич Т.Н. Теория и практика русского красноречия. - М., 1989. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М., 1978. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие. 8-11 кл. - М., 1994. Карнеги Дэйл. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М., 1994. Лосева Л.М. Как строится текст. — М., 1980. Львов М.Р. Риторика: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. - М., 1995. Никитина В.И. Русская речь: Учебное пособие. 8-9 кл. -М., 1995. Сопер ПЛ. Основы искусства речи. - М., 1992. Смелкова З.С. Азбука общения. - Самара, 1994. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |