|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Счастье как категория морального сознанияСчастье – это фундаментальная этическая категория человеческого бытия, состояние высочайшего внутреннего удовлетворения человека условиями своего бытия, полнотой и осмысленностью жизни, реализацией своего человеческого назначения. Счастливым считается жизнь, которая состоялась в всей полноте желаний и возможностей. Это - удачная жизнь, за которую гармонично соединились все ее проявления, что наделенные наилучшими и наибольшими благами, стойкое состояние эмоционального подъема и радость. Определения нормативного содержания счастья было главной задачей с момента его возникновения. Мыслители стремились с многих индивидуальных представлений вывести общее понятие истинного человеческого счастья. Этические учения Античности, Средневековье, эпохи Просвещения большей частью рассматривали человека как существо, основной целью которого есть счастье. Итак в широчайшем значении все люди есть евдемоністичними (от грецьк. - счастье). Различие между ними наблюдалась в проблеме объяснения собственное счастье и в путях его достижения. Известный польский философ XX ст. В. Татаркевич (1886-1890 гг.), проанализировав разные тенденции в философском решении проблемы счастье, выделил такие четырех подходы к трактованию счастья: 1) счастье - это что-то объективное, данное извне (счастливая судьба, успех в каком-то деле, жизненная участь). Из этим связывается выражение "кому-то щастить"; 2) счастье есть сугубо внутренним, психологическим состоянием интенсивной радости, увлечения, блаженства; 3) счастье - это владения высочайшими благами жизни (собственное это и означает срок "евдемонія"); 4) счастье - это субъективная моральная реакция на владение высшими благами жизни, которая проявляется в полном и продолжительном удовлетворении от жизни вообще. Именно четвертый подход к определению счастья, по мнению мыслителя, отвечает современному восприятию счастья. Начиная с XIX ст., взламывается стереотип того, что счастье есть обязательным атрибутом человеческой жизни. Признается тривиальной заявление про естественно человеческое стремление к счастью. В частности, 3. Фрейд в теории психоанализа доказывает естественной поезд человека к смерти, заложенный в подсознания, так называемый, инстинкт "Танатос". Фрейдиський Танатос ли не возражает стремления человеком счастье? Не ли есть это все же своеобразным видением счастья? Еще Б. Паскаль утверждал, что "счастье - это побудительный мотив любых поступков любого человека, даже той, что собирается удавиться". Важным в решении проблемы счастье есть его взаимосвязь с моральными добродетелями. В истории этической мысли сложилось несколько подходов к его решению. Сократ говорил, что счастье – совсем не радость, удовлетворения, оно – в другом: в внутреннем состоянии души, в владении добродетелями, главное из которых – справедливость. Мыслитель был убежден, что счастливым может быть только человек прекрасная душой, справедливая, и, чья душа не задетая взлом, или стремится освободиться от зла. Настоящее, истинное счастье – это забота о своей душе, ориентация на ум, истину и доброжелательность, стремления всегда оставаться человеком, сохранять свое внутреннее достоинство. Платон также считал, что счастье – добропорядочность, а высочайшая добродетель – справедливость. Именно она есть ключом к счастью. Философ находит справедливость в государстве что объединяет всем индивидов в единое целое, которое укрощает индивидуализм в разных его проявлениях и способное обеспечить счастье. Но у Платона это счастье не личное, а счастье целого, государства. Других взглядов придерживался Епікур. В соответствии с ним, моральные добродетели являются средствами достижения счастье. Епікур назвал их факторами "здоровья души", которые помогают человеку одолеть страх перед богами, необходимостью смерти, навевают покой, исполняют сердце радостью. Счастье же, по мнению Епікура, есть высочайшей целью человеческого существования. Оно имеет духовный характер и віддзеркалює состояние человека, который лишен телесных страданий и душевного беспокойства внутреннего состояния человека. Кроме этого, счастье есть критерием и высшей санкцией индивидуальной человеческой морали. Стоики (Сенека, Епіктет, Марк Аврелій считали, что счастье - это суть морального совершенства человека. Миром правит судьба как божество, как закон природы, ей повинуются все, избегнуть ее невозможно. Человек может только набути с помощью ума внутренней выдержки, то есть, в соответствии с Сенекою, "высокого мужества, достойного благотворного человека, и с ее помощью стойко выдерживать все, что приносит нам Судьба". Внутренняя выдержка, душевная ли равновесомая, и есть сутью счастья. Основной принцип счастья - не изменять ход вещей в природе, а изменять свое отношение к ним, стать духовно независимым от внешних благ: "Не требуй, чтобы то, что осуществляется, осуществлялось по твоей воле; а желай, чтобы оно осуществлялось так, как оно осуществляется, и проживешь счастливо". Аристотелівський (заложенный в концепции Аристотеля, ярким ее представителем был Г. Гегель). Моральные добропорядочности - это путь к счастью иd важный его элемент вместе с тем. Ведь, с одной стороны, за Аристотелем, моральная деятельность направлена на человека, на развитие заложенных в ней способностей, в особенности ее духовно-моральных сил, на усовершенствование ЕЕ жизни, на реализацию смысла жизни и назначения. Так вот моральные добродетели являются средством достижения счастье. С другого - счастье и есть совершенной деятельностью, действенным умом, который воплощается в общественных привычках, институтах и т.п.. Такой подход связывает проблему счастья с конкретным анализом видов человеческой деятельности. Учитывая это, в потрактуванні счастье важно различать счастье индивида и счастье общества (государства), а также собственное человеческое и выше (божественное) счастье. Христианская религия запрещала человеку любовь к самой себе, чувственные радость и удовлетворения. Земная жизнь кратковременное и задача у него другие: подготовка себе рая в другом, потустороннем мире, где и ожидает счастье. Гуманисты Возрождения, а вслед за ними – французские материалисты восстали против этой догмы. Они были своего рода продолжателями идей Епікура, но их мировоззрение было детищем в свое время, где исходной проблемой был поиск возможности соединения личных и общественных интересов, личного и общественного счастья. Они считали, что дело государства рассеять иллюзии, создать идеальные законы и совершенное воспитание, которое побуждает к действительному счастью. Начиная от И. Канта, этика теряет интерес к осмыслению в теории проблемы счастье. Возможно потому, что, как отмечал этот ученый, "относительно счастья невозможный никакой императив, который в наиболее суровом значении слова приписывал бы делать то, что делает счастливым", ведь счастье есть ощущением субъективным. Кроме этого, И. Кант возражал сведение счастья с моралью, поскольку иллюзорной есть мысль о вознаграждении (жизненное благосостояние) за благие дела (благодеяния). В этике последних столетий проблема счастья не является центральной еще и через распространенный трагизм мироощущения и общественного существования современного человека. Материалистическое осмысление истории человеческого общества К. Марксом и Ф. Енгельсом раскрыло новую страницу в обосновании существующего разногласия между личностным и общественным, счастьем и обязанностью, разоблачая сущность человеческого само отчуждения, раздвоения. Философы утверждали, что изменение человеческой жизни, уничтожения материальных разногласий непременно приведет к исчезновению моральных разногласий. И эта форма существования общества – коммунистическая – может быть достигнутая общей работой индивидов, для которых данная задача становится личной потребност и идеалом. В стремлении к коммунистическому идеалу человек все больше приближается к настоящему, истинному счастью. «Счастье – это борьба», - коротко сформулировал К. Маркс. Счастье не подлежит количественным измерениям, его качественная характеристика состоит в удовлетворенности полнотой жизнь в единства его разных сторон. В разных обществах и культурах, в зависимости от исторического периода, на первый план в понимании счастья выходят разные блага. Но при всем расхождении подходов, они всегда содержат такие факторы как здоровья, внешняя привлекательность, материальный достаток, социальный статус, личные отношения и индивидуальное развитие. Любого из нас, возможно даже не сознавая, стремится к наличию этих факторов в своей жизни. В. А. Малахов предлагает такую классификацию основных факторов человеческого счастья: -удовлетворения человеческих потребностей; - сознание осмысленности собственного бытия; - целостность бытия; - полнота бытия; - гармонические отношения с окружающим миром. Итак, счастье – это ощущения, осознания и положительное отношение субъекта к своей моральной деятельности на основе собственного понимания смысла жизни, которая переживается в виде оптимистичного расположения духа, удовлетворения полнотой своей жизни, реализацией целей. Счастье – это критерий совершенства в искусстве жить, добропорядочности человека. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |