|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Украинская этическая мысль в XX - начала XXI столетийПобеда большевизма в революции 1917г. отрицательно повлияла на развитие гуманитарной науки в Украине (этики в частности), поскольку политика новой власти была направлена на уничтожение ценностей украинской культуры. В 20-х - в начале 30-х гг. XX ст. среди прогрессивной украинской интеллигенции еще были надежды сохранить украинскую культуру. Так, известный украинский государственный и общественный деятель Николай Скрипник (1872-1933) отстаивал идею украинизации (сохранение национальных особенностей, языковой культуры, открытия украинских учебных заведений, представительства украинцев во власти и т.п.). Однако такие старания были напрасными и приобрели даже трагическое завершение (оно вошло в историю под названием «расстрелянное возрождение»). Идеологи "украинского возрождения" испытали политическое преследование (кто не успел эмигрировать, был репрессирован). Начался период массовой экспансии марксистско-ленинской просвещения. В особенности предубежденно относилась коммунистическая идеология к гуманитарным философским проблемам, в том числе к этике и эстетике. «Научный коммунизм» стал альтернативой политологии, социологии, этике, эстетике и т.п. Лишь в 50 – х гг. ХХ с. заангажированный идеологией сталинского тоталитарного режима, в частности, курс этики был введен в учебную программу некоторых высших учреждений (это можно назвать «первым возрождением»). Не состоялось принципиальных изменений и в период «второго возрождения» (60 – года ХХ ст.). Проблемы этики анализировались преимущественно в контексте истории зарубежной и отечественной философии (осмысления наследства профессоров Киево – Могилянской академии, деятелей Острожского научно – образовательного центра, философских идей в культуре Киевской Руси). Утверждения тоталитарных порядков, ограниченность политической, культурной, духовной жизни в Украине за годы советской власти заставили многих мыслителей, которые проникались проблемами этики (В. Винниченко, Д. Донцов, В. Липинский, Ю. Липа), эмигрировать и развивать украинскую этическую мысль за границей. Известной фигурой среди них был политический и государственный деятель, писатель Владимир Винниченко (1880 – 1951). Его этические взгляды, хотя и постоянно эволюционировали, отмечались смелостью, неожиданными взлетами мысли. В последние годы жизни он подвергал критике как капитализм, так и социализм в его большевистской форме, предлагал собственную программу сближения государств с разными политическими и экономическими системами, размышляя над проблемами бытия цивилизации. Всю жизнь Винниченко мечтал о построении справедливого общества, в котором достоинство человека ценилось бы больше всего. Его работу «Морально – эстетичная позиция» за откровенность и искренность сравнивают с автобиографической повестью Ж. – П. Сартра «Слова». За наблюдениями автора, мораль «всегда существовала для угнетенных, а господствующие узнавали ее лишь как сдерживающее, принудительное, карающее средство для плебса. Сами они, как вам известно, держались другой морали: «после нас хоть потоп.» Мораль, на его взгляд, не является идеалом, чем-то недосягаемым, а живой нормой, которая регулирует человеческие отношения, и отнюдь не «карающей силой». Вместе с тем В. Винниченко отвергнул обвинение его в проповеди индивидуализма. Ошибочность соображений своих критиков он усматривал в отсутствия видения преодоления альтернативы – или признать принудительную мораль, или оправдать «животные инстинкты». У людей и во многих животных, по его словам, существует инстинкт «стадности», и не исключено, что именно «принудительно – карающая мораль была причиной того, что многие люди утратили сей большой социальный инстинкт». Под влиянием марксизма В. Винниченко утвердился в мысли об относительности классового характера морали, которая, по его утверждениям, не может быть абсолютной, вечной, а изменяться как и общество. Поскольку изменения морали подчинены определенным правилам, необходимо эти правила познать, обнаружить направление их развития, связь с другими нормами общественного бытия. Современную мораль он считал такой, что раскалывает человека, ослабляет поступательное движение угнетенных, а потому целиком непригодной к жизни. В связи с этим ее необходимо отвергнуть и руководствоваться принципом концентрации, рационального использования сил. Такой подход Винниченко назвал «честностью с собою». Постепенно освобождаясь от социалистических взглядов, В. Винниченко обосновал свою утопическую идею построения «Единой Федеративной Конкордистской Республики земли» - предпосылкой установления отношений в Вселенной с другими планетами на основе «Всемирного закона соединения и согласования сил». Счастьем, за его убеждениями, есть то, что вселяет постоянную радость жизни. Для этого необходимы согласования, уравновешенность человеком таких жизненных ценностей, как здоровья, богатство, слава, ум и т.п., достичь которых она стремится в течение всей жизни. Достижению счастливого будущего, по мнению писателя, мешают социально – экономическое и национальное неравенство. Гуманным он считал общество, которое основывается не на частной или государственной собственности, а на собственности коллективной, в котором властвует коллектократия – власть коллектива. В сердце и мышлении В. Винниченко нашли свой отклик все потрясения ХХ ст. Он изменял политические взгляды, старался своим участием в политике, литературным творчеством, философскими работами прислужиться идеи счастья человека, поэтому проблемы морали пронизывают его теоретическое и художественное наследство. Довольно радикальную этическую систему обосновал политический деятель, идеолог украинского национализма Дмитрий Донцов (1883 – 1973). Национальную идеологию он считал основой сознания украинского народа, а идеалом и целью украинской нации – политический государственный сепаратизм, разрыв с Россией, государственную самостоятельность, невосприятие социализма. Эта цель может быть достигнута лишь в борьбе. Освободить Украину может героическая натура. Мироощущению национализма, за его утверждениями, характерны господство воли, интуиция, агрессия, вера. Первым условием национализма он считал укрепление воли нации к жизни, власти, экспансии, вторым – стремление к борьбе, без которого невозможны ни героические поступки, ни интенсивная жизнь, ни вера в него, ни триумф ни одной идеи, направленной на то, чтобы изменить лицо мира. Если нация хочет стать крепкой, она может черпать энергию из собственной идеи. Воля, сила слова измеряются силой борьбы, а не страданием и слезами. Борьба за существование есть законом жизни; перед каждой нацией возникает дилемма: или победить, или погибнуть. Выступая за возрождение и освобождение украинской нации, Д. Донцов обосновал соответствующую этическую концепцию. Вопрос морали он рассматривал в контексте сущности национализма, национальной правящей элиты, его места и роли в возрождении нации и построения независимого государства. По его мнению, общество должно иметь кастовый характер, который дает возможность предотвратить хаосу в нем. Идея иерархичности кастового уклада, по его словам, «была нерушимым правилом нашей национальной жизни». Причину потери Украиной государственности Д. Донцов усматривал в отсутствии строительной правящей элиты. Высшая каста служит примером жизни и поведения для низшей касты, формулируя идею правдивого и фальшивого, морального и неморального, честного и бесчестного, достойного похвалы и осуждения, свое видение красоты и уродливости. Представители «управляющего слоя» есть людьми большой творческой энергии, которая формирует человеческие сообщества. Их «владетельному духу» присущий «благородный порыв формотворца», наличие концепции своего замысла, «твердые руки». Вместе с тем Д. Донцов утверждал, что создавать добро нельзя, не двигаясь с интересами человечества, его прогрессом, так как «не может воздержаться при жизни и господстве в мире нация, которая не является полезной своим господством для человечности». Настоящую жизнь ощутила этика как наука только в 90-тые гг. XX ст. с провозглашением независимости Украины. Оказывали содействие этому ученые Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Киево-Могилянской Академии, Института философии имени Г. С. Сковороды НАН Украины и другие научные учреждения. Так, коллективом авторов кафедры этики и эстетики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко (Т. Аболина, В. Єфименко, О. Линчук, И. Лосев, О. Фортова, Е. Шинкаренко) было подготовлено учебное пособие "Этика" (1992), где впервые осуществлен научный, незаангажированный подход к изложению материала. Значительным достижением в развитии отечественной этики стала научная работа В. А. Малахова, завершенная в его учебнике "Этика: курс лекций". Современные украинские ученые сосредотачиваются на исследовании истории этических идей в Украине (В. Ничик, В. Горский, М. Луг), этических концепций в западном мире (В. Ермоленко), проблемы универсальных и национальных моральных ценностей (В. Малахов), отношений этики с политикой и идеологией В. Лесной), разнообразных аспектов экологической этики (М. Киселев) и т.п. Большинство исследований сконцентрированы в Институте философии имени Г. С. Сковороды НАН Украины. Принимали участие также и научные работники высших учебных заведений. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |