АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этическая проблематика периода существование Киевской Руси

Читайте также:
  1. Анатомо-физиологическая характеристика периода новорожденности.
  2. Архитектура Древней Греции Классического периода
  3. Билет № 8 Философия досократовского периода.
  4. Близнецовый Метод и Проблематика «Предрасположенность-Окружающая Среда»
  5. Борьба за существование
  6. Борьба за существование и ее формы.
  7. Былое и думы» А.И.Герцена: поэтика и проблематика.
  8. Бытие, существование
  9. В краткосрочном и долгосрочном периодах времени
  10. В стоимостной оценке по периодам работы предприятия расходы различаются от затрат.
  11. Ведение 2 периода родов.
  12. Ведение 3 периода родов.

Этическая проблематика Киевской Руси (ІХ-ХІІ столетий) формируется соответственно потребностям создания государства и в соответствии с христианским моральным идеалом. Он утверждается, с одной стороны, под влиянием идей византийских Отцов Церкви, работы которых приходят на Русь вместе с христианством. С другой стороны, складывается собственная проповедницко – поучительная традиция. Поучительность в культуре Киевской Руси развивается в двух основных направлениях. Первое связанное с церковной ортодоксией и обращенный к монахам и служителям церкви. В нем противопоставляется два мира: земной и небесный. Земной – это мир злой, текущий и неистинный, мир плотской жизни. Об этом свидетельствует житийная литература, в частности «Житие Феодосия Печерского», «Житии Бориса и Глеба», «Киево – Печерский патерик». Богословское направление имеет «Поучения братии» епископа Новгородского Луки Жидяты (умер 1059). Основное внимание в «Поучении» сосредоточено не на религиозных, а на социально – этических проблемах. Звучат призывы быть правдивыми, беспокоиться о ближних, в особенности о бедных и сиротах, избегать ссор и недоразумений, не быть злопыхательскими, обманными, жадными. Однако эти произведения не содержат проповеди монашеского аскетизма, характерного для византийской церковно-учительской литературы Х-ХІ столетий. Много идей имеют яркий светско-гуманистический характер. В них объединяются религиозные идеи и народно-мифологические представления о мире. Можно заметить объединения древнеславянской мифологии и христианства.

В целом, духовную культуру княжеской поры можно охарактеризовать как религиозно – философско – этический комплекс, направленный, прежде всего, на осмысление актуальных проблем тогдашней общественной жизни. Ведущие позиции в этической проблематике имеют проблемы воспитания человека, указывается, каким образом он может служить Богу. Мудрость рассматривается не как знания моральных истин, а как их выполнения. Человеческая жизнь видится светлым и жизнерадостным, преисполненным морального содержания. Мир - это единство реального и идеального, земного и божественного. В мире властвует добро. Поэтому идея спасения вмещается в концепции увольнения плоти от греховности. Памятки Киевской Руси концентрируют внимание на ценностной характеристике человека.

В контексте такого взгляда приобретают вес понятия «честь» и «слава», воспетые в выдающейся памятке светской литературы ХІІ столетия «Слово о Игореве походе». На понятии «честь» формируется идеальный образ князя и княжеского дружинника.В «Слове» доминирует мотив любви к родной земле, желания защитить ее от вражеских нападений и ограблений, причинами которых есть соперничество князей за власть. Силой поэтического слова автор старается убедить князей забыть распри и раздор, сплотиться для защиты родной земли.

Светская власть, которая была организатором жизни в государстве, сотрудничала с духовной. Непротиворечивость двух властей создавала у населения видения слаженности земного и небесного миров.

Образ морального согласия как идеала добропорядочности содержит выдающаяся памятка письменности «Поучения своим детям» Владимира Мономаха. Автор воспевает добродетельную мирскую жизнь, активное создание добра в государстве и семье, в отношениях между людьми. В произведении можно найти слова осуждения насилия над слабыми и убогими, содержится призыв создавать добро, "иметь душу чистую и непорочную, язык сдержан, ум смиренный". Вместе с тем автор осуждает такие моральные недостатки, как вранье, пьянство, леность, и делает акцент на необходимости трудолюбия, образованности, настойчивости в делах - в обучении, в доме, на войне и на охоте.

Центральной фигурой этого периода отечественной культуры был митрополит Илларион, автор «Слово о Законе и Благодати». Его деятельность и творчество приходится на первую половину ХІ ст.Автор говорит, что государственный закон разъединяет людей - кого-то поднимает, а кого-то унижает. Другое дело - благодать. Это истина, которая одинаково светит всем людям, объединяет, а не разъединяет их. Божественные истины являются источником спасения, ведь они направляют верующих не на земное и текущее, а на вечное. Илларион подчеркивает, что Иисус Христос завещал наследовать его в делах земных, то есть сознание верующих он направляет на моральное служение другим людям.

Этическая доктрина Иллариона:

- ветхозаветная иудейская мораль имеет узко этнический характер в отличие от универсализма евангельской морали;

- содержание благодати образовывает евангельская истина;

- нет избранных, все являются равными.

Те, кто познали истину, стали новыми людьми, постигли новые идеи о назначении и ценности человека. Такое осмысление евангельской доктрины приобретало конкретное политическое значение, так как на основе Святого Письма утверждало право Киевского государства на независимое и равноправное существование среди других стран и народов. В этом состоит главный этический пафос доктрины евангельской морали митрополита Иллариона.

При всем богатстве тенденций осмысления моральной проблематики, в духовной жизни Киевской Руси прослеживается целостность взглядов на ценности человеческой жизни. Господствующей была тенденция уважения к человеку, морально слаженного ее жизни с миром, с другими людьми и с собою.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)