|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этические учения Давнего ВостокаВ І тыс. к н.э. в странах Старинного Востока – Иране, Китае, Индии формируются первые школы и направления этических учений. Со временем они отделяются от космологических и натурфилософских взглядов на мир и создают особые религиозно – философские системы, очерчивая собственную проблематику: зороастризм, конфуцианство, даосизм, брахманизм, джайнизм, буддизм и т.п.. Восточные мудрецы рассматривали моральные феномены как свойства, присущие всему вселенной, которая, по их мнению, был пронизан животворной духовностью. Такие вечные понятия, как добро, справедливость, любовь трактовались ними в качестве законов мироздания. Одно из первых этических учений возникло 3500 лет тому в Азии внутри зороастризма, который был государственной религией трех могущественных персидских империй (Ахеменидов, Селевкидов и Сасанидов). Существенное влияние он имел на иудаизм, христианство и ислам. Священные писания зороастризма известные под общим названием Авеста, которая означает «доказательное высказывание». Основные черты морального учения зороастризма: - вечное противостояние и борьба двух начал – добра и зла; - приход Спасителя и его победа над взлом; - очищения природы как фактор моральной чистоты; - моральный выбор каждого человека между добром и злом; - непосредственное участие людей в борьбе с взлом как необходимый фактор окончательного преодоления зла и вознаграждение за моральные добродетели – вечная жизнь в земном Раю. Древнеиндийской этике, которая складывается в ІІ – І тыс. к н.э., присуще богатство представлений о смысле морали. Определяется четкая регламентация характера отношений кастовым делением индийского общества. В центре внимания – человек, его психика, моральные аспекты бытия. Брахманизм возник в Х ст. к н.э., определил четкие регламентации жизни и поведения верующих всех каст. Брахманские «Законы Ману» - сборник правовых и этических норм. В этом учении основное внимание обращенная не на земная жизнь, а на потусторонний мир, на идею отплаты за добро и зло (закон кармы), на «перевоплощение» души человека после его смерти. На основе этой религиозно – мифологической идеологии формируются шесть ортодоксальных брахманских систем (Веданта - покорность, Йога – моральный аскетизм и самоотречения, Ньяя – отречения от мира как путь увольнения от страданий, Санкхья – моральное самопознание, Миманса – «знания» моральных правил и их выполнения и Вайшешика), то есть учений, которые признают авторитет «Ведов» и «Упанишад». Это древнейшие памятки индийской литературы, которые содержат песни, торжественные гимны, жертвенные заклинания, предписания, правила, богословские обучения. Когда брахманизм начал терять ведущие позиции в духовной жизни народов Индии, приблизительно в УІ ст. к н.э., сформировались религиозные учения джайнизм и буддизм. Джайнизм – религиозно – философское учение, согласно которому до тех пор, пока душа «засорена» тонкой материей, она, по законам кармы, должна постоянно странствовать, приобретая новые существования, и лишь освободившись от материи путем правильного познания и аскетизма, достигает спасения. Счастье джайнисты обещали не в потусторонней жизни, а в земной жизни при условии надлежащего поведения. Чтобы достичь личного спасения, надо было отвечать правилам «трех ценностей»: правильно понимать (благодаря правильной вере), правильно познавать и правильно жить, а практическому достижению цели – увольнения от кармы – помогают аскетизм, бедность, удержания от страстей и благие действия. Моральным идеалом в джайнизме есть мудрец – святой. Достичь его может каждый человек благодаря усилиям, самосовершенствованию, собственному моральному мужеству. Человека, которая достиг увольнения от материального мира, называли победителем (джина) и героем (вера). Душа победителя овладевает безграничным знанием, безграничной верой, безграничной силой и безграничным блаженством. Буддизм, основанный индийским принцем Сиддхартхой Гаутамой (близко 583 – 483 гг. к н.э.), имел значительное влияние на этические основы индийского общества. После пустыннической жизни в поисках правдивого пути, он получил имени Будда, то есть пробужденный, просветленный. Жизнь Будды, благородство и глубокая мудрость его учение сделали его одним из наибольших моральных авторитетов в истории человечества. Это учение обещало спасения всем людям, независимо от кастовой принадлежности. Идея духовного равенства людей обусловила популярность буддизма среди широких масс население. Суть этого учения можно сформировать как четыре благородных истины: - жизни являются страданием; - причина страданий – человеческие желания и страсти (жажда к жизни); - возможное увольнение от страданий через преодоление желаний; - отказ от жизни, посвященного чувствительной радости. Человек, которая следует всем этим благородным истинам, есть святой и приближается к конечной цели – нирваны (успокоение, угасания)– высочайшее блаженство. Буддизм осуществил ощутимое воспитательное влияние на мораль индийского общества, тем не менее соблюдения всех норм буддийской этики противоречило устройству жизни, что формировался тысячелетиями на основе индуизма, авторитету Вед, который был отброшен Буддой. Среди неортодоксальных философских школ Давней Индии в І тыс. к н.э. сформировалась локаята – древнеиндийская система материализма, что объясняла мир взаимодействием четырех элементов (земли, воды, огня и воздуха), провозглашала материальный мир единой реальностью, а целью человеческого существования – наслаждения. В соответствии с этической концепцией локаяты цель бытия состоит в заботе о благополучии человека, который в конце концов оказался в гедонизме. Разновидностью локаяты было оптимистичное, радостное жизнеутверждающее этическое учение червака, которое возражало моральный аскетизм и избежание радости жизни. Признавая ценность земной жизни человека, оно оправдывало стремления сделать его счастливым. Итак, не считаясь с то, что источником этических учений Давней Индии были священные книги Веди, каждое из них имело свою специфику, обусловленную разными взглядами на провозглашаемые в этих книгах основы человеческого бытия и сосуществования, постепенным перенесением внимания народов, которые населяли страну, из явлений внешнего на внутренний мир человека. В культуре Старинного Востока значительную роль отыгрывали этические учения Китая. Характерное для китайской культуры представление о слаженности бытия естественного мира и моральные проблемы человеческой жизни нашло соответствующее отображение в этических учениях. Мир природы видится как мир взаимодействия пяты стихий: вода, огонь, земля, дерево, металл. Называют также пять явлений природы: дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер. Соответственно они определяют пять человеческих качеств: мудрость, человечность, верность, почитания старших, мужество. Значительное влияние на формирование моральных основ китайского общества маленькая деятельность выдающегося философа – этика Конфуция (551 – 479 к н.э.). Его мало интересовали основные проблемы философии, в частности онтология и гносеология, сосредоточиваясь преимущественно на проблемах природы морали, семьи, управления государством. Главные принципы этического учения Конфуция: - понимания воли Неба; - оказания почестей старших (предков, правителей, чиновников, родителей, старшего брата); - гуманность (жень) в отношениях из ближними; - образованность (знания древних книг, умения писать произведения и т.п.); - исправления имен (моральный идеал в прошлом).
Высокая нравственность Конфуция и его моральные идеи стали примером для его учеников, последователей и китайского общества.
Конфуцианство (кит. – школа ученых – книгочеев) – этико – политическое учение, в котором центральное место сели вопрос моральной природы человека, жизнь семьи и управления государством.
Под влиянием конфуцианства образованность, книжная мудрость приобрели важного морального значения, сделались одной из главных моральных добродетелей благородного человека и стали настоящим культом в Китае.
Одним из важнейших направлений развития этической мысли в Давнем Китае был даосизм, который сформировался в середине І тыс. к н.э. В отличие от конфуцианства, он не стал ведущим религиозным течением, но благодаря введению понятие «Дао» это учение заняло почетное место в истории этической мысли. Основоположником этой системы есть Лао Цзи (УІ – В ст. к н.э.), современник Конфуция. Главный трактат философии даосизма «Путь добропорядочности» («Дао децзин»). В его основу положенные традиционные для китайского народа представления о гармонических связях естественной и общественной жизни. «Дао» (путь) обосновывается как свыше бытия, большое единое, безграничная деятельность, закон природы, общества, отдельного человека (его мышления и поведения).
Даосизм (кит. – школа дао) – философское учение Давнего Китая про всеобщий и невидимый закон всего существующего – дао, которому подчиняются природа, общество, поведение и мышления индивидов.
Нарушения «дао», вызванное позорным поведением людей, становится причиной человеческих несчастий. Даосизм учил отказу от чувствительных удовлетворений, от страстей, от материального мира. Отказ от желаний, пассивно – созерцательная жизнь утверждается как высшее благо.
Основные черты этического учения даосов: - наследование Дао; - не действия (Вей); - гуманность в отношении к всех; - оказания почестей долголетия; - миролюбивость (осуждения войн). - Идеалом общественного отношения в этике даосизма есть патриархально – общинные обычаевые отношения. Объектом его критики есть государство, которое ведет к войнам, поборов простого люда и т.п.. Основные положения этики даосизма провозглашают необходимость соблюдения определенного природой пути, исповедования принципа не действия. Счастье народа состоит в возвращении к равенству и родоплеменных отношениям, а счастье мудреца – в воздержания, простоте, близости к природе. Поэтому в настоящем человеке главным есть не «благородство» (социальный статус), а естественность добропорядочности. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |