АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности этических категорий

Читайте также:
  1. A. Типология этических учений
  2. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  3. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  4. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  5. IV. Особенности правового регулирования труда беременных женщин
  6. V. Особенности развития предпринимательства
  7. Аграрная реформа 1861 г., ее механизм и особенности проведения в белорусских губерниях.
  8. Агрегатный индекс цен: особенности построения с учетом разных весов
  9. Акты применения права, их особенности и виды
  10. Акты применения права: понятие, особенности и виды.
  11. Акты толкования права: понятие, особенности, виды.
  12. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Категории (от грец. – утверждения) – это форма осознания в понятиях общих способов отношения человека к миру. Категории отображают общие и важные свойства и закономерности природы, общественного отношения и мышление.

Постигнуть мораль как целостный феномен можно лишь с помощью системы категорий этики. Учения о категориях этики ведет свое начало в философской системе Аристотеля, который указал, что содержание этических высказываний не всегда соотносится из сущим, а часто касается надлежащего. В связи с этим он поделил этические добродетели на дианоетические и этические. Для философа этические добродетели связаны с волей и составляют кое-что менее ценное в сравнении с добродетелями дианоетическими, интеллектуальными. Этические добродетели подчиняются даноетическим. Такой есть субординация этических понятий в данной системе. Аристотель рассматривал свободное от материи «чистое» мышление как верховную первооснову мира. Он считал деятельность ума высшей формой жизни и активности, несравненной ценностью. Утверждения этого интеллектуально – этического идеала разрешило Аристотелю создать, с одной стороны, реалистическую этику, основанную на сущем, то есть на нормах и принципах, взятых из самой жизни, а с другой стороны, этика построена на принципе надлежащего, что побуждает человека к подъему над сущим и к обретению власти над имеющимся состоянием вещей. Тем самым философ избежал этической утопии трансцендентного идеала Платона и морального релятивизма софистов.

Содержание категорий, которое касается этических добродетелей, образовывает знания «золотой середины» между двумя пороками. Этическая деятельность основывается на свободном волеизъявлении и выборе, а потому важным для практического применения этических понятий как оценочных суждений есть различения произвольного и невольного в действиях и поступках человека. Невольным есть все то, что осуществляется или под давлением внешних обстоятельств, или под физическим принуждением, или по незнанию. На основе этих соображений Аристотель так определяет содержание главной этической добродетели – добропорядочности: это сознательно приобретенное качество души, которая выражается в субъективной середине, определенной с помощью благоразумия, между двумя плохими крайностями – излишком и недостатком. На этом примере видно, что содержание этических понятий имеет ситуативно - субъективный характер.

В Новое время наиболее исчерпывающую интерпретацию моральных понятий дал В. Ф. Гегель (1770 – 1831). Основой для определения морали и нравственности есть, по его мнению, субъективная воля человека. Воля человека существует частично как «в-себя-сущее», как моральный ум воли и частично как имеющееся бытие в поступках человека. В действиях и поступках человека моральная воля порождает ответственность за свой выбор. На основе свободы морального выбора человек должен добыть знания для различия добра и зла как общих понятий. Гегель делает вывод, за которым моральные понятия, подобно к религиозным, должны не только ставить требования к человеку, которые он должен выполнять в качестве внешних законов и предписаний определенного авторитета, но и получать одобрение, признания или даже обоснования в ее сердце, мышлении, совести, понимании. Субъективность воли в человеке философ понимает как ее самоопределенность.

Интерпретация моральных понятий Гегелем:

- субъективная воля человека – основа для определения морали и нравственности;

- приобретенные знания являются условием для различия добра и зла;

- понятия морали и понятия добра не является похожими;

- сущность добра-в-себе может не совпадать с пониманием человеком добра-для-себя.

 

Итак, за Гегелем абстрактно – общая определенность этических категорий в субъективной моральной воле приобретает единичную определенность. Единичная определенность или согласовывается с внешней объективностью, или превращается в ее особую разновидность или даже противоположность.

 

Кроме этого, существуют поступки и действия, которые не одобрит ни единая мораль ни одной человеческой группы, например, нарушения соглашений или убийство ребенка. Рядом с бессменными элементами морали существуют извечные понятия добра и зла, ответственности, обязанности, справедливости и т.п.

 

Соотношение объективного и субъективного, постоянного и сменного исследовал Макс Шелер (1759 – 1805). Он выделил три составные содержания этических категорий: оценочный (аксиологический), обязывающий (побудительный), ориентационный.

 

При анализе этических категорий невозможно не коснуться вопроса о критериях их истинности, ведь в случае признания их истинными может быть существенно повышенная значимость их соблюдения, тем не менее если они принципиально не подлежат проверке на отношение к истине потребность в их соблюдении становится лишь пожеланием. Диапазон ответов на этот вопрос чрезвычайно широкий: от полнейшего подчинения вечным божественным ценностям, которые выступают критерием морального поведения человека, к полному возражению критериев истинности в категориях этики, аргументируя тем, что в сфере морали все условное, относительное и ничего абсолютного нет. В ХІХ ст., появился целый ряд обоснований условности и даже необходимости принципиального отказа от морали. С одной стороны, с позицией «имморализма» выступил Ф. Ницше, утверждая, что жизнь не подлежит никаким моральным ограничениям или регламентациям. С другой стороны, позитивизм в лице О. Конта и его последователей, делал акцент на том, что моральные нормы не подлежат проверке относительно их истинности, поскольку есть не констатацией каких-то фактов, а требованиями или пожеланиями. На противоположность таким мыслям Ф. Брентано смог доказать, что за моральными требованиями лежит определенное реальное жизненное содержание, которое не может быть презренно людьми без угрозы упасть в деструкцию и деградацию. Ученик Ф. Брентано, основатель феноменологической философии Э. Гуссерль продемонстрировал принципиальную возможность подвести под будь – какое нормативное утверждение, (например: «Вежливое отношение к человеку есть морально правильным»), определенное теоретическое положение, которое он назвал «основной нормой».

 

Основные этические положения Эдмунда Гуссерля:

- человеческие взаимоотношения возможны лишь при условиях признания равенства их субъектов;

- равенство субъектов предусматривает коммуникацию, которая не будет подниматься упразнением их прав из будь – чьей стороны;

- такой характер можно обеспечить взаимной вежливостью субъектов коммуникации;

- вывод: там, где есть потребность в общении, вежливость возникает условием его осуществления.

 

Неудовлетворительность состоянием этики на фоне успехов природоведения и точных наук в ХХ ст., развитие позитивизмом и неопозитивизмом методологии, которая опиралась на системный и логический подходы в построении теорий, привели к применению этой методологии в исследовании вопросов этики, ее проблем и суждений. Попытки логического обоснования этического знания имели целью избавиться от многозначительных этических категорий и суждений. Этика постоянно рассматривалась как метатеория, то есть теория о построении теорий этического характера. В такой способ метаэтика явилась как специфическая доктрина логико – лингвистического позитивизма. Метаэтика поставила задачу проанализировать природу этических категорий и моральных суждений. Такой анализ этики провел австрийский философ Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951) в «Логико – философском трактате». Он пришел к заключению, что этика содержит понятия и суждения, которые не могут быть предметом анализа логики или науки. Это обусловлено тем, что этика имеет трансцендентальный характер. Логика отвечает на вопрос «как что-то есть», этика – «чем есть что-то». Значения этических категорий и суждений имеют мистическое содержание и выходят за пределы логики и языка. Поэтому этические категории являются «вещью в себе» в духе Канта и Шопенгауэра.

 

В 40-х гг. ХХ ст. возникла школа лингвистического анализа морали. Ее представителями есть С. Тулмин, Р. Хеар, П. Ноуелл-Смит и др. Основное внимание исследователи этой школы сосредоточили на обосновании рациональности этических категорий и суждений.

 

Особенности этических категорий за Р. Хеаром:

- моральные суждения склоняют людей к одинаковым действиям в типичных ситуациях;

- этические категории, из которых складываются суждения, имеют универсальный характер;

- основой правильности этических категорий есть их общая значимость, а не объективное содержание ситуаций или закономерности моральных отношений, которые они отображают;

- этические категории употребляются в абсолютном смысле безотносительно к конкретной цели, которая наделена эмпирическими характеристиками и предполагает эмпирическую проверку;

- этические категории являются выражением этических идеалов.

Несмотря на недостатки цель этики: оказывать содействие защите независимости лица, самостоятельности и его свободы, моральных ориентаций, оберегать человека как от иллюзорных ожиданий, так и от отчаяния.

 

В второй половине ХХ ст. так называемый переход «от мифа к логосу» поры модернизма испытал крах. В идеологемах постмодернизма существовала мысль о том, что в человеческом познании существуют истины, открытые иррациональным способом. С точки зрения постмодернистов, наука постоянная форма мифа. Происходит обратный переход «от логоса к мифу», от рационально – здравомыслящего понимания мира и жизни к эсхатологическим ожиданиям и иррациональным верованиям.

 

Итак, сложности определения содержания и логические оправданности этических категорий обусловленные спецификой морали, ее взаимосвязью с другими формами общественного сознания (наукой, правом, религией и т.п.), историческим развитием моральных норм, традиций обычаев, а также историческим развитием самых этических категорий.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)