АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обязанность и ответственность

Читайте также:
  1. IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
  2. V Ответственность в области таможенного дела
  3. VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
  4. Административная и уголовная ответственность за налоговые правонарушения и преступления
  5. Административная ответственность
  6. Административная ответственность
  7. Административная ответственность за информационные правонарушения, посягающие на избирательные права граждан.
  8. Административная ответственность за нарушения прав на использование информацией
  9. Административная ответственность кадастрового инженера предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях
  10. Административная ответственность как вид юридической ответственности
  11. Административная ответственность юридических и физических лиц за нарушения законодательства по архивному делу и ведению делопроизводства.
  12. Административная ответственность.

Обязанность – это совокупность моральных обязательств человека перед обществом. Он выступает как нормативная категория, которая регламентирует социальные обязанности, котор должен выполнять индивид в силу общественной необходимости. Проблема обязанности есть проблемой соотношения личного и общественного интереса.

Суть обязанности старались сформулировать еще известные религиозные проповедники. Китайский мудрец Конфуций выделил несколько принципов обязанности каждого гражданина: каждый должен исполнять свой долг (наложенный на индивида ее положением в социальной структуре, основу которой составляет семья) - и, быть верным хозяину - чхун, уважать старших - сяо, придерживаться всех упроченных обрядов, церемоний, правил поведения – «лі» и вшановувати предков. А на вопрос своего ученика, можно ли вся жизнь руководствоваться одним словом, мудрец ответило: "Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не пожелаешь себе". Этот принцип стал основанием общечеловеческой моральной обязанности и приобрел название "золотое правило морали".

Христианский проповедник Моисей провозгласил известные десять божьих заповедей, каких должен придерживаться каждый истинный христианин.

Будда определил такие степени духовного подъема: истинное убеждение, истинное намерение, истинное слово, истинный поступок, истинный стиль жизни, истинное старание, истинная память, истинное сосредоточение.

Мухаммед вменял в обязанность каждого мусульманина: "Не быть тебе истинным верующим, пока не пожелаешь ты брату своему того, что желаешь себе".

Большим вкладом в философское осмысление категории обязанности постоянная концепция классика немецкой философской мысли И. Канта. Мыслитель выдвинул идею категоричного императива.

Императив - это суть правила. За И. Кантом, различают две разновидности правил (императивов)- категоричный и гипотетический. Гипотетический императив - это правило, которое вменяет в обязанность человека делать что-то ради определенной цели (например, учиться, чтобы в будущему получить красивую профессию, удерживать семью и т.п.). Категоричный императив — это правило, которое вменяет в обязанность человека делать что-то безотносительно к какой-то цели. В этом, за И. Кантом, и состоит суть общего проявления моральной обязанности. Перед сознанием человека этот императив возникает в трех формулах.

Первая формула категоричного императива - это "формула универсализации: "чины только соответственно такой максиме (установки воли), руководствуясь которой ты когда можешь потребовать, чтобы она постоянная общим законом". Итак необходимо действовать в соответствии с упроченными моральными законами - не обманы, не укради, не вбей и др. — и ни одна ситуативність не оправдает их нарушения, даже если это осуществлено ради общего блага.

Вторая формула категоричного императива - это "формула персональності": "чины так, чтобы ты всегда относился к человечеству как в своем лице, так и в лице кого-нибудь другого также как к цели иd никогда не относился бы к нему только как к средству". Друзей избирают не ради того, чтобы их можно было использовать, благородные люди должны быть твоей целью, ты имеешь стремиться поддерживать с ними дружеские отношения.

Третья формула категоричного императива - это "формула автономии": "воля человека может быть не просто подчиненной закону, а подчиненной нему таким образом, чтобы она рассматривалась также как такая, что дает законы самой себе". Каждый отдельный человек закон морали определяет самостоятельно, в соответствии с собственной волей. Однако в таком случае не признаются никакие общепризнанные системы морали, даже религиозные заповеди. Кант оправдывает свою позицию тем, что автономия моральной воли не предусматривает человеческого произвола: человек должен не совершать все, что ей захотится, а наоборот - определить соответствующие закону основы собственной воли, не подменивая их ни "максимами себялюбия", ни лакейским послушанием относительно "господствующих идей" и распоряжений сильных мира этого.

Идеи Канта сыграли существенную роль в формировании представлений об обязанности. Тем не менее, если Кант понятия обязанности связывал с наличием морального закона в самом человеке, то современная этика, которая базируется на положениях марксистской теории, выходит из социальной сущности человека и социальной формы его существования, в силу чего человек всегда имеет обязанности в отношениях с обществом, коллективом, людьми. Обязанность – это совокупность требований, которые предъявляются обществом человеку, которые выступают перед ею как ее обязательства и соблюдения которых есть ее внутренней моральной потребностью.

Кантівське вывод основных принципов моральной обязанности не является абсолютным. Так вот ныне остаются актуальными поиски основных его принципов. Так, возникло несколько новых подходов к определению сущности морального обязанност-обновленный категоричный императив.

В частности, Г. Йонас предложил такую формулу категоричного императива (книга "принцип ответственности"): "чины так, чтобы результаты твоего чина не были разрушительными для возможностей жизни в будущему, или просто не совершай вреда условиям дальнейшего существования человечества на Земле".

Немецкий философ современности К.-О. Апель дало другое формулирование категоричного императива: "во-первых, во всех действиях надо выходить из того, чтобы обеспечить выживание человеческого рода как реального коммуникативного сообщества, во-вторых, из того, чтобы в реальном коммуникативном сообществе осуществлять идеальное".

Специфическое содержание обязанности, которая содержится в общественных моральных требованиях, может быть раскрытое через определение его видов. Разные виды обязанности обусловленные содержанием сфер деятельности и отношений людей, в которых выполнения надлежащего может гарантировать гармоническое согласование общественных и личных интересов. Так, трудовая деятельность поддерживается профессиональной обязанностью, товарищеской обязанностью перед коллективом; гармонические отношения между людьми устанавливаются благодаря выполнению дружеской обязанности; счастье семейных отношений оказывается зависимым от выполнения супружеской и родительской обязанности. Важно выделить и патриотичная обязанность как зобов’язаність и ответственность перед родиной. В жизни людей между отдельными видами обязанности могут возникать разногласия (например, между обязанностью перед коллективом и семейной обязанностью), решения которого зависит от системы ценностей личности и общества, способности к согласованию норм и побуждений, возможностей оценки и выбора.

Понимания «моральной обязанности» всегда связывается с добровольностью, действием по внутреннему убеждению. Обязанность, выполняемый через страх ли ради вознаграждения, теряет статус моральной обязанности Сформированность этого чувства, понимания его разрешает и принуждает делать добро, совершать за совестью не только в соответствии с требованиями общества, а и в соответствии с внутренними убеждениями.

Итак, обязанность – высшая моральная зобов’язаність, что стала внутренним качеством и стимулом свободного поведения личности, это органическая необходимость, которая согласовывает личные и общественные интересы.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)