АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Становления этики как науки в Украине

Читайте также:
  1. II. Разделы социологии: частные социальные науки
  2. IX.3.Закономерности развития науки.
  3. IX.6. Взаимоотношение науки и техники
  4. VII. Идея и деление особой науки, называемой критикой чистого разума
  5. YIII.4.3.Формализация. Язык науки
  6. А также постановления и распоряжения местных государствен-
  7. А) совокупность предусмотренных законодательством видов и ставок налога, принципов, форм и методов их установления.
  8. А.Н. Радищева: своеобразие поэтики
  9. А.О.Смирнов: історія психології як рушійна сила цієї науки
  10. Авторское право - правовое положение авторов и созданных их творческим трудом произведений литературы, науки и искусства.
  11. Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности
  12. Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности. Определение и сущность.

Как наука этика заявила о себе благодаря деятельности ученых Киево – Могилянской академии (основанная 1632 г.) и ее учеников. Киево – Могилянский коллегиум, основанный Петром Могилой, постепенно становится одним из значительных научных центров Европы, своеобразным международным учебным заведением для представителей славянских народов.

 

Среди проблематики, которая разрабатывалась учеными академии, преобладающее место занимают гуманитарные исследования, ориентированные на решение определенных социальных, духовных, в частности этических проблем человека. Они теоретически обосновали категории этики, делали попытки системного изложения этических проблем, старались выяснить его предмет. Центральной парадигмой, которая существенно влияла на разработку этических проблем, была «Бог – человек – мир». Примером такого подхода может быть трактат «Мир с Богом человеку» Иннокентия Гизеля (бл. 1600 – 1683), профессора и ректора Киево – Могилянского коллегиума, архимандрита Киево – Печерской Лавры). Автор осуждает чрезмерные налоги на трудящихся, считает это несправедливостью и грехом со стороны тех, кто делает поборы. В эпоху распространения буржуазных идей закладываются устои понимания справедливости в тесной связи с материальными ценностями, которые имеют прямое отношение к жизни человека. Утверждается принцип справедливости – уважение к каждого как человека.

 

И. Гизель стремился раскрыть секреты добра. Центром человеческого познания, по его мнению, есть сущность (очевидно, созданный Богом мир), которое имеет трех явления (свойства) – «единое», «истинное» и «хорошее». «Единое» не прибавляет к сущности реальное и положительное. Оно существует как понятия на умственном основании. «Истинное» тоже ничего не прибавляет к сущности, поскольку она есть согласованностью вещей с их определением. Вещи нельзя назвать истинными на том основании, что они согласовываются с человеческим (созданным Богом) интеллектом, поскольку интеллект может ошибиться. Тем не менее вещи необходимо называть истинными «...в зависимости с Божьим интеллектом». Хорошо все, что есть или может быть. Оно согласовывается с Божьим умом, и потому есть истинным, а кроме того, согласовывается с Божьей волей, и поэтому есть добрым.

 

Анализируя проблему соотношения добра и зла, ученый доказывал, что зло имеет в себе определенные свойства добра. Нельзя предположить злого без доброго, так как всякое зло, например лишение свободы, всегда оказывается в какой-то сущности.

 

Вообще работы И. Гизеля свидетельствуют, что украинская философия еще не была отделена от теологии, поэтому вопреки серьезным попыткам теоретически и системно проанализировать сущность и природу добра, он не избежал схоластичности в своих соображениях.

 

Ярким представителем воспитанников Киево – Могилянской академии был Георгий Кониский (1715 – 1795). Научный задел его свидетельствует о важном прогрессе в развития философско – этических идей в ХУІІІ ст. в Украине. В работе «Моральная философия, или этика» Г. Кониский довольно глубоко для в свое время исследует природу человека, формулирует сложную концепцию человеческой активности. Активность он связывает с социальной деятельностью и ответственностью человека за свой выбор и поступки, которые очень важны.

 

Размышляя относительно одной из коренных проблем этики свободы воли, Г. Кониский и И. Гизель в работе «Произведение о всей философии» утверждали, что в отношении к Богу человек свободен выбирать. Моральный выбор и поступок человека зависят от воли. Воля, считали киево – могилянцы, не является свободной от разума, она воплощает «практические» решения разума. Совершенным есть такой моральный поступок, который основывается на гармонии разума и воли. Внутренняя гармония человека зависит от согласия между разумом и волей, от деятельности соответственно избранной цели. Целью же человеческой деятельности вообще есть благо. Высшее благо «приготовил человеку Бог», но есть и земное благо, связанное с жизнедеятельностью человека. Оно (благо) может быть истинным и мысленным: первое – это духовные добропорядочности, здоровье, силы человека; второе – это то, что присуще не человеку, а его окружению (деньги, богатство, почести). Вообще благом считается все, что стало для человека желательным: наличие здоровья, доблести, продолжения рода, чувственных наслаждений, ощущения благополучия и счастливой доли, но благо не должно превращать ее на самоцель. Г. Кониский также был против проповедывания морального идеала, что способный уничтожать ценности человеческой жизни.

 

Георгий Щербацкий (1725 -?) разделял философию на философию натуральную, рациональную и моральную, утверждая, что к моральной философии, той, что «исправляет обычаи, приналежит юриспруденция, или учения о законах».

 

Итак, признания ответственности человека за свои поступки подтолкнуло мыслителей к рассмотрению проблемы гражданского долга, патриотизма и т.п. Так возникла философия «гражданского гуманизма».

 

Значительный взнос в историю этической мысли в Украине сделал Феофан Прокопович (1681 – 1736), преподаватель курса этики с 1705 г., ректор академии (1712 – 1715). Он был энциклопедически просвещенным ученым и в своих исследованиях много внимания уделял проблеме человека. В своей «Этике» он раскрывает механизм и смысл человеческой деятельности, то есть каждый человек действует, так как он «желает чего-то, ради чего это делает». Ф. Прокопович считал, что главная задача этики, которая руководит человеческим поведением, «...исследовать и учить, в чем состоит высочайшее добро или высочайшее счастье и блаженство».

 

Философско – этическая концепция, разработанная профессорами Киево – Могилянской академии, есть теоретическим выражением культуры украинского барокко, в границах которого возрастает виднейшая философская система. Автором этой системы был выдающийся украинский мыслитель, воспитанник Киево – Могилянской академии Григорий Сковорода.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)