АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этика мыслителей немецкой классической философии

Читайте также:
  1. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  2. II. Принципы средневековой философии.
  3. II.12. Панорама философии ХХ века
  4. III. Материалистическое направление в русской философии
  5. III. Предмет, метод и функции философии.
  6. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  7. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  8. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  9. Античной философии
  10. Антропологическая проблема в русской философии
  11. Антропологический поворот в античной философии (софисты и Сократ).
  12. Антропоцентризм и гуманизм в философии Возрождения.

Этика немецкого философского рационализма постоянная высочайшим достижением этической теории Нового времени. Это период создания завершенных систем философии, высшим проявлением которой видится «практическая философия» - этика и эстетика.

Значительным событием в этике Нового времени была моральная философия основателя немецкой классической философии Иммануила Канта (1724-1804), которое содержит ряд новых подходов к моральной сфере. Этические проблемы находились в центре внимания мыслителя на протяжении всей его научной деятельности. их анализу посвященные работы "Основы метафизики нравственности" (1785 г.), "Критика практического ума" (1788 г.), "Метафизика характеров" (1797 г.). В них он попробовал осуществить переход от описания и объяснение моральных явлений к теоретическому анализу морали как специфического явления духовной культуры. Такой подход требовал больших изменений в этической теории.

Во-первых, И. Кант отказался от натуралистических и утилитаристских установок, предоставил учению рационалистической основы.

Во-вторых, он ограничил задачи этики исследованием лишь общих и необходимых основ морали, а весь эмпирический материал сделал сферой исследования других наук - антропологии, педагогики, психологии.

Так же радикально И. Кант отнесся к объяснению природы морали. Он выдвинул положение об автономности морали. Она, в соответствии с его утверждениями, не имеет подпочвы ни в природе, ни в общественной пользе, ни в сфере религии. Мораль самодовлеющая и имеет собственные законы. Итак этический характер поступков нужно искать не в их внешней обусловленности, а в тех намерениях, которыми руководствуется индивид.

Кроме этого, И. Кант делает акцент на принципиальном отличии между обязанностью и склонностью. По его мнению, нравственность возникает там, где единой причиной поступка есть согласованное с обязанностью намерение. Ведь мораль – это осознанная обязанность общественного человека, а совсем не черта, заложенному у нее природой. И центральной категорией кантовской этики есть понятия обязанности.

Задачу этики И. Кант усматривал в установлении абсолютного, общезначимого морального закона - императива, которым бы руководствовался человек в жизни. Такой закон или требование должно формироваться априорным, умозрительным путем, чтобы обеспечить "чистоту" морали, ее независимость под всяких внешних объективных или субъективных влияний. Моральным И. Кант признавал только то, что совершается у имени выполнения обязанности, через внутреннее принуждение. Не достижения счастья или выгоды стремится человек в сфере морали, а безусловного выполнения обязанности, общей воли, которая заложенный в моральном императиве.

Основным произведением, в котором изложенное его этическое учение есть «Критика практического ума». Сущность кантовской этики так называемый «категоричный императив», то есть абсолютный закон нравственности было сформулировано так: "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать принципом, основой общего законодательства". Есть и другая формула категоричного императива: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку, и в своем лице, и в лице кого-нибудь другого как к целые, и никогда не произошел к ней только как к средству". Этими формулированиями, в первую очередь, подчеркивается автономность морального закона: его существование не требует доказательств, он — первичная данность ума. Вместе с тем в них подчеркивается всеобщность моральных требований и не признаются любые отклонения от морального закона.

Идеи И. Канта справили глубинное, но противоречивое влияние на дальнейшее развитие этической мысли. Значительный взнос немецкого мыслителя, в частности, в разработку проблем специфики нравственности, механизмов ее действия, активной роли морального самосознания. Подчеркивая уникальность морали, необходимость бескорыстия и чистоты моральных мотивов деятельности, И. Кант оказывал содействие укреплению ее социально-культурного престижа. Бесспорно, положительное значение имел и заложенный в кантовской этике моральный максимализм, непоколебимое требование того, чтобы человек всегда стоял на высоте моральных принципов. Философ отвергнул формулу "если смогу - сделаю" и противопоставил ей свою максиму "должен - итак, можешь".

Бесспорными есть и демократические тенденции морального учения И. Канта, в котором обосновано равенство людей в моральном смысле, их право на личное достоинство и общую справедливость. Тем не менее отвергнув социальную практику как подпочвы морали, настаивая на абсолютной автономности морали, он значительно обесценил эти гуманистические элементы своего учения.

Итак сконструированная умозрительно нравственность была безупречной по своей логической форме и бесспорным по смыслу, но абсолютно оторванным от исторической подпочвы кодексом бессильных моральных императивов. Не случайно и сам И. Кант, ощущая это разногласие, вынужденное был усилить категоричный императив признанием необходимости религиозной веры, хотя и считало невозможным рациональное доведение бытия Бога.

Под влиянием идей И. Канта стали возникать этические учения, которые, претендуя на четкую научность, имели целью обосновать моральные цели и принципы исключительно на базе логического анализа, не удаваясь к исследованию эмпирической сферы морали и несмотря на ее взаимодействии с исторической практикой.

Подчеркивая независимость морали от человеческих потребностей, И. Кант был вынужден признать существование ситуаций, которые требовали личной убежденности, веры у существования морального порядка. С этой целью он дополняет категоричный императив тремя постулатами практического ума:идеей свободы, бессмертие души и реальности существования Бога. Эти положения нельзя обосновать рационалистически, но в них можно верить, они являются предпосылкой существования морального закона. Они необходимые для того, чтобы человек мог ощутить себя свободным, мыслящим существом, которая ощущает связь с бесконечным сверхчувствительным миром.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)