|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мораль и обычаи античностиИсторически первой формой государственного правления была рабовладельческая, что властвовала в давних цивилизациях Месопотамии, Египта, Греции и Риму. Через давность сведений о тонкость морали тех обществ дошло мало. Наиболее изученным есть древнегреческое и древнеримское общества, поскольку они оставили в наследство богатый писаный материал: литературные, исторические и философские произведения. Это, в частности, поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея", драмы древнегреческих трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, поэзия Гесиода и Аристофана, поэтическо-исторические произведения древнеримских логографов Геродота, Фукидита, философские трактаты давних философов и т.п.. Мыслители тех времен, в частности и Гесиод, считали, что тогдашнее общество переживает кризис и моральный распад. "Золотая пора в истории человечества" (таким считалось первобытнообщинное общество) минувшая. Как же на самом деле было? В рабовладельческом обществе сформировалось две морали. В отношениях между рабами и рабовладельцами (рабская мораль), вторая - между свободными гражданами. Относительно взаимоотношений между рабами и рабовладельцами, то они отмечались особой жестокостью, поскольку основывались на порабощении, принуждении, угнетении. Положение рабов было очень тяжелым, что повлияло на формирование рабской морали, которая порождала аморальность в среде этой социальной прослойки. Ведь собственное воспитание рабы были лишены. Отсутствующая была между ними единство и взаимоподдержка. Единое, что рабы знали, - это необходимость покорности, послуха, что и влияло на распространение злости, ненависти, беспощадности в взаимоотношениях. Тем не менее не следует категорически утверждать низкую мораль рабов. Литературные источники показывают другую сторону их морали. Например, Гомер в поэме "Одиссея" наделил довольно высокими моральными чертами Евмея, рабыню Евриклею, изобразил порядочными и верными слуг Одиссея и Пенелопи. О моральных чертах, которые ценились среди свободных граждан, мы узнаем от древнегреческого философа Аристотеля, - это храбрость, самоограничения, щедрость, великодушие, мягкость, дружеская любезность, правдивость, вежливость, справедливость. Приметно, что трудолюбия в этом перечне не было. Вероятно, так как в античном обществе она признавалась ведущей добродетелью раба: рабы должны были выполнять всю грубую физическую работу (и в государственной жизни, и в домашнем хозяйстве), чтобы граждане могли пользоваться благотворным "досугом" для усовершенствования вышеупомянутых добродетелей. Если же грубая физическая работа оказывалась без внимания свободных граждан, то творческая работа, военное дело, государственное управление чрезвычайно держались с достоинством в древнегреческом обществе. Творческая работа развивала этические и эстетичные черты человеческой личности, воспитывала просветленный духовный покой, стимулировала стремление к единству добра и красоты. Военное дело закаляло мужество, отвагу. Государственное управление воспитывало благоразумие, умеренность и справедливость. При анализе морали древнегреческого общества необходимо также обратить внимание на специфику ее формирования в некоторых полисах (городах-государствах) в зависимости от особенностей их социально-политического развития. Взглянем на два центра древнегреческой жизни - Афины и Спарту. Мораль Афин отмечалась гуманистическими идеалами. Важное влияние на ее гуманизацию справили демократические реформы Солония. Допуском к управлению государственными делами всех свободных граждан (от бедных к богатых), признанием частной собственности, сравнительно мягким отношением к рабам (могли требовать своей перепродажи), иностранцев, вольноотпущенных, Солон поднял чувство собственного достоинства, веры и патриотизма. Непростительными аморальными поступками признавались убийство, измена, обман, кража, за что могли наказывать даже насмерть. Граждане были обязаны помогать друг другу (свидетельствовать в суде при оскорблении другого, требовать наказания убийцы родственника). Так воспитывалось у граждан Афин ощущения солидарности. Особое внимание в реформах Соленое отводилась сохранению семейных связей, отношениям между отцом и сыном: "Почитай богов и уважай тех, кто дал тебе жизнь". Тем не менее довольно строгие требования выдвигались и к родителям. За одним из Солонових законов, отец, который не научить сына ремеслу, не имел права требовать, чтобы сын удерживал его в старосте. Во время службы в армии юноши обязательно принимали присягу и клялись: не позорить своего оружия, не бросать в битве товарища, к последнему дыханию защищать жертвенники и земли Родиной, слушаться законов и судей, уважать религию своих предков. Другую мораль породила воинская политика Давней Спарты. Здесь отмечалось значительное противостояние богатых и бедных (нищих). Это противостояние подкреплялось политикой полиса: препятствования развитию торговли, социально-экономическая закрытость государства, сдерживания возрастания количества свободного населения, распространения жестокости и насилия. Свидетельством жестокости было уничтожения слабых, болезненных новорожденных; охота на илотов (пленных, рабов), которое напоминало охота на зверей. Политическими и социальными правами, фактически, был наделен лишь одна социальная прослойка - свободное мужское население (спартанце). У спартанцев из детства воспитывалось презрение к работе. Полем их интереса была только военное дело. Так культивировалась воинская дисциплина и воинская (героическая) мораль. Итак моральными ценностями считались: любовь к порядку, выносливость, патриотизм, храбрость, готовность к самопожертвованию. Мораль Древнего Рима не имеет разительных отличий от морали Древней Греции. Следует выделить ее определенные моральные особенности этого периода (о них писал еще древнеримский философ Сенека): 1) смягчилось отношения к рабам (их теперь тоже признали равными; они могли быть наделены такими добродетелями, как: гордость, честь, мужество, великодушие); 2) выросшая роль отца в семье (он был властителем и судьей семьи, мог продать сынов в неволю, даже убить); 3) изменилась роль женщины в обществе (это теперь не невольница, она могли обнимать определенные почетные места в обществе); 4) упало значения социального происхождения: все равные перед законом, хотя был и классовое деление; 5) провозглашалось уважение к культуре других народов. Особое внимание к общественной морали в рабовладельческом обществе оказывала содействие осмыслению ее на теоретическом уровне. Как следствие, в IV ст. к н.э. рождается наука, этика, основателем которой считается Аристотель. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |