|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СЛОВАРЬ. Абхьяса йога — йога упорной, постоянной практикиАбхь я са йога — йога упорной, постоянной практики. Авалоките ш вара — «Взирающий (свидетельстувующий) Господь»; относится к логосу в буддизме. Ават а ра — божественное воплощение; сошествие в смертное тело Бога или возвышенного существа, вышедшего из круга необходимости перевоплощения. Авидь я — противоположность видье или знанию; незнание или невежество, созданное иллюзией чувств. Авьякта — непроявленное, используется в Са н кхье для М у лапракрити. Авьяктам у рти — непроявленная форма. Агни — бог огня в Ведах. Адвайта — недуалистическая школа философии Вед а нта, основанная Ш анкар а ч а рьей. Адвайт и (адвайтины, адвайтисты) — последователи философии Адвайта Вед а нта. Аджа — нерождённый, несотворённый. Адхарма — неправедность, противоположность Дхарме. Адхь я тма — высший дух, относится к Пратьяг а тма или логосу. Акшара — неразрушимый, вечно совершенный. Антарикша — астральный или промежуточный план; в Упанишадах так иногда называется Бхуварлока. Антарйога — внутренняя йога; также глубокая мысль; используется в тексте как «утончённая замена внешних ритуалов». Апар а Пракрити — высшая, трансцендентальная пракрити; относится к М у лапракрити. Ап а на — вдохновляющее дыхание; одна из пяти Пр ан или жизненных воздухов. Ардха-м а тр а — полмеры, половина слога. Ар у па — бесформенный. Ахам — «я», основа самости. Аха м к а ра — понятие о «я», самосознание или самоидентификация; эгоистический принцип в человеке. Ачидр у па (Ачит-р у па) — форма абсолютного отсутствия разума. Ачит — абсолютная неразумность. А дитья — сыновья Адити, которая является ведическим названием М у лапракрити; семь планетарных богов или духов. А мш а — фрагмент, часть. А нанда — блаженство. А тмаса м ьяма Йога — йога самоконтроля, см. гл. VI Бхагавад Гиты. А тм а (а тман) — вселенский Дух, высшая Душа; божественная Монада или седьмой принцип в человеке. Аш рама — место отдыха, отшельничества; также есть четыре аш рама или стадии жизни.
Бандха — узы. Бандха-к а ра н а — причина уз, привязанности. Бимба — отражение. Брахма(н) — высший, имперсональный, непознаваемый принцип, из которого всё эманирует. Брахма-сутры — см. Прастх а натрая. Брахмачарья — жизнь изучения и целомудрия. Брахм а или Прадж а пати — первое проявленное существо на этой планете. Бх а ва — становление; состояние или условие. Бх а гавата — одна из главных Пур ан или индусских метафизических текстов, рассказывающих о жизни Криш н ы. Бх а гаваты — относящийся или приходящий от Бхагавата, т.е. Вишну или Кришны; преданные Вишну. Бхакти Йога — йога или путь преданного служения. Бхакти — поклонение, преданное служение. Бхи ш ма — «ужасный», героический предок П анд авов и Кауравов. Бхуварлока — астральный план. Бх у лока — физический план. Бх у та — элементы (первичные). Вайвасвата — седьмой, теперешний Ману. Вайкунтха (Вайкунтха-лока) — обитель Вишну, второго аспекта индусской троицы. Вайкхар и — самый грубый аспект четверичного Вака. Вай ш в а нара — «базис» вещественного мира; первый из четырёх принципов в проявленном космосе. Вай ш ья(и) — одна из четырёх каст в Индии; класс коммерсантов или купцов. Вайшнав — последователь Вишну. В а мана — гном или карлик; пятый аватар Вишну. Вар а ха — кабан, третий аватар Вишну. В а ч (В а к) — речь или слово; мистическая персонификация речи. Васиштха — имя мудреца. Васу — разряд дэвов, числом восемь, слуги Индры. В а ю — воздух, бог воздуха. Вибх у ти — могучая или сверхчеловеческая сила, превосходство. Вик а ра(ы) — модификации, изменения. Ви ш вар у па — множественная или всеохватывающая космическая форма Вишну; космическая форма логоса, проявленного в свете. Ви ш ишт а двайта — ведантическая философия Р а м а нудж а ч а рьи, излагающая ограниченную недвойственность.
Гана(ы) — элементалы (на плане астрального света). Гандхарва(ы) — особая группа элементалов; небесные певцы и музыканты. Г а ятр и — священная мантра; женская сила или божество, энергетизирующее мантру; свет логоса. Гуна(ы) — качества, атрибуты.
Дайв и Пракрити или Пар а Пракрити — первичный, однородный Свет, называемый некоторыми светом логоса; по-тибетски Фохат. Дакшин а яна — путь на юг, символизирующий Правриттим а ргу или путь выступления, ведущий к воплощённому существованию. Д аш аратха Р а ма: Рама, сын Дашаратхи. Джанма(ы) — рождения, воплощения. Джапа — молчаливое повторение мантр или слов силы. Дж и ва — душа, индивидуальность, человеческое я. Дж и ванмукта — освободившийся, будучи в теле; относится также к махатмам. Джнея(м) — то, что познаётся. Джн я на — знание, мудрость. Джн я т а — тот, кто знает; познающий. Дро н а — военный наставник и П анд авов, и Кауравов в Махабхарате. Дурв а са — имя одного из Риши (мудреца). Дх а ма — местопребывание. Дхана м джая — другое имя Арджуны. Дхарма — праведность, закон. Дхарма-Р а джа — владыка дхармы; имя персонифицированной Смерти. Дэва(ы) — «сияющие»; боги или небесные существа. Дэвагана(ы) — небесные элементалы, элементалы высшего порядка. Дэвалока — мир небесных существ. Дэвачан — небесный мир, промежуточное состояние между двумя земными жизнями, в которое входит перевоплощающееся Я.
Индра — бог небес, царь звёздных богов; ведическое божество. Иш вара — Господь или Божественный Дух в человеке; относится к логосу, слову и т.д.
Йогам а й а — иллюзия (заблуждение), созданная йогой; здесь это относится к свету логоса, который застит прямое его восприятие.
Кали — чёрный или тёмный. К а л и — имя супруги (женского аспекта) Шивы; аспект Шакти. Кальпа — цикл, представляющий «день» и «ночь» Брахмы; период в 4320000000 лет. К а ма — желание; один из семи принципов человека. К а мар у па — форма желания или тело желаний; субъективная форма, созданная посредством ментальных и физических желаний и мыслей. Капила — считается основателем Санкхьи, одной из шести систем индийской философии. К а ра н а Ш ар и ра — каузальное (причинное) тело или проводник. К а ра н оп а дхи (К а ра н а + уп а дхи) — каузальный проводник. Карма — действие, метафизически имеется в виду Закон Причины и Следствия или Этической Причинности, названным Е.П.Б. законом гармонии. Карма-бандха — узы кармы. Карма-йога — йога действия. Карма-йоги — тот, кто практикует путь действия. Карма-к анд а — раздел Вед, относящийся к церемониальным действиям и жертвенным ритуалам. Карма-са м нь я са-йога — йога отречения от кармы или действия; она обсуждается в главе V Бхагавад Гиты. Кармав а ди — те, кто следует ритуалам, предписанным Ведами для достижения небес. Кар н а — сын Кунти, матери Пандавов, который был на стороне Куру. Киннара(ы) — класс небесных элементалов, имеющих человеческую фигуру с головой лошади; также «небесные певцы»; один из четырёх классов существ, называемых махараджами. Кунт и — мать Пандавов. К у рма — черепаха; второй Аватара или воплощение Вишну — это Курма Аватара. К ут астха — неизменная, стоящая на вершине; недифференцированная; относится к Мулапракрити. Кшара — непостоянный; проявленный космос. Кшетра — поле; тело как проводник сознания. Кшетраджня — Знающий Поле; сознательное Я в своём высшем проявлении; перевоплощающийся Принцип; также воплощённых Дух или Атман.
Лайа — поглощение; растворение; уход на отдых. Линга- ш ар и ра — астральное тело, жизненное или прототипное тело; отражение человека во плоти. Лока — мир, план (подразделение) космоса, от тонкого к плотному. Лока-п а ла Сабх а Вар н ана — описание суда Локапалы или Ямы, Владыки Смерти; относится к части Махабхараты. Мадхва(ы) — последователи Мадхв а ч а рьи, основателя дуалистической школы ведантической философии. Мадхьям а — «середина», звук или речь на тонком уровне, за пределами физического; третий из четырёх видов В а к или Речи. М а й а — обычно переводится, как «иллюзия», но это скорее «заблуждение, видимость»; Космическая Сила, делающая возможным феноменальное существование и его восприятие. М а нава — произошедший от Ману, здесь это относится к четырём Кумарам, умом рождённых сынов Праджапати; человек. Манас — ум. М а насапутры — сыны ума. Манвантара — «между Ману» — период проявления, в противоположность Пралае. Ма н иманджари — название текста. Ману — отец человеческой расы; относится к любому из 14 последовавших прародителей. Манусмрити — книга Законов Ману. Матбх а ва (мама + бх а ва) — моё состояние. М а тра(ы) — измерение или длительность; «количество» санскритского слога. Матсья — рыба; первый аватара Вишну это Матсья Аватара. Маусала Парва — глава Махабхараты, в которой описывается, как Кришна покинул эту землю. Махариши — великий мудрец или видящий, дживанмукта. Мах а бх а рата — один из двух великих эпосов Индии, рассказывающий «Историю Великой Битвы». Мах а вишну — Великий Вишну; логос индусов и также второй аспект индусской Троицы — Брахм а, Вишну и Ш ива. Мах а тм а — великая душа, адепт высшего порядка, дживанмукта. Мах а чайтанья — Великое Сознание или Высший Разум; свет логоса. Махе ш вара — Великий Ишвара или Господь; другое имя Шивы в индуистской религии. Мокша — иногда относится к достижению Небес в индусской мысли; освобождение. Мукта — духовно освобождённое существо. Мукти — то же, что и вышеупомянутая Мокша. М у лапракрити — Коренная или Первичная Материя.
Нара — одно из имён Арджуны, значащее «человек». Н а рада — имя Риши (мудреца). Нараси м ха — получеловек и полулев; Аватара Вишну. Н а р а я н а — «движущий воды» пространства; титул Вишну; в эзотерической символогии используется для первобытного проявления жизненного принципа, распространяющегося в бесконечном пространстве. Нивриттим а рга — Путь Возвращения; Путь Света и Освобождения. Нира мш а — без частей, недифференцированный. Нирв ан а — Состояние абсолютного существования и сознания; высшая степень совершенства. Нир иш вара С ам кхьи — секта среди последователей философии Санкхья, не верящая в логос и его свет. Нитья-мукты — освободившиеся навсегда; здесь это относится к группе тех, кто верит, что они навечно освобождены независимо от их образа жизни. Нитьян а рики — вечно осуждённые на «ад». Нитьяса м с а рики — вечно привязанные к земле или те, кто не может покинуть круг рождений и смертей.
Пада — обитель, место. Пандит — учёный, образованный человек. Панчатанм а тры — Пять Элементов в их первоначальном состоянии. Панч а ятанап у дж а — форма поклонения, введённая тхеравадинами или южными буддистами. Пар а — запредельный, трансцендентальный: звук, который за пределами физического и психического уровней; первый из четырёх степеней (видов) Вак (звука). Парабрахм (Парабрахман) — Высший Брахман; Бесконечный, Абсолютный, Безымянный и Универсальный Принцип. Парам а тм а — Высший Дух; душа вселенной. Паранирв ан а — Абсолютное не-существование, которое эквивалентно абсолютному существованию или бытию; то же, что паранишпа нн а. Пар а пракрити — другое наименование Дайвипракрити. Пар аш акти — «великая сила»; одна из шести сил природы; здесь используется для Дайвипракрити. Пара ш ур а ма — воплощение (аватара) Вишну. Па ш ьянт и — вторая из четырёх степеней (разновидностей) Вака (звука). Пи ша ча(и) — развоплощённые сущности в Камалоке, такие как оболочки или элементарии. Правритти-м а рга — путь воплощённого существования; в противоположность Нивритти-марге; путь темноты (дакши на я н а) в противоположность пути света (уттар а я н а). Прадж а пати — прародитель, жизнедатель всех существ на Земле; о Брахме говорят, как о Праджапати. Праджн я — сознание на каузальном уровне существа. Пракрити — природа вообще; природа, как активная, созидательная сила в противоположность Пуруше, бездеятельному сознанию-свидетелю; один из двух первоначальных аспектов Единого Неизвестного Божества. Пралайа — период обскурации (сокрытия) или отдыха; планетарное, космическое или вселенское Растворение; противоположность Манвантаре. Пр ан а — жизненная сила или энергия; один из пяти жизненных воздухов (сил). Пра н ава — Первое Слово, священный слог Ом. Пр ана гнихотра — ритуальный обряд; буквально «жизненная сила, как предложенная огню». Прастх а натрая — «важные три», относится к трём авторитетным индусским текстам — Бхагавад Гите, Упанишадам и Брахма-сутрам. Пратиштх а — установить; образ, проявление или представление. Пратьяг а тм а (Пратьяг а тм а н) — индивидуальный Атман или душа; в тексте относится к логосу, Ишваре, самому Кришне и пр. Прахл а да — великий бхакта Вишну, хотя и сын демона. Протил — химический термин, обозначающий первичную однородную субстанцию. Пунарджанма — перерождение. Пур ан а — древний; раздел древних текстов, содержащий мифы, аллегории и пр. П у рва-М и м ам с а — одна из шести систем индусской философии, акцентирующая ритуальные действия. Пуруша — человек; относится к одному из первичных аспектов Единого Неизвестного Божества; небесный человек; духовное Я.
Р а джа-йога — царственная йога; систма Патанджали. Р а джариши — царственные мудрецы; один из трёх классов Риши в Индии. Р а кшаса(ы) — демоны Р а ма — седьмой аватар или воплощение Вишну. Р а м а я н а — индийский эпос, рассказывающий о жизни Рамы. Ригведа — одна из четырёх Вед; самое авторитетное из писаний. Риши — мудрецы, видящие, адепты. Рудра(ы) — разновидность дэв или богов; могущественные; владыки трёх высших миров.
С а м а нья Ш ар и ра (К а рана ш арира или К а раноп а дхи) — каузальное тело, проводник света логоса. С ам кхья (Санкхья) — одна из шести систем индусской философии. Са м тати (сантати) — потомство. Санака, Санандана, Санаткум а ра и Санатсудж а та — умом рождённые сыны Брахмы. Санга(м) — привязанность; контакт; желание совершать (карму). Санкальпа — намерение или мотивация; здесь относится к «подтверждению» мотива перед началом джапы или ритуала или в течение церемонии. Сапта — семь. Сапта ш ат и — гимн Дурге или Шакти Саптариши — семи Риши или мудрецов, являющихся Манасапутрами или рождёнными умом сынами Брахмы; также относится к созвездию Большой Медведицы. Сарвам-кхальв-идам-брахма — «На самом деле всё это — Брахман». Сат — истина, бытие; здесь относится к Парабрахману. Сатьялока — мир истины; «уровень» бесконечной чистоты и мудрости, высший из семи уровней или полей выражения сознания. Саундарьялахар и — классический гимн Шанкарачарьи «богине» или женской энергии. Сач-чид- а нанда (Сат-чит- а нанда) — Бытиё-Сознание-Блаженство; относится к логосу в тройственном аспекте. Сварга — рай. Свая м бху (Свая м бхува) — самосозданный; имя первого Ману, первого проявленного существа на этой планете. Смрити — «то, что помнится», в противоположность Ш рути — «то, что услышано» или получено откровением; раздел авторитетных индусских трудов. Стх у ла- ш ар и ра — грубое или физическое тело; то же, что Стх у лоп а дхи. Суварлока (Сварлока) — тонкий мир сознания; небесный мир. С у кшма- ш ар и ра — тонкое тело, то же что и С у кшмоп а дхи. С у тра — афоризм. Многие из основных текстов индийской философии написаны в афористической форме. С у тр а тм а — нить-Атма, та индивидуальность (духовное Я), которая перевоплощается и на которую нанизываются бесчисленные личности. Сушупти — одно из четырёх состояний сознания; третье, предшествующее трансцендентальному состояния; обычно переводится, как «глубокий сон».
Танм а тры — элементы в их первичной форме. Тапас — практика аскетизма. Т а рака-йога — система йоги, позволяющая «перейти» к освобождению. Т а рам — имя Пра н авы, священного слога. Таттва-трая — три основных Принципа — Логос, его Свет и Мулапракрити, согласно школе Вишиштадвайта Веданты.
Уп а д а на к а ра н а — материальная причина следствия. Упадрашт а — беспристрастный свидетель. Уп а дхи — базис; проводник; обычно используется слово «тело»; то, что ограничивает. Уттама Пуруша — высший Пуруша или Душа Вселенной. Уттар а я н а — Северный Путь; Путь Света, Путь Возвращения или Нивриттимарга.
Фохат — Первичный свет или Дайв и -пракрити; универсальная движущая жизненная сила; также свет логоса.
Ха т ха-йога — низшая форма практики йоги, использующая физические средства для духовного развития. Хира н ъягарбха — золотое или сияющее яйцо или лоно; светящийся «огненный туман» или вечная материя, из которой формируется вселенная.
Чайтанья — чистое сознание, Реальность в своём аспекте Сознания. Ч а ндрамасам джйотхи — свет, относящийся к луне или лунный свет, имеет отношение к Правриттим а рге. Чатв а ра — четыре. Чит — сознание. Чиччакти (чит + ш акти) — сила Чита или сознания; третий аспект логоса.
Ш абдабрахмам(н) — Звук или Слово-брахман; непроявленный логос; Verbum; Слово откровения, идентифицируется с Высшим. Ш акти — реальность как Вселенская Энергия, божественная сила; активная женская энергия Единого Принципа в проявлении. Ш а м бху — благодетельный, другое имя Шивы. Ш анкар а ч а рья — великий представитель философии Адвайты. Ш ар и ра — тело, проводник. Шекина — завеса над логосом в иудейской традиции. Шу дры — одна из четырёх каст в Индии, слуги и рабочие. Ш ука — имя мудреца.
Юга — мировой период, аналогичный эонам греков; согласно индусской мысли, их четыре — Сатья, Трет а, Дв а пара и Кали.
Якши — класс элементалов, существующих в астральном свете. Яма — владыка смерти. Ямалока — мир Ямы.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.026 сек.) |