|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности казацкой этикиФеномен, который называют казацкой этикой, фактически есть казацкой моралью, поскольку именно она формируется стихийно и существует в неписаных нормах, правилах, предписаниях поведения. Казацкое войско вышло из общественных низов, было народным войском, которое предопределяло особенности казацкой морали. Сознавая и высоко ценя свои связи с народом, казаки вырабатывали и соответствующие представления о моральных добродетелях, главными из которых считали патриотизм, верность своему народу, смелость, упорство, стойкость, неуступчивость. Для казака делать добро – это с оружием в руках защищать родную землю. Морального статуса приобретали мастерское владение оружием, верховая езда, физическое развитие.
Больше всего казаки ценили свободу, которую назвали волей. На казацкую мораль положительно влияло демократическое устройство на Сечи, в особенности в мирное время. Важные дела решал воинский совет, в котором принимало участие все казачество. Совет избирал старейшин, судила за вину, укладывала соглашения с государствами, утверждала планы военных походов. Все казаки на Сечи считались равными, их род, происхождения не брались к вниманию. Все были товарищами, даже знатные казаки. На совете старейшина составляла низкий поклон черни на знак того, что она вышла из рядового казачества и только благодаря пребыванию в его рядах получила соответствующий статус. Каждый казак благодаря своим усилиям и способностям мог стать старшиной («Терпи, казаче, атаманом будешь»). Принадлежность к Запорожскому Войску считалась за большую честь. Казаки титуловались запорожскими рыцарями и очень дорожили этим.
Строгая казацкая жизнь не делала их черствыми в быте. Запорожцы славились своей гостеприимностью, чувством юмора, веселостью. Умели они ценить и чужой юмор и остроумие. В особенности любили придумывать фамилии товарищам, учитывая их безрассудные поступки, черты характера (Поджигатель, Черепаха, Гнида, Рябошапка, Нетудахата, Кривохижа, Панибудьласка и т.п. Атмосфера юмора вносила в их отношения теплое, личностное начало. Казацкая вольница из-за отсутствия государства и соответствующих норм права постоянно включала в себя угрозу анархии, поскольку нормы морали не способны удержать людей от своеволия. Об этом свидетельствует история казаччины. Поэтому расцвет казацкого войска связывают с деятельностью выдающихся гетманов (Петр Сагайдачный, Богдан Хмельницкий), которые добивались высокой дисциплины в казацких рядах, направляли их силы на оборону родной страны, что укрепляло рыцарский дух, патриотизм и сознание казаков. Бесспорно, высокая организованность казацкого войска была результатом внедрения определенных норм жизнедеятельности казачества, которые влияли не только на успехи в боях, а и на мораль казаков. Отстаивая эти нормы, гетманы ориентировались на определенные моральные ценности и принципы, которые есть свидетельством обоснованности утверждений о существовании казацкой этики.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |