|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этические идеи французского ПросвещенияНовыми явлениями в развитии этической мысли обозначенное XVIII ст., величайшим явлением который пруд культурно-философское движение Просвещения. Оно в своем интеллектуальном поиске вышло далеко, чем границы непосредственно буржуазных идеалов, сформировав целый комплекс общечеловеческих социально-культурных установок. Просветительское движение, развиваясь в разных странах на грунте разных культурных традиций, имел и общую основу - веру в человеческий ум, предназначенное обеспечить прогресс человечества, увольнения от невежества, суеверий, мифов и духовного рабства. В философских учениях того времени утверждался настоящий культ Разума, который отождествлялся с развитием научного познания как орудия преобразования природы и условий жизнь человечества. Эта позиция проявилась в таких культурно-идеологических приоритетах, как религиозная и этическая терпимость, защита неотъемлемых естественных прав человека и гражданина, борьба против сословных привилегий и тирании. Ярким феноменом просвещения постоянная французская традиция. Просветители-материалисты Дени Дидро(1715-1784), Поль – Анри Гольбах (1723-1789), Клод – Андриан Гельвеций (1715-1771) и прочие выдвинули тезис о том, что началом нравственности есть интерес,который вытекает из чувств любви к себе и самосохранение. Непосредственным движителем человеческой деятельности являются интересы или страсти, которые возникают на основе "любви к себе". В этическом мире страсти и интересы имеют такое же значение, как и движение в мире природы. Основные положения французского Просвещения: - от природы человек ни добрая, ни злая, она подчиняется закона своего интереса; - эгоизм и стремления к осуществлению своих интересов – ведущий мотив человеческих поступков; - эгоизм – единая основа положительной нравственности; - реформу моральных ценностей нужно начинать из реформы права; - цель этики – сделать человека общественно полезным существом, соединив частный интерес и общественное благо; - эта цель предусматривает преобразования естественного эгоизма на «умный эгоизм»; - путь к этой цели – индивидуальное просвещение. Клод-Андриан Гельвеций (1715 – 1771) различал страсти естественные (связанные с удовлетворением физических потребностей) и искусственные (рожденные социальной жизнью человека - гордость, честолюбие, стремления к славе и т.п.). В своей работе «Об уме» он рассматривает принцип чувства в антропологическом ракурсе, то есть, смотрит на чувство как на источник и двигатель всего в моральном мире. Просветители-моралисты возражали установку этического рационализма XVII ст. на преодоление страстей как препятствий на пути к нравственности. По их мнению, именно страсти делают человека существом этическим. "Разрушьте в человеке ведущую страсть, - говорил К. Гельвеций, - и в тот же миг вы оставите его света ума". Страсти - это небесный огонь, который оживляет мир нравственности. Нужно вести речь не об искоренении страстей, а о том, лишь бы сделать их соответствующими общим интересам общества. Это учение получило название теории «разумного эгоизма». В соответствии с ею, основная задача морали - не бороться с физической природой человека, его стремлением к удовлетворению, а формировать у нее личный умный интерес. Итак просветители обращаются к изучению социально-культурных механизмов, которые дают возможность эффективно объединять личный интерес с общим благом. Другим важнейшим механизмом в этике французских материалистов относительно формирования высоких моральных черт были воспитание и образование. Настоящая нравственность всегда находится гармонии с разумом. Разум и знания открывают людям путь к постижению общественного значения личных устремлений к добродетелям и счастью. Поставив вопроса о влиянии социальной сферы на формирование морального сознания личности, философы-материалисты сделали важный шаг к изготовлению социально-исторического объяснения морали. «Естественную» мораль исследовал Франсуа – Мари Вольтер (1694-1778). Естественность морали он отождествлял с ее соответствием требованиям разума, а важнейшую предпосылку такой морали усматривал в "естественной" религии. Французский просветитель выходил с двух основных положений: признания фактом разума существования высочайшей разумной существо – бога и возражения христианского учения, обезображенного суеверием и фанатизмом. "Естественная" религия считает существование Бога не вопросом веры, а результатом работы ума, здравого смысла. ее содержание сводится к поклонению высшему Существу, которое создало мировой порядок, и покорности ее вечным заповедям. Из этого вытекает вечный универсальный закон нравственности, которая призывает человечество к миролюбию, дружбы и братства. Основное в морали, за Ф. Вольтером, чувства моральной обязанности, которая проявляется в двух аспектах: как этический инстинкт, заложенный в человеке Высшим Существом, и как результат свободных действий отдельных людей. Осознания обязанности в Ф. Вольтера есть основным содержанием его этики и поясняется правилом: "Веди себя с другими так, как ты хотел бы, чтобы вели себя с тобой". В своей этике Ф. Вольтер объединяет натуралистические и рационалистические мотивы. Он выходит из положение про "добрую природу человека" и считает, что образование укрепит у нее стремления быть добродетельной. Его этика оптимистичная и гуманная, так как счастье состоит в возможности пользоваться всеми благами жизни. Другой вариант создания "естественной" морали предложил второй выдающийся просветитель XVIII ст. Жан – Жак Руссо (1712-1778). Ее истоки он искал в "естественном" состоянии человека, когда она еще не была порабощена предрассудками и не познала неестественных страстей. В трактате "Соображения о науках" Ж.-Ж. Руссо писал, что дикарям не дает совершать плохо не образование, не требования законов, а естественное отношение к страстям и незнанию аморальных поступков. В своих главных произведениях «Новая Элоиза», «Эмиль, или воспитание», «Исповедь», а также «Мечты любителя одиноких прогулок», «Соображения о происхождение и основании неравенства среди людей», «Об общественном договоре человека, данные нему природой основы здоровья и нравственности» ставит вопрос об эмоциональной общности индивидов, о возможности преодоления морального отчуждения между людьми. Так, в романе – трактате «Эмиль, или о воспитании» Руссо утверждал, что, развивая в ребенке чувства мягкости, сочувствия, человечности, воспитатель должен с помощью необходимой коррекции естественных качеств искоренять в ней черты жестокости и деспотизма. Философ делает акцент на человеческой совести, так как это – стержень личности, проявление его чувства, а не суждения, так как человек – существо эмоциональная. Моральное зло в обществе, по его мнению, порождается социальным неравенством, частной собственностью. А потому основой положительного преобразования нравственности должны быть социально – классовые изменения и волеизъявления народа. В отличие от многих своих предшественников, Ж.-Ж. Руссо объединяет черты моралиста и этического мыслителя. Этика интересует его как способ осмысления первоочередных нравственно-воспитательных задач общества, поэтому внимание мыслителя сконцентрировано на разработке эффективной программы воспитания моральной личности. Его этическое учение очень противоречивое. Философ идеализирует природу человека, но абстрактность социальной позиции создала Ж.-Ж. Руссо явным образом несправедливую репутацию философа, который критически относится к достижениям цивилизации. Своей критикой бездушного, распущенного общества, которое уничтожает естественные человеческие стремления, и пропагандой идей "свободного" воспитания философ справил огромное влияние на европейскую этико-педагогическую мысль конца XVIII - начала XIX столетий. Главная идея французских просветителей – естественное равенство всех людей – была направлена против социального деления французского общества и послужила идейным обоснованием Большой французской революции 1789 года. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |