|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Короткий терминологический словарьАбсолют – в разных религиозных и философских учениях – неоговоренное ничем, совершенное начало, первопричина бытия, в монотеистических религиях под абсолютом понимается Бог. Абсолютизм – философский взгляд, противоположный релятивизму, согласно которому ценности имеют общий характер. Различают этический, эстетичный, познавательный абсолютизм. Автономная этика – вид нормативной этики, которая выводит моральные принципы из внутренних законов, словно бы присущих нравственности; противопоставляется гетерономной этике, которая связывает требования нравственности с внешним источником. Идея и первое обоснование автономной этики належит И. Канту. Авторитет (лат. autoritas – власть, влияние) – в широком значении общепризнанное неформальное влияние лица, основанное на знаниях, опыте, компетенции, высоком профессионализме и моральной добропорядочности. В узком значении – это властная функция, обусловленная должностью человека. Аксиология (грец. axia – ценность и logos - учения) – теория моральных ценностей. Альтруизм (лат. alter – другой) – категория этики для обозначения бескорыстного служения другим, готовность к самопожертвованию и самоотречению ради блага и счастья другого; наиболее полно и последовательно в человеческой жизни альтруизм зазвичай оказывается в любви родителей, в особенности в материнстве. Аморалізм – отход от идеала и реальности. Анимизм (лат. anima – душа, дух) – вера у существования духов, одухотворенность предметов, в наличие души у людей, рос линь, животных. Антисфен (435 – 378 к н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Діогена, основатель школы киников. Проповедовал возвращение человека к естественному миру, необремененного социальными пороками. Антропоморфизм (грец. antropos – человек и morphe – форма) – наделения человеческими качествами явлений природы, предметов, животных. Апатия – (грец. apatheia – бесстрастие) – главное понятие этики стоицизма; означает душевный покой, невозмутимость, когда чувства и страсти не мешают деятельности ума. Аристіпп (пом. после 366 к н.э.) – древнегреческий философ, основатель Кіренської школы, обосновал гедонистическую мораль. Аристотель (394 – 322 к н.э.) – древнегреческий философ, Аскетизм – (грец. asketes – наученный упражнениями) – моральная установка на отречение материальных благ ради духовного самосовершенствования. Атараксия – это обретения ясного покоя, увольнения от всех хлопот и страданий. Ахімса – (санки.) в индуизме, буддизме, джайнизме принцип непричинения вреда живым существам. Ацентризм в этическом смысле означает культурная среда, принципиально лишенное стержню как в общему аксіологічному плане – отсутствие универсальных ценностей, так и в специфично идеологическом смысле – собственное ціннісно – нормативное санкционирование; все предыдущие центры притягивания – национальные государства, политические партии, профессиональная карьера, традиции и обычае – теряют свой моральный авторитет, так как ни один из них не имеет приоритетного значения. Бентам Єремія (1718 – 1832) – английский теоретик морали и права, представитель этики утилитаризма. Произведения: «Вступление к основам нравственности и законодательства», «Деонтология, или наука о морали». Библия – Святое письмо в хрисиянстві. Складывается с Старого (Вєтхого) и Нового заветов и служит основой христианского этического учения. Бінаризм (лат. – binarius - двойной) – философская категория, какую постмодерна критика употребляет против классического типа рациональности. Это понятие в частности фиксирует двойственность семантико – аксіологічної ментальності в этике: добро – зло; любовь – ненависть; правда – несправедливость и т.п.. Біоетика – научная дисциплина, центральной проблемой которой есть отношения к жизни иd смерти, новых технологий трансплантации органов зарождения и поддержания жизнь, к евтаназії. Благо – все, что имеет для человека положительное значение. Благодать – в христианстве дар Бога человеку, который проявляется прежде всего в возможности спасения. Благочестие – воплощения в жизни человека требований веры, соблюдения заповедей определенного вероучения. Блаженство – в христианстве высочайшее счастье, которое в полной мере может быть достигнут праведниками в раю. Бог – сверхъестественное духовное существо, творец мира, олицетворения и первоисточник истины, добрая, красоты, абсолют (в теизме). В политеизме – боги – духовные существа, которые властвуют над определенными силами и частями Вселенной. Братская любовь – основа всех типов любви. Она предусматривает солидарность с всем человечеством и исходит из того, что человеческое единство грунтуется на идентичности человеческой сущности безотносительно к образованию, знаний, талантов и т.п.. Вежливость – это требование этикета, которое предусматривает уважение к человеческой чести иd достоинства в повседневном общении. Вегетарианство (пізньолат. vegetarius – растительный) – учения и образ жизни, которые не допускают употребления в пищу мяса животных. Веди – (санскр. – священное знание) – древнейшая памятка индийской литературы, совокупное название песен, торжественных гимнов, жертвенных заклинаний, предписаний, правил, богословских обучений, есхатологічних соображений. Выбор моральный – акт моральной деятельности, которая состоит в том, что человек благодаря своей автономии определяется относительно системы ценностей (идеалов, принципов) и способов их реализации в конкретных поступках и поведении. Требование моральная – общее название для регулятивів моральных отношений: норм, идеалов, принципов, ценностей. Ответственность – положительное моральное качество, которое состоит в сознательном отношении лица к определенным моральным нормам, принципов и ценностей и готовности их отстаивать и воплощать. Вера – религиозная добродетель, несомненная уверенность, убежденность у чем-то. Волюнтаризм – моральный принцип, который возражает будь – которое внешнюю обусловленность поведения, усматривая его причину в индивидуальной воле. Воля – способность к моральному выбору и последовательному осуществлению соответствующих поступков. Ганді Мохандас (1869 – 1948) – выдающийся индийский мыслитель и политический деятель, успешно применял в политической и освободительной борьбе этические принципы ненасильництва. Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 – 1831) – представитель немецкой классической философии. Произведения: «Феноменология духу», «Лекции из эстетики». Гедонизм (грец. hedone – наслаждение) – этическое учение, которое провозглашает наслаждение в качестве определяющей движущей силы человеческого поведения; цель жизни – получения наслаждения и избежания страданий. Герменевтика (грец. hermeneutikos – объясняю) – теория, искусство интерпретации содержания основных моральных понятий, суждений, соответствующего текста вообще. Гетерономная (грец. heteros – другой и nomos – закон) этика – этика, которая грунтуется не на собственных принципах, а на заимствованных из других наук. Достоинство – особое моральное отношение человека к себе, что оказывается в осознании своей самоценности и морального равенства с другими людьми; отношения к человеку других людей, в котором признается ее безусловная ценность. Глобализация – это объективный процесс закономерного объединения всех народов Земли в единую гомогенную систему «нового мирового порядка»; эта система составляет определенную обобщенную модель всего исторического опыта человечества; новейшие тенденции интеграции в современном мире. Глобальные проблемы – это проблемы всего человечества, а их решения возможное лишь усилиями всех народов, которые заселяют Землю. Гордость – внешнее проявление чувства собственного достоинства. Грех – нарушения заповедей, или других религиозных законов; метафорически – плохой поступок. Гуманизм (лат. humanus – человечный) – принцип этики, которая пруд и принципом морали, основой которого есть убеждения в безграничных возможностях, способности к усовершенствованию человека, требование свободы и защиты его достоинства, признания права человека на счастье, провозглашения удовлетворения его потребностей и интересов конечной целью общества. Даосизм (кит. – школа дао) – философское учение Давнего Китая про всеобщий и невидимый закон всего существующего – дао, которому подчиняются природа, общество, поведение и мышления индивидов. Где (кит. – добропорядочность) – понятия даосизма, комплекс свойств Дао, которые человек может постигнуть и воплотить. Джайнизм – религиозно – философское учение, согласно которому до тех пор, пока душа «засорена» тонкой материей, она, по законам кармы, должна постоянно странствовать, приобретая новых існувань, и лишь освободившись от материи путем правильного познания и аскетизма, достигает спасения. Девіантна поведение (от лат. «отклонения») – поведение, которое признается несоответствующей относительно норм и образцов, общепринятых в определенном социуме. Демон – в древнегреческой мифологии олицетворения злой или доброй силы, которая может влиять на судьбу человека; в христианстве и других религиях – злой дух. Деонтология (от грец. «надлежащее») – 1) раздел этики, которая исследует проблемы обязанности и надлежащего; 2) учения про юридические, профессиональные, моральные обязанности, правила поведения медицинского работника по отношению к больного. Дескриптивная этика (от лат. «описание») – область этики, которое использует конкретно – социологический и исторический анализ для исследования функционирования морали в определенном социуме. Десять заповедей, Декалог – в соответствии с Библией заповеди, данные Богом Моисею на горе Синай, религиозно – моральный кодекс, положенный в основу иудаизма и христианства. Детерминизм – принцип, который провозглашает причинную обусловленность всего, в том числе поступков человека, его воли, противоположный индетерминизму. Дискурс (от лат. discursus - соображения) – суждения, обусловленное предыдущими соображениями; понятие «дискурсивный» противоположное понятию «интуитивный». Діанойя – срок древнегреческой философии, способность к мышлению. В этике Аристотеля и томизме діаноетичні добродетели – это мудрость и благоразумие. Дидро Дені (1713 – 1784) – выдающийся французский мыслитель – энциклопедист, теоретик искусства. Діоген Сінопський (ІУ ст. к н.э.) – представитель этической школы киников, ученик Антисфена, пропагандировал независимость от внешних влияний, приближения к природе, без жилья, без родины. Провозгласил себя гражданином мира – «космополитом». Добро – высочайшая, абсолютная всечеловеческая ценность, причастность к которой наполняет жизнь человека смыслом, оно становится самоценным, а не служит средством для достижения других целей; представления о добре находится в органической взаимосвязи с идеалом общества и личности. Добро и зло – наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, которые характеризуют положительные и отрицательные моральные и моральные сне ценности. Дхарма (санскр.) – 1) в этике индуизма - обязанность; 2) в буддизме – закон, открытый и провозглашенный Буддой, а также найдрібніша долька (атом) Вселенной. Евдемонізм (грец. eudemonia – блаженство) – способ обоснования морали, толкования ее природы и назначение, за которого достижения счастья считается главной целью жизни и основой моральных поступков. Евтаназія – приведения безнадежно больного к смерти. Евтимія – благое состояние души, которая не сводится лишь к удовлетворению, хотя и содержит его. Эгоизм – этическое понятие, которое отображает ценностную ориентацию человека на приоритет личного интереса; противоположный эгоизму. Экзистенциализм (лат. existentia – существование) - субъективистское учение, основной задачей которого есть установления содержания человеческого существования, непосредственно данного индивиду как его переживания своего «бытие – в – мире», через которое открывается бытие мира. Эклектизм (от грец. «выбран») – механистическое объединение элементов разных стилей и систем. Экологическая этика – учения про моральное отношение к природе иd всего живого, которое в том числе предусматривает ограничения прав и потребностей человека. Емпатія – это способность поставить себя на место и у положение другого человека. Епіктет (бл. 50 – 138) – древнегреческий философ – стоик, бывший раб, отстаивал свободу воли как ведущую добродетель человека. Епікур (341 – 270 к н.э.) – древнегреческий философ, приверженец евдемонізму, наслаждение понимал как страдание. Произведения: «Письмо к Менекея», «Главные мысли». Ескапізм (от англ. «убегать, спасаться») – стремления человека спрятаться от реальной действительности в мире иллюзий и фантазий. Этика (от грец. ethos – обычай, правило, образец) – философская наука, которая исследует природу, сущность, возникновения, развитие, структуру, функции морали, его проявления в разнообразных сферах деятельности. Эсхатология (грец. eschatos – последний, крайний и logos слово,учения) – религиозное учение о конечной судьбе мира и человека. Этика бизнеса – область этического знания, предметом которой есть взаимосвязь целей и средств предпринимательской деятельности, исследования моральных аспектов законодательства относительно бизнеса, а также влияния бізнесової деятельности на мораль субъекта бизнеса, общества, человечества вообще. Этика медпрацівників – область этической науки, которая исследует объективные основы, сущность, специфику, структуру и основные функции морали работников медицинской сферы деятельности. Этикет (от франц. еtiquette – ярлык, этикетка) – это совокупность правил поведения, которые регулируют внешние проявления человеческих взаимоотношений (формы приветствия, манеры, стиль одежды и т.п.). Этическое образование – процесс інтеріоризації человеком этической теории в личностные знания и убеждение. Етологія – наука, которая исследует поведение животных. Евгеника (от грец. – «доброго рода») – теория наследственности человека, путей улучшения здоровья; используется в обосновании расизма. Єпітимія (от грец. «наказание») – (христ.) церковное наказание за совершенный грех. Заповедь – повеления, которые належит авторитетному лицу или приписывается ей. Обычай – вид общественной дисциплины, которая исторически (и стихийно) сложилась и распространилась в обществе или коллективе; общий, обычный стиль действий и поступков, какого должны придерживаться индивиды, группы, общество вообще. Преступление – общественно опасное действие, за которое законом установлена уголовная ответственность. Метафорически употребляется понятия «моральное преступление». Знак – материальный объект, который воспринимается как носитель определенного смысла, значения, информации. «Золотое правило» - известный из времен античности принцип поведения, которое отображает предписание действовать по отношению к другому так, как хотелось бы, чтобы они совершали по отношению к тебе. Идеал (от грец. «первообраз») – представления о высочайшем совершенстве, образце, конечном целевом ориентире. Вирізняють этические, эстетичные и прочие идеалы. Идеализм – направление в философии, которая признает первичность идеи, духу. Императивность – понятия, которые фиксирует принудительный характер моральных требований. И. Кант выделяет две разновидности императивов: гипотетический, что имеет силу лишь при определенных условиях, и категоричный императив – безусловный принцип надлежащего поведения. Индетерминизм – противоположный детерминизма принцип, который возражает все всеобщность причинной обусловленности в мире, в частности человек наделяется свободой и свободой воли. Индивидуализм – принцип отношения лица к себе и других в форме самоутверждения через противопоставление себя другим. Индульгенция (лат. «милость») – в средневековом католицизме грамота об отпущение грехов, выданная Папой Римским. Инициация (посвящения) – передача племенных норм жизни поколению, которое достигло совершеннолетия. Инфантилизм (от лат. infantilis – детский) – особый психический состав человека, которая проявляет черты, присущий более раннему возрасту: эмоциональную недоразвитость, непостоянство, незрелость суждений, зависимость от других. Камю Альбер (1913 – 1960) – выдающийся французский писатель, мыслитель – экзистенциалист, теоретик искусства. Произведения: «Миф о Сизифе», «Мятежный человек». Кант Іммануїл (1724 – 1804) – выдающийся немецкий философ, творец трансцендентальных этики и естетики. Приверженец этического формализма, основатель теории автономной морали, сформулировал «категоричный императив» - моральный принцип надлежащего поведения. Произведения: «Основы метафизики нравственности», «Критика практического ума», «Критика способности суждения». Карма – (санскр.) в индуизме и буддизме действия,которые вызовут следствия, а также закон причин и следствий или воздіяння. Катарсис (грец. «очищения») – срок древнегреческой философии и эстетики для обозначения сущности эстетичного переживания, связанный с пифагорийской практикой применения музыки для очищения души от страстей. Психологическое состояние, вследствие которого противоречивые, временами трудные, мучительные переживания будто находят релаксацию и исчезают; религиозные чувства, которыми пронимаются верующие во время службы Божьей, за своим психологическим содержанием и динамикой весьма подобные к эстетичному катарсису. Категории (от грец. kategoria – утверждения) – это форма осознания в понятиях общих способов отношения человека к миру; категории отображают общие и важные свойства и закономерности природы, общественного отношения и мышление. Раскаяния – обусловленный работой совести акт глубокого просмотра личностью основ собственного поведения. Квиетизм – моральный принцип, сформулированный в ХУІІ – ХУІІІ ст., который требовал созерцательности в отношении к добрая и злая как к проявлениям воли Бога. Коллективизм – слаженная жизнь человека со миром и членов сообщества между собою. Утверждается путем направления деятельности отдельного человека на общий (общественный) интерес. Культурный релятивизм – означает возражения того, что будь – что народ (в особенности свой) единый владеет истиной. Консеквенціональна этика (від.лат. «следствия») – этические теории, в которых моральное значение поступков определяется в зависимости от следствий, к которых они приводят. Разновидностями этой этики есть: утилитаризм, гедонизм, евдемонізм и т.п.. Конфликт моральный – ситуация морального выбора, в которой нормы или ценности, которые побуждают к избранию определенной альтернативы, вступают у противоречие с нормами и принципами, которые связанные с другой альтернативой. Конформизм (от лат.conformis – соответствующий) – приспособленческое принятие готовых стереотипов поведения, безоговорочное признание существующих порядков, норм, правил, преклонения перед авторитетами. Конфуциантство (кит. – школа ученых – книгочеев) – етико – политическое учение, в котором центральное место сели вопрос моральной природы человека, жизнь семьи и управления государством. Коран (араб. – «чтения») – священная книга в исламе, переданная Аллахом Мухаммеду через откровение, основа этики ислама. Кордоцентризм (грец. kardia – сердце) – присущий ментальному сознанию украинцев стремления связать ентузіастичні установки человека с его чувствительной сферой, охватить в ограниченному безграничное, относительному – абсолютное. Лао Цзи (УІ – В ст. к н.э.) – давньокитайський философ, основатель даосизма. Нему приписывается авторство «Дао где цен», основой философского, религиозного и этического текста даосизма. Легізм (лат.legis – закон) – давньокитайське етико – политическое учение, согласно которому управления человеком, обществом и государством необхідног осуществлять на основе строгих законов, а не норм морали. Врачебная этика – сфера этического знания, предметом которой есть исследования принципов взаимодействия врача и больного с целью возвращения человеку физического и психического здоровья. Локаята (санскр. Лока – направленный только на этот мир) – давньоіндійська система материализма, что объясняла мир взаимодействием четырех элементов (земли, воды, огня и воздуха), провозглашала материальный мир единой реальностью, а целью человеческого существования – наслаждения. Магия (грец. mageia – гадание) – совокупность представлений и обрядов, основанных на вере в возможность влияния на окружающий мир через сверхъестественное (фетишей, духов) благодаря колдовскым действам. Макіавеллі Николо (1469 – 1527) – выдающийся итальянский философ и политический деятель. В работе «Володар» обосновал специфичность морали в сфере политики. Манеры (от франц. мaniere) – способ обращения, стиль языка, его интонация, тон, мимика, жесты, походка, сдержанность, уважение, чуткость; манеры регулируются этикетом. Маркс Карл (1818 – 1883) – выдающийся немецкий мыслитель, идеолог коммунистического движения, отстаивал социальную природу человека, исторический характер морали и эстетичных ценностей. Произведения: «Капитал», «Немецкая идеология». Материнская любовь – есть безусловной самоотверженностью у имени ребенка и его благосостояния. Материализм (лат. – вещественный) – направление в философии, которая исходит из того, что бытие есть первичным, а сознание, мышления – вторичным, производным, что мир есть материальным и познанным. Материя -объективная реальность, которая существует независимо от сознания. Метаетика – философская теория морали, которая старается осмыслить сферу этического, грунтуясь на основах, нейтральных относительно будь – что моральных и моральнісних убеждений и принципов. Метаетика противопоставляется нормативной этике. Милосердие – категория этики, в которой отображается сочувственная и действенная любовь, которая оказывается в готовности помогать каждому, кто требует помощи безотносительно к тому, есть ли этот человек близкой, знакомой ли целиком посторонней; в конечном счете, милосердие распространяется на всех людей, на все живые создания. Милицейская деонтология – раздел этики, которая рассматривает проблему обязанности работников органов внутренних дел, сферу моральных требований к них. Миф (грец. mythos – рассказ, пересказ) – наивно – символическое представление людей о мире. Язык этики – дискурсивный (логический, розсудковий) средство интерпретации языка морали, благодаря которому в процессе выяснения содержания сроков и высказываний морали происходит постижения природы, сущности и проявлений морали. Язык морали – средство передачи людьми своей моральной позиции, выраженной в оцінно – нормативных высказываниях, которые имеют недискурсивный, т.е интуитивный характер. Моїзм – философское учение, которое проповедовало общую любовь как непременное условие преодоления разногласий между людьми. Мокша – (санкскр.) реализация, спасения, духовное увольнение. Мораль (лат. – обычай, воля, закон, свойство) – система взглядов, представлений, норм, оценок, которая отображает реально имеющееся и желательное в отношениях из позиций интересов общества и человечества. Нравственность – способ организации человеческой жизнедеятельности, средство его нормального осуществления, то есть в формах человечности. Моральное требование – простейший элемент моральных отношений индивидов, которые подчиняются разным формам повинности. Моральная ответственность – характеристика личности с точки зрения выполнения ею моральных требований. Моральная деятельность – особая сфера деятельности, которая имеет предметно – содержательную определенность и специфику, подобно к производственной, научной, художественной. Моральная норма – в одинаковой мере адресованное всем людям повеление, которое следует неуклонно выполнять за будь – которое ситуации; проявление морали как формы общественного сознания. Моральная практика – сфера индивидуально – массовых проявлений поведения, отношений, деятельности, ориентированных на высочайшие, универсальные всечеловеческие ценности. Моральная самооценка – результат морального оценивания человеком своих поступков, их мотивов и моральных качеств. Моральное сознание – выражения идеального надлежащего, на которое следует ориентироваться. Моральное понуждение – чувствительная форма, в которой оказываются мотив и намерение к осуществлению соответствующего поступка. Моральная справедливость – соотношения нескольких явлений с точки зрения распределения блага и злая между людьми. Моральное качество – относительно стойкие признаки поведения человека, которые оказываются в однотипных поступках, которые отвечают критериям добра (добродетели, добропорядочности) ли противоречат им (моральные недостатки, пороки). Моральное правило – императивное положение, которым руководствуются в сожительстве, работы, поведению. Моральное воспитание – введения субъекта жизненности в поле человеческих отношений, то есть поле создания духовных связей, создания нравственности в моральнісних взаимодействиях общения. Моральный выбор – акт моральной деятельности, которая состоит в том, что человек, проявляя свою суверенность, самоопределяется относительно системы ценностей и способов их реализации в линии поведения или отдельных поступков. Моральный поступок – добровольное действие, которое объективно отвечает моральному требованию. Моральный идеал – категория этики, которая отображает высочайшие моральные требования, образцы наиболее ценных и совершенных моральных ориентиров и примеров для наследования. Моральный кодекс – систематизированные сведения моральных норм и правил, которые рекомендуют тот или другой способ морального поведения людей в условиях определенной профессиональной деятельности. Моральный мотив – внутренняя, субъективно – личностное понуждение к действию, заинтересованность в ее реализации и ориентации на моральные поступки. Моральное намерение – решения человека сделать соответствующее моральное действие и достичь ожидаемого результата. Моральный самоконтроль – сущность и механизм самостоятельного регулирования личностью своего поведения, его мотивов и понуждений. Моральный стыд – волнение, смущения за недостойное поведение. Моральные отношения – ценностные смысловые аспекты всего общественного отношения, ориентированные на высочайшие всечеловеческие ценности. Надлежащее – категория этики для обозначения нормативных установок морального сознания. Намерение – замысел, желания сделать что – небудь, есть объектом моральной оценки. Неопозитивизм – современное философское направление, в центре которого находятся рожденные развитием современной науки актуальные філософсько – методологические проблемы: роль знаково – символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки; природа и функции математизации и формализации знания и т.п.. Нирвана – (санскр.) конечная цель буддийской практики, выход из сансари, состояние полного отсутствия желаний и жажды жизни. Ніцше Фридрих (1844 – 1900) – выдающийся немецкий философ, представитель имморализма, теоретик искусства. Основные работы, посвященные этике и эстетике: «По ту сторону добрая и злая», «Рождения трагедии из духу музыки». Новый завет – вторая часть Библии, состоит из 4 – х «Евангелий», «Действий апостолов», «Посланий апостолов» и «Откровения Иоанна Богослова» («Апокалипсис»). Упорядоченный в ІУ ст. Содержит основы христианской морали. Номадологія (от nomad – кочевник) – это фундаментальная для постмодернизма установка на отказ от жестокой структурной организации бытия. Нонконформизм (лат. – неподобный, иной) – срок сначала церковного содержания, означал сектантов – раскольников. Сегодня под этим сроком понимают инакомыслие и дисиденство. Для Н. к. характерное критическое непринятие господствующих мыслей и стандартов, стереотипов массового сознания, традиций, авторитетов, принципов, установок и официальных пропагандистских клише. Нормативная этика – область этики, в которой обосновываются определенные моральные принципы и нормы и формулируются предписания морального поведения. Обязанность – моральная задача, которая внутренне воспринимается индивидом как необходимость воплощения определенных этических норм, принципов и идеалов. Оптимизм (от лат. optimus – наилучший) – мировосприятия, пронизанное жизнерадостностью, верой в будущее. Оценка моральная – установления соответствия поступков определенным принципам и нормам морали. Парадигма (от грец. paradeigma – образец, пример) – эталон для решения конкретных задач науки; есть меркой, с помощью которой выбираются, оцениваются и исследуются факты, идеи, теории; парадигма – это идеология конкретной области научного исследования; будь – что теория развивается в границах определенной парадигмы. Паралогизм (грец. paralogismos – ошибочное умозаключение) – непреднамеренно неправильно построенное соображение. Патернализм (лат. paternus – родительский) – система моральных норм, которая предусматривает покровительство, опекунство и соответствующие ожидания относительно поведения людей разных социальных положений. Педагогическая этика – наука о моральной ценности отношений, выработанных в навчально – воспитательной деятельности. Пессимизм (лат. pessimus – наиболее плохой) – пронизанное унынием, отчаянием мироощущения; взгляд, согласно которому в мире преобладает зло, а потому человек обреченная на страдание ныне и в будущем. Плотін (204/205 – 270) – выдающийся философ – неоплатонік. Душа, стремя к первоисточнику – Единого, может воспринимать мир как его эманацию (восхождения) – на этом грунтуются этические и эстетичные взгляды философа, изложенные в «Еннеадах». Плюрализм национальный – оказывается в признании равноценными всех народов и этносов, современный мир рассматривается как многонациональное и поле этническое образование. Уважение – категория этики для обозначения практического признания гідноті личности; уважение есть одной из важных моральных требований, которые относятся в околице общения; она предусматривает признания достоинства в действиях, мотивах міжсуб’єктного общения, а также относительно социальных условий. Поведение – совокупность всех (в отличие от деятельности) поступков человека, которые осмысливаются в определенной последовательности и системности. Покаяния – в православии и католицизме таинство, которое состоит в откровенном раскаянии человека в грехах, во время исповеди и в отпущении ей грехов Христосом через священника. Постмодернизм – это философская категория для определения философского направления, которое содержательно и аксіологічно отмежевывается не только от классической, но и от неклассической традиции и определяет себя как постнеокласична философия. Праведность – религиозная добродетель, святость жизни, безгрешность. Прагматизм (лат. pragma – дело, действие) – философское течение, Презумпция (лат. praesumptio – предусматриваю, угадываю) невинуватості – демократический правовой принцип судопроизводства, согласно которому подозреваемая или обвиняемая в совершении преступления лицо считается невиноватой до тех пор, пока ее вина не доказана в предусмотренному законом порядке. Принцип (лат. principium – начало, основа) – основа определенной совокупности (ли всех) фактов или определенной (ли будь – которой) системы знаний. Принципы этики – система понятий, которые отображают исходные, основоположные основы осуществления человеческой жизненности, пути и средства создания человечности жизнь в единства телесной и духовной, чувствительной и рациональной природы человека. Прогресс (лат. progressus – движение вперед, успех) морали -процесс становления человеческого в человеке, формирования гуманистических отношений между людьми. Провиденциализм (лат. providential – предусмотрения, провидения) – понимания причин общественных событий как проявления воли Бога. Профессиональная этика – есть теорией профессиональной морали, она есть интеллектуальной рефлексией относительно проблем этой морали в той или другой сфере трудовой деятельности. Принципы этики есть также определенными парадигмами, или образцами, которые определяют особенности поведения людей во время выполнения профессиональных обязанностей. Психоанализ – авангардная теория, сосредоточенная на исследовании психического несознательного (несознательных психологических процессов и мотиваций). Пуризм – направление в искусстве, которое отводит центральное место стремлению чистоты и суровости обычаев. Рай – в разных религиях место посмертного блаженного пребывания праведников. Рамакрішна (Гададхар Чаттерджі) (1834 – 1886) – выдающийся индийский мыслитель – подвижник. Его синкретическое религиозно – этическое учение провозглашало необходимость служения Богу, мира и ближнему. Реализм – направление в искусстве, основным принципом которого провозглашается правдивое воспроизведение действительности. Редукціонізм (лат. reduktio – возвращения, восстановления) в этике – сведения высшего (моральных отношений между людьми) к низшего (поведения животных). Релятивизм – философский взгляд, согласно которому ценности (например, этические или эстетичные) имеют относительный характер. Противоположный абсолютизму. Репутация (от лат. reputation – соображения) – мысль про моральное лицо конкретного человека, что сложилось у его окружение. Эта мысль грунтуется на моральной оценке деятельности, поведения и поступков человека и находит выражение в признании ее заслуг и авторитета в коллективе. Рефлексия (лат.reflexio – выгон, отображения) – осмысления человеком собственных действий и их закономерностей, самопознание, которое раскрывает духовный мир человека; в психологии – самоанализ, раздумья человека (временами чрезмерные) про собственное душевное состояние. Ригоризм (от лат. «твердость», «суровость») – педантическое, мелочное соблюдение определенных принципов, разновидность этического формализма. Ритуал (ritus – священный обряд) – представляет собой обрядовые церемонии демонстративного характера, которые осуществляют в торжественных обстоятельствах (брак, крещения, конфирмация, присяга и т.п.); цель ритуала – вызвать у людей конкретные чувства. Самообладание – одно из проявлений самоконтроля, который состоит в способности человека, контролируя свои чувства, направлять деятельность на решение сознательно поставленных моральных задач. Самооценка – оценка лицом самой себя, своих возможностей и моральных качеств. Самоуважение – это понятия, которое отображает в своем содержании удовлетворения человека собою и положительное отношение к себе; в зависимости от того, идется ли про общую моральную оценку личности, отдельных ли его ролей или идентичности, различают общую и специфическую (например, учебную, профессиональную) самоуважение; в психологическом значении самоуважение и осознания собственного достоинства – это личностное ценностное суждение, которое отображает согласованность реального и идеального «Я» человека. Свобода – способность человека действовать соответственно своим интересам иd целей, учитывая знание законов объективной необходимости. Святые – в христианстве и исламе праведники, каким дарованное вечное блаженство. Святость – в христианстве и исламе вольность от власти греха и відзначеність божественной благодатью. Символизм – направление в искусстве конца ХІХ – начала ХХ ст., что был связан с идеалистическими философскими течениями, основу которых составляло представление о два мира – мысленный мир повседневной реальности и трансцендентный мир настоящих ценностей; провозглашал главным художественным средством символ как выражения непостижимой сути предметов и явлений. Скептицизм (грец. skeptikos – недоверчивый) – античное философское учение, которое возражало возможность достоверного знания и рациональное обоснование норм поведения. Сковорода Григорий (1722 – 1794) – выдающийся украинский философ. Отстаивал идее добра и красоты, необходимости самопознания, «сродної работы», символічності искусства. Произведения: «Кольцо. Дружеская речь о душевном покое», «Симфония, нареченная Книга Асхань о познание самого себя». Скрижали – в соответствии с Библией каменные плиты, на которые были выбитые заповеди, полученные Моисеем от Бога на горе Синай. Смысл (смысл) жизнь – морально – мировоззренческое представление человека, за которым она сопоставляет себя и свои поступки с высочайшими ценностями, идеалом, оправдывается перед собою и другими. Снобизм (от англ. – snob) – характеризует поведение человека, которая старается придерживаться манер, вкусов, модных тенденций так называемого «высшего мира». Совесть (совесть) – этическая категория морального самосознания, которое характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и делать самооценку собственных поступков. Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – выдающийся русский мыслитель, основатель философии Всеединства. Произведения: «Смысл любви», «Оправдания добрая», Красота в природе». Стыди – категория этики для определенияощущения вины перед людьми, как правило, сопровождается волнением. Сотеріологія - (грец.) учення о спасение,часть богословия в разных религиях. Социалистический реализм – направление в советском искусстве, которое ставило цель правдивое и исторически конкретное изображения действительности в соединении с задачей идейной переработки трудящихся в духе соціалізмц. Софизм (грец. sophisma – суждения, придуманное хитро, умно) – соображения, которые кажется правильным, тем не менее в нем нарочно допущенная логическая ошибка для предоставления видимости истинности ошибочному утверждению. Спасения – понятия религиозной этики, в большинства религий – вольность от греха и достижение высшего блаженства. Сочувствия – категория этики, которая характеризует понимания чувств и мыслей другого человека, предоставления моральной поддержки его стремлениям и готовность оказывать содействие их осуществлению; именно в сочувствии наиболее полно и последовательно реализуется заповедь: «Любы ближнего твоего, как себя самого» (Матей 22:39). Общения – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и привычками, а также результатами деятельности; общения представляет собой одну из необходимых предпосылок функционирования общества и личности. Исповедь – признания верующего в своих греховных действиях и промыслах. В православии и католицизме исповедь осуществляется перед священником в таинстве покаяния. Соблазн – понятия религиозной этики, испытания, в котором проявляются праведные или греховные свойства души человека. Справедливость – категория, которая используется в этике, правые, общественных науках для обозначения надлежащего в отношениях между людьми и в деятельности социальных институтов. Также – положительное моральное качество, которое выступает внутренним критерием справедливости социальной. Восприятия – отображения в сознания явлений, предметов и идей. Стиль поведения – это стойкие черты общения, которые постоянно воссоздаются и присущий определенному человеку или группе людей. Стоицизм – направление в античной философии и этике, что отстаивал необходимость укрощения страстей и наследование бесстрастия природы (апатия). Представителями стоицизма были Зенон, Марк Аврелій, Сенека. Страшный суд – в христианстве суд Христоса над всеми людьми в конце времен, которое состоится во время его второго пришествия. Представления о Страшном суде есть также в иудаизме и исламе. Структура семьи – совокупность отношений между людьми, связанными родственными связями. Структурная антропология – область современного гуманитарного знания, которая изучает структуры родственности; основоположник – французский ученый Клод Льве – Строс. Субординация (от лат. sub + ordination – установления подчинения) – система служебного подчинения младших старше чином или званием. Судебная этика – область юридической этики, которая исследует комплекс моральных запретов и разрешений, обусловленных спецификой рассмотрения и решения в судебных заседаниях криминальных, гражданских, административных дел. Совесть – осознания и ощущения моральной ответственности за свое поведение, в том числе и перед самым собою. Способность лица к самооценке. Сущее – выражается в реально существующих норовах, действительных ценностных значениях реальных форм общественных связей между людьми. Табу – это недопустимость определенных действий и провозглашение нетронутыми определенных объектов. Табула раза (Табула раса) (лат. tabula rasa – «чистая доска») - срок сенсуализма (Дж. Локк и др..), что обозначает начальное состояние сознания (грудной ребенок), когда вследствие отсутствия опыта человек лишенная будь – что знаний. Итак, педагогическое влияние на ребенка имеет решающее значение для ее становления и обретение определенных (в частности, этических и эстетичных) идеалов и принципов. Тальйон (лат. talio – месть, которая достигается задачей одинакового вреда) – первоначальный обычай, который регулировал отношения между кровнородинними коллективами и вменял в обязанность родственников при осуществимые мести руководствоваться нормами простого равенства. Телеологическая этика (от грец. «цель» и «учения») разновидность консеквенціональної этики, одним из основных принципов которого есть утверждения про социально целесообразный характер нравственности. Теодицея (грец. «боговиправдання») – в христианстве учения, которое объединяет признания наличия зла в мире с представлением о Боге, который не имеет в себе злая. Кроме этого, наиболее известные решения данной проблемы предложенные стоиками и Г. – В. Лейбніцем. Теология (грец. theologia, от theos – бог и logos – слово, учения) – совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, который грунтуется на текстах, которые считаются божественным откровением). Теономна этика – этическое учение христианства, которое рассматривает нравственность как сферу взаимоотношений человека с Богом. Основным моральнісним принципом теономної этики есть любовь. Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – категория этики, которая характеризует отношения человека к интересам, убеждений, верований, обычаев и поведения других людей. Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910) – большой русский писатель, мыслитель, отстаивал теорию непротивления злую силой. В конце жизнь противопоставлял добро и красоту и предоставлял преимущество этике в противоположность эстетике. Произведения: «Царство Божье внутри нас», «Путь жизни». Томизм – направление в схоластической философии и теологии католицизма, для которого характерное стремление соединить христианские учения с акцентированным вниманием к правам ума и здравого смысла. Тора (євр. «закон») – священная книга иудаизма в виде свитка. Ее перевод составляет первые пять книг Библии. Содержит основы морали иудаизма, христианства и ислама. Тотемизм – вера в родственность групп людей (рода, племени) с конкретными видами животных, растений, явлениями природы. Увей - (кит.) недействия, идеал человеческого поведения в даосизме. Утилитаризм (от лат. «польза», «выгода») – моральный принцип, который предусматривает оценивания всех явлений с точки зрения их полезности, а также направление в этике, начатое Е. Бентамом, который провозглашал пользу основой морали. Фанатизм (от лат. «неистовый, невменяемый») – слепая благосклонность к определенной идеологии, нетерпимость по отношению к будь – которое других взглядов, принципов и ценностей. Фарисеи, фарисейство (євр. «те, которые отделились») – секта в иудаизме (ІІ ст. к н.э. – ІІ ст. н. э.), представители которой настаивали на строгом соблюдении религиозных норм, выступали против влияния эллинизма. В соответствии с Евангелиями фарисеи отличались притворным благочестием. Фатализм (от лат. «неотвратимый») – принцип или учения, которые утверждает перед определенность событий, возражает свободу воли и случайность. Фетишизм (португ. «амулет») – вера у существования сверхъестественных свойств материальных объектов. Фома Аквинский (1224/26 – 1274) – выдающийся христианский философ, основатель томизма. В основе нравственности, за Фомой, два закона – естественный и божественный. Основное произведение мыслителя – «Сумма теологии». Формализм этический – методологический принцип в этике, которая старается найти универсальный подход к решению этических проблем, полагаясь именно на форму морального предписания, и из которого вместе с тем можно было бы вывести конкретные моральные требования в определенной ситуации. Фройдизм – совокупность школ, представители которых истолковывали разнообразные процессы и явления, которые касаются человека и общества, на основе психоанализа. Футурология (лат. futurum – будущее и грец. logos – слово, учения) – наука о будущем человечества. Хайдеггер Мартин (1889 – 1976) – немецкий философ, представитель экзистенциализма и философской герменевтики. Произведения: «Бытие и время». Харизма – это понятия для определения міфологізації общественной мысленным взором добродетелей определенного лидера, наделения его чертами морального идеала. Царство небесное – обещанная для праведников посмертное вознаграждение в разных религиях. Цицерон Марк Тулій (106 – 43 к н.э.) – римский мыслитель, теоретик риторики, классик латинской художественной и философской прозы. Старался соединить этические идеи стоиков и Аристотеля. Работы: «О границах добрая и злая», «О дружбе». Церемониал (от лат. cerimonia – благоговение) – определенный порядок действий, направленный на соблюдение внешних условностей. Ценности – понятия, которое указывает на исключительную значимость чего-то для определенной группы людей или отдельных лиц. Вирізняють духовные, этические, эстетичные, материальные и прочие ценности. Добродетель – положительное моральное качество человека. Честь – положительное моральное качество, связанное с представлением о моральной значимости человека как представителя человеческого сообщества или определенной общины или профессии. Чистилище – в католицизме место между адом и раем, где души грешников, которые не отягощенные смертельными грехами, очищуються огнем. Шариат (араб. «путь к цели») – исламская система юридических, теологических и моральных норм. Шеллінг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775 – 1854) – выдающийся немецкий философ. На протяжении жизни ее взгляды изменялись от идей немецких романтиков к религиозной «философии откровения». Произведения: «Философия и религия», «Философия искусства». Шефтсбері Антоне Ешлі Купер (1671 – 1713) – выдающийся английский философ – моралист, естетик. Исходя из неоплатонічних идей делал акцент на родственности добра и красоты. Произведения: «Моралисты», «Вторичные признаки, или Язык форм». Благородство – моральное качество, которое характеризует поступки людей с точки зрения приподнятых, величественных мотивов, которыми они обусловлены. Шопенгауер Артур (1788 – 1860) – выдающийся немецкий мыслитель, естетик. В этике считается представителем философского пессимизма. Основное произведение – «Мир как воля и представления». Счастье – ощущения глубокого удовлетворения и безграничной радости. Щедрость – положительное моральное качество, которое состоит в готовности делиться с другим. Юм Девід (1711 – 1776) – выдающийся английский мыслитель, представитель философского скептицизма и агностицизма. Работы, где представленные его этические и эстетичные взгляды: «Трактат о человеческой природе», «Эссе». Юнг Карл Густав (1875 – 1961) – выдающийся швейцарский психолог и мыслитель, основатель аналитической психологии, которая предложила как основу истолкования художественного творчества учения об архетипах коллективного несознательного. Произведения: «Психология и литература». Юридическая этика – научная дисциплина, которая занимается изучением моральной программы при осуществимые юристами (всех правоохранительных органов) своей правочинної деятельности. Юркевич Памфил (1827 – 1874) – украинский и русский философ, учитель В. С. Соловйова. По мнению Юркевича, основную роль в моральной, религиозной, познавательной деятельности человека, его духовному развитию сыграет «сердце». Главная работа – «Сердце и его значения в духовной жизни человека, за учением слова Божьего». Ясперс Карл (1883 – 1969) – немецкий философ – экзистенциалист, исследователь психологии в творчества. Человеческая «вместо», за Ясперсом, наиболее полно проявляется в предельных ситуациях (страдания, смерти, вины и др.), что есть предметом для таких видов духовного творчества, как религия и искусство. Основные работы: «Психология світоглядів», «Духовная ситуация эпохи», «Истоки и цель истории», «Судьба и воля».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.051 сек.) |