|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мораль первоначального обществаНеобходимо различать биологические детерминанты поведения людей, к которым належат: инстинкт стадности, сохранение вида, материнский инстинкт, моральное поведение людей, поскольку все эти инстинкты присущие и животному царству. Моральное поведение людей - кое-что более сложная система поведения. Ряд ученых считают, что в первоначальном стаде, как и в животном царстве, морали не было. И поведение первоначальных людей моральными категориями характеризовать нельзя. Каннибализм ("людоедство"), промискуитет (неограниченные половые сношение), инцест (половые связи между родственниками), крайние формы остракизма (изгнания из общин) и др., которые властвовали в жизни первоначальных людей, есть не аморальные вещи, а аморальные. Тем не менее моральное поведение есть продуктом развития человечества как особой материальной системы. Это не что-то дано на определенном этапе человеческой истории. Образовалась мораль в процессе практической жизнедеятельности от начала существования человеческого общества. Разошлись взгляды ученых на проблему каннибализма. Одни считают, что каннибализм был шагом в морализации поведения. То, что в животном царстве это явление отсутствующее, очевидно. Чему же именно в человеческом мире такая жестокость нашла место? Объяснения каннибализма продолжительным голоданием первоначальных людей есть неоправданным, поскольку голод могут выдерживать и животного. Как утверждает, М. Тофтул, первоначальный человек отличался от животного зародышами сознания, поэтому логически предположить, что именно сознание оказывала содействие распространению людоедства и других безобразных явлений человеческого бытия. На такие поступки человек мог пойти только сознательно. Эту мысль иллюстрируют много известных этнографических фактов. Например, поедания людей в первоначальном обществе во время затяжного голода имело свою мотивацию: сначала съедали взятых в плен представителей других племен, потом - одноплеменников в такой последовательности: старцы, женщины, слабые мужчины. Другие ученые, в частности В. Малахов, считают, что зарождения морали есть результатом преодоления каннибализма, промискуитета, инцеста и т.п. через сложную систему категоричных запретов определенных действий и намерений, направленных на "неприкосновенные" "объекты, которые возбуждают ощущение смертельного ужаса, угрозы, то есть табу. Табуация происходила в условиях особой жестокости через давление на человека принудительно, что обеспечивалось изначально родоплеменными культами, а поддерживалось магией, фетишизмом, анимизмом. Постепенно система табуации усложнялась. Сперва табу касались запретов и распространялись лишь на человеческие отношения. Позднее табу приобретали функции защиты, а касались они священных вещей (например, огня, орудий работы, оружия), священных животных (тотемы), важных лиц (например, вождей, жрецов), важных фаз личной жизни (скажем, Инициация, роды), собственности и др. С течением времени табу как форма внешнего давления постоянное закрепляться в массовой и индивидуальной психике, привычках и сознании людей. Теперь каждый индивид стал самостоятельно выполнять функцию "социального контроля". Наказания за нарушение табу приобретало имманентного характера (естественно присущего табу). Человека может никто не наказывать, а она открывается для наказания: впадает в депрессию, тяжело болеет, даже умирает, при потому, что даже не было свидетелей позорных действий. Итак, в первоначальном обществе утверждались моральные нормы межличностного общения. Хотя на этот момент не следует констатировать формирование настоящей морали. Она существовала в синкретической (неразрывной) единстве с такими формами человеческого сознания, как мифология, религия, искусство и философия. Собственно мораль как особый общественный феномен утверждается в эпоху позднего неолита и в бронзовый возраст (конец III - начало І тыс. к н.э.), когда раскладывается синкретизм человеческого бытия, появляется классовое то сословное неравенство, формируется государство. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |