|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
A. Типология этических ученийРазнообразие методологических установок и принципов, которые используются в разработке этических проблем, порождает необходимость типологии этических учений в зависимости от того, какие подходы или принципы служит основой в процессе этического анализа. Такое различие этических учений есть одним с способов их теоретической самоидентификации и вместе с тем в значительной мере определяет сущность природы морали и ее задач. Охарактеризуем основные виды этических учений. В зависимости от содержания и обоснованиеэтика может быть гетерономной или автономной. Гетерономия этики (от грецьк. heteros - другой) - формирует нравственность из какого-нибудь внешнего источника, который находится собственное за пределами морали. Примерами гетерономности этики могут быть натуралистические и социально-исторические теории морали, в которых нравственность выводится из природы человека и социальных условий его существования, из понятий полезности, счастье, наслаждения. Это характерно и для христианской этики, в соответствии с которой, этический закон дает людям Бог. Автономность этики означает, что мораль имеет собственный внутренний закон, человек или Бог сам сами этические законы. Такая установка присущий и многим рационалистическим этическим теориям. Относительно этого характерная позиция И. Канта, который утверждал, что поступок лишь тогда может считаться моральным, шли он свободный от "побочных" побуждений, например, личной заинтересованности, честолюбия, пожелания добрая окружающих, и осуществляется исключительно из убеждение в само-очевидності закона. По мнению многих ученых - этиков, следует разграничивать формальную и материалистическую этику. Формальная этика концентрируетсвое внимание на логических моментах исследования морали, которые преобладают над непосредственно используемыми моральными нормами и принципами. Примером может служить учения И. Канта, который старался с помощью логики отыскать и обосновать универсальный этический принцип, способный стать основанием для системы моральных норм. Эта же тенденция характерная и для современной неопозитивистской этики,которая интересуется только проблемами морального языка, возможностями определения сущности и происхождения моральных сроков, семантикой моральных умозаключений. Разные направления материалистической этики на передний план выдвигают исследование сущности и природы морали, общественная подпочва формирования системы моральных ценностей и норм, описание реальных моральных норм, то есть она стремится более широко охватить явления моральной сферы, не ограничиваясь лишь ее логическим аспектом. В границах материалистической этики различаются несколько ее форм. Первая из них – этика ценностей, которая имеет целью исследовать ценность в жизни и в окружающем относительно человека мире. Как известно, моральное поведение определяется реализацией этических ценностей. Итак это этическое учение создает своеобразную "пирамиду" ценностей, в которой личность должна придерживаться в своих поведению и деятельности. Кроме этого, выделяют консеквенциальную этику (от лат.conseguentia - следствие). Она объединяет теории, в которых моральное значение деятельности рассматривается в зависимости от следствий, которые они предопределяют. Для них характерное убеждение в том, что мораль выполняет определенные функции в обществе, а ее требования имеют целесообразный характер. Для контекстуальной этики (от лат. contextus - связь) характерное признание основной проблемой выбора человеком путей решения моральных проблем в зависимости от конкретной ситуации, а не от общих моральных принципов и норм, таким образом преуменьшается их значение и роль в общественной жизни. Социальная этика охватывает учения, которые рассматривают моральные нормы общества как основу моральных поступков людей. К ним належат общественные установки - от блага общества, служения коллективным интересам к стремлению достичь личной пользы, практического успеха. Итак, предмет этики - это многогранная совокупность сменных проблем и задач, которые отображают диалектику исторического развития этической мысли от старинных времен к современной эпохе, несомненно, дальнейшее развитие исторической практики и философского познания будет вносить изменения и коррективы и в развитие соприкасающейся мысли. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |