|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ведущие идеи этической доктрины И. Канта- мерилом ценности поступков человека есть добрая воля; - добрая воля отличается тем, что она не обусловленная чувственно и состоит в уважении к законам; - центральная категория этики - обязанность; - добро и зло – категории, производные от обязанности; - добро – это то, что отвечает морально надлежащему; - моральное добро возникает как категоричный императив; - категоричный императив имеет априорный характер; - чистый ум проявляет себя практически в автономии основ; - признаком нравственности поступка есть его бескорыстие; - настоящая свобода человека возможная только в мышлении. Итак, на протяжении XVIII ст. происходил интенсивный и многоплановый процесс переосмысления античного и средневекового наследства, которое опиралось на социокультурные и научные реалии новой исторической эпохи. Основной тенденцией этики постоянный отказ от религиозного объяснения морали. На смену ей пришла натуралистическая концепция, которая была дополнена эмпирическими и рационалистическими установками. Противоречивым был процесс осмысления реального содержания морали, что отобразил глубокое влияние буржуазных отношений, которые еще формировались, на эволюцию общественной морали. Бесспорным завоеванием Нового времени стали гуманистические ценности, которые провозглашали свободу человека, его право па личное достоинство и счастье. Вместе с тем из морали исчезли элементы духовного эпикуреизма и подвижничества, которые уступили местом сугубо утилитарным человеческим отношениям. Попытка некоторых мыслителей, скажем, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, противодействовать потере этикой ее высших целей и духовного пафоса, имели абстрактный и непоследовательный характер. Одной из ведущих тенденций этики стало изучения влияния общественных потребностей и условий жизнь на мораль. В первой половине XIX ст. это было связано, прежде всего, с преодолением односторонности кантовского этического рационализма. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) поддал критике субъективистский утопизм И. Канта и привлек внимание к социально – исторического аспекта морали, указывая, что каждая историческая форма этики есть продуктом определенной социальной эпохи. Принцип историзма, который последовательно проводился Гегелем, разрешил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социально содержательной теории морали. В отличие от Канта, философ ориентирован не на выявление автономии морали, а на установление ее значения в системе общественного отношения. Этические убеждения немецкого мыслителя наиболее полно и систематизирован изложенные в его работах «Философия права» и «Феноменология духу». Принципиальным пунктом этических убеждений Г. Гегеля было размежевания понятий морали и нравственности, за которым стояло существование двух взглядов на природу морали, которые сформировались в европейской философской традиции. Это мораль как продукт субъективного ума и мораль как сфера социально обусловленного поведения. Однако, если предшественники Г. Гегеля рассматривали эти подходы как альтернативные, то немецкий философ попробовал синтезировать обе этические традиции. Нужно отметить, что теория морали Гегеля была результатом сложной творческой эволюции, в процессе которой постепенно одолевался пафос его ранних работ, связанный с идеями активности, моральной суверенности личности. В результате лицо будто приносится в жертву социальной гармонии. Учения о свободе воли передует исследованию Гегелем о природе морали и нравственности. Считая свободу необходимым условием и основой нравственности, философ раскрывает диалектический характер связи свободы и необходимости. На этом основании он предлагает концепцию развития свободной воли, в процессе которого воля проходит три стадии (естественная воля, своеволие, умная воля), которые интерпретируются со временем в учении про абстрактное право, о морали и нравственности. В учении о морали, которая есть сферой личных убеждений, Гегель диалектически анализирует такие категории, как намерение и вина, намерение и благо, добро и совесть. Философ поднимает проблему обязательной реализации внутренней моральной убежденности в действиях. Активная деятельность ограничивается у Гегеля сферой духу. Интересное понимание Гегелем моральной обязанности субъекта, который состоит в том, чтобы «иметь понимания добра, сделать его своим намерением и реализовать в деятельности». Таким образом, описывается механизм реализации морали, поднимается проблема моральной необходимо Над моралью Г. Гегель ставил нравственность, в которой проявлялись органические формы общности людей - семья, гражданское общество, государство. В гегелевском учении нравственность - это непосредственная общая действительность, то есть основа, на которой развивается жизнь общества. Становления нравственности — это покорения индивидуальных желаний целям общества и государства. Если в сфере морали индивид приобретает личных добродетелей, то привлекаясь к нравственности, он становится активным гражданином государства Подчеркивая, что свобода - это единство теоретического и практического духа, Г. Гегель высказывался против абсолютизации субъективного, исторического начала в моральном сознании. На этой этической предпосылке базируется гегелевское учение о морали и нравственности. Мораль, в соответствии с Г. Гегелем, - это внутренний мир личности, сфера личных убеждений. С ее помощью человек должен набути знаний об отличиях добрая и злая, научиться выполнять моральные требования не только соответственно внешним предписаниям, но и как личное намерение, которое получил обоснование в ЕЕ сердце, мыслях, совести. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |