|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Правовое государствоУже в античные времена мыслители задумывались над тем, как обуздать власть-насилие, как ввести ее в законные рамки. Уже тогда выдающиеся умы прошлого говорили о том, что править должны не люди, а законы. Люди подвержены эмоциям, аффектам, поэтому превыше всего должен быть закон, причем законы должны быть справедливые. «Я вижу близкую гибель того государства, - писал Платон, - где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Об этом же говорил и Аристотель: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем…». И Платон, и Аристотель в поисках наилучшей формы государственного устройства приходят к выводу, что простые формы неустойчивы, а потому наиболее эффективной является смешанная, в которой бы сочетались наилучшие стороны нескольких простых (монархия, аристократия, демократия). Римские юристы обратились к разработке правовых основ государственного устройства, и уже тогда были попытки разграничить власть на три ветви. Таким образом, идея справедливого государственного устройства выношена человечеством на протяжении тысячелетий. В эпоху перехода от феодализма к капитализму эти идеи получили дальнейшее развитие. В трактовке Локка идея господства закона воплощается в государстве, где верховенствует закон, признаются неотчуждаемые естественные права и свободы и реализовано разделение властей. Им была обоснована идея, которая потом превратилась в широко известный в наше время юридический тезис «разрешено все, что не запрещено законом». Огромное значение для формирования идеи правового государства имели работы Ш. Монтескье и особенно его знаменитая книга «О духе законов». По мнению Монтескье, политическая свобода состоит не в том, чтобы делать все, что захочется, а в том, чтобы делать все, что позволяют законы. «Мы свободны, - отмечал Монтескье, - потому что мы живем под властью закона». Позднее с философским обоснованием правового государства выступил И. Кант, который считал, что целью государства является обеспечение торжества права. А праву должно подчиняться и само государство. Всякое единодержавие, по его мнению, - это всеобщая могила человечества. В XIX в. разработкой концепции правового государства занимались известные юристы и социологи Б.А. Кистяковский, П.Н. Новгородцев, Б.Н. Чичерин. Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу. Следовательно, понятие правового государства (сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в. в трудах К. Велькерта и Р. фон Моля) явилось непреходящим общедемократическим завоеванием человеческой цивилизации. Правовое государство формировалось в разных странах по-разному, но в этом процессе есть общая сущностная черта: это было движение человечества к свободе, осознанное стремление обуздать государство – Левиафана, заставить его уважать законы и права человека. Формирование правового государства предусматривает последовательное проведение в жизнь ряда основополагающих принципов: 1. Господство закона во всех сферах общественной жизни, верховенство закона, т.е. закон превыше всего, превыше должностей и рангов (когда принц Чарльз нарушает правила уличного движения, рядовой полицейский его штрафует),понятно, что в связи с этим возникает вопрос о самом «качестве» закона. 2. Связанность законом самого государства и его органов. Смысл его в том, что государство, издавшее закон, не в праве само же его нарушать. Практика нашего законодательства часто строится на том, что подзаконные акты сводят иной закон на нет, а принятые порой законы противоречат главному закону – Конституции. 3. Незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения. Такое понимание неотчуждаемых прав индивида коренным образом отличается от феодального представления об их дарованном, жалованном характере. 4. Взаимная ответственность государства и личности. Как государство должно выполнять свои защитные функции по отношению к гражданину, так и отдельная личность должна выполнять определенные гражданские обязанности (например, защита отечества, выполнение законов т.д.). Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Не менее важна и ответственность личности перед обществом и государством. В связи с этим вызывает тревогу ослабление чувства ответственности у немалой части населения, что порождено длительным периодом застоя, ослаблением интереса граждан к делам общества и государства, уравниловкой и т.д. Преодолеть отчуждение гражданина от власти, от общественных и государственных дел, повысить ответственность за свои поступки можно лишь, раскрепостив личность, предоставив широкую возможность для самостоятельного творчества и инициативы. 5. Эффективная система контроля за выполнением законов. Если не будет такого контроля, законы, пусть даже и хорошие, повиснут в воздухе. К формам контроля и надзора относятся: суд, прокурорский надзор, арбитраж. Эти основополагающие принципы составляют фундамент правового государства. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, это власть, которая подчиняется воле суверенного народа. Международные стандарты в области прав и свобод человека изложены в ряде документов, принятых мировым сообществом. К ним относятся: Устав ООН, а также принятые этой международной организацией «Всеобщая декларация прав человека», «Пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Пакт о гражданских и политических правах» и ряд конвенций (например, «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», «Конвенция против дискриминации в области образования, труда и занятий», «Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» и др.). Только соотнося с ними национальное законодательство любой страны, можно сделать выводы о степени демократичности данного общества и защищенности прав и свобод граждан этого государства. Основным приоритетом в этом направлении является «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. Декларация представляет собой свод важнейших прав и свобод, без которых невозможно развитие современной цивилизации и которые находятся в системном единстве. В ней формулируются гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права. Развитие и функционирование правового государства теснейшим образом связано с таким понятием как социальное государство. На заре либерализма правовое государство связывали с ограничением вмешательства оного в экономику и другие сферы жизнедеятельности. Но по мере реализаций идей либерализма, провозгласившего формальное равенство всех людей, произошло резкое расслоение общества, обогащение немногих за счет обнищания широких масс трудящихся. В этих условиях формируется второе поколение прав человека (так называемые позитивные права в отличие от первоначальных негативных, связанных с защитой личностных (гражданских и политических) прав от вмешательства государства). Эти позитивные права нацелены на борьбу граждан за улучшение своего экономического положения, за социальные права и повышение культурного статуса. А для реализации позитивных прав требуется не отстранение государства, а напротив, - его организующая, координирующая и иная деятельность, необходимо определенное вмешательство в экономику и т.д. Но в таком случае государство должно быть социальным. Понятно, что функции этого государства (экономические, социальные, культурные, правохранительные) значительно видоизменяются. Например, в экономике от позиции невмешательства социальное правовое государство переходит к определенному регулированию с целью смягчить для общества отрицательные последствия рыночной стихии. Идея социального государства была выдвинута немецким ученым Лоренцем фон Штайном во второй половине XIX в. Он писал, что социальное государство «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». В 1930г. немецкий ученый Герман Геллер ввел понятие «социальное правовое государство». В разных определениях социального государства, даваемых в западной и отечественной литературе, подчеркивается, что это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Становление социального государства – длительный процесс, очень сложный и противоречивый. Удерживать его в определенных правовых границах, не ущемляя свободы одних и не снимая ответственности за свою судьбу других, помогают уже сформировавшиеся в западных государствах и вошедшие в реальную практику принципы правового государства. Именно на их основе возможна дальнейшая гуманизация государства и общества. Важно подчеркнуть, что при необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей, достойного уровня их жизни деформируется вся структура прав и свобод человека: снижается политическая активность, возрастает политическая апатия и неверие в государство, индивиду становятся далеко не всегда доступными юридические гарантии прав и свобод (например, право на защиту). Вот почему как бы ни сложна была роль социального государства в современном обществе, однако без нее вообще невозможно осуществление не только экономических, социальных и культурных прав, но и прав «первого поколения» - политических и гражданских. Иначе говоря, социальное государство оказывает самое непосредственное воздействие на осуществление всего единого комплекса прав и свобод человека. В Украине после десятелетий тоталитарного режима, когда начался процесс демократизации общества, стали закладываться фундаментальные основы правового государства. Этому способствовало принятие Конституции, реализация принципа разделения властей и другие шаги в этом направлении. Но вместе с тем нельзя не понимать, что строительство правового государства – это довольно длительный процесс, к демократии и правовому государству нельзя прийти экстерном, «краткий курс» был только у истории партии. Установление подлинного верховенства закона предусматривает как формирование соответствующих властных структур, способных действовать в рамках закона, так и своеобразную «коперниковую революцию» в умах людей. От чего же зависит формирование правового государства? Появление правовой государственности стало возможным прежде всего вследствие вызревания гражданского общества.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |