|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этическая мысль ХУІ столетияКультуру этого периода характеризуют, используя понятия «Возрождение», «Реформация», «барокко» и т.п. Это были сложные времена в истории украинского народа, связанные с борьбой против турецких и татарских орд, Московии и Речи Посполитой, противодействие наступления на украинские корни католицизма, что повлияло на политическую, религиозную разрозненность народа. За таких сложных условий происходил мучительный процесс формирования самосознания, мировоззрения, морали украинского народа. В конце ХУІ – в начале ХУІІ ст. выдающуюся роль в духовной жизни Украины сыграли национально – религиозные организации православного населения городов – братства. В этот период наметился переход от грекофильской ориентации к ментальности Нового времени. Правда, на первых порах довольно стойкой была традиционная ориентация на Византию. Разнообразные проблемы человека, его умственного и морального начал старался осмыслить Исайя Копинский (? – 1640), который считал, что мир живой и безжизненной природы созданный Богом для человека. Венцом усовершенствования человека есть познания Бога и единения с ним (работа «Алфавит духовный»). Тем не менее познать нужно прежде всего себя. В процессе самопознания человек проявляет телесную (внешнюю) и духовную (внутреннюю) натуры. Избирая жизненный путь, она должна ориентироваться не на непостоянные чувствительные (телесные) потребности, а на служение вечному, внутреннему, духовному началу. Такой путь может привести к познанию Бога, единения с ним и получения блаженства на том и на этом мире. Находясь в грусти или скорби, человек стремится развлечься, к земному наслаждению, чтобы иметь покой и утешение. Хотя, считает автор, плотские наслаждения не приносят утешения. По мнению И. Копинского, определяющую роль в познании истины и добра играет правый разум, которому он противопоставлял безумие. Грех – действие плотской похоти, считает мыслитель. Она и есть ничем другим, как безумием. А удержания от плотской похоти есть и удержанием от зла. Делая ударение на необходимости самосовершенствования он старался обосновать теорию «разумного создания», что предусматривает преодоления человеком нескольких этапов: моральное самосовершенствование; работа, которая становится потребностью и порождает радость; отречения мира телесных вещей; очищение и просветление ума; самоуглубление; познание Бога и единение с ним. И. Копинский защищал идею равенства всех людей, являлся сторонником национальной и религиозной самостоятельности украинского народа, вел антикатолическую и антиуниатскую деятельность. Его идеи в течение продолжительного времени существенным образом влияли на философскую, в частности и этическую, мысль в Украине. Интересные мысли относительно сущности человека, его места в мире и пути самосовершенствования содержатся в работе «Диоптра» игумена Виталия (ХУІІ ст.) из Дубно. Его этические взгляды близки тем, которых придерживался И. Копинский. Он тоже превыше всего ценил принцип самопознания, придавал большое значение разуму, часто употреблял понятие «безумие», высказывая немало оригинальных мыслей. Игумен Виталий считал, что в человеке следует ценить прежде всего «внутреннего человека» - дух, душу, ум, ведь они вечны, а тело приходящее. Любовь к красоте телесной есть забвением ума, поскольку красота и добропорядочность редко когда употребляются в человеке, поэтому она должна украшать душу. Источником добра есть Бог, ведь «добрые дела обязательно должны возникать от первой и высочайшей доброты, поскольку всякое добро возникает с высочайшего добра». Раздумывая над тем, почему других существ Бог нарек добрыми, а о человеке не сказал того, Виталий утверждал, что человек наделен возможностью выбора, свободой воли, поэтому оценить его однозначно невозможно. Наличие свободы воли дает человеку возможность свободно выбирать между добром и злом, делает его субъектом моральных отношений. Причиной страданий, беспокойства, по его мнению, есть не внешний мир, а сам человек. Следует развивать и воспитывать ум путем самопознания и закаливать волю. Человек должен подчиняться не чувствам, не страстям, а разуму. Однако мысль может быть как источником добропорядочности, так и греха, поэтому разум необходимо соединить с совестью, «воспитывать». Зло, за убеждениями Виталия, нужно искать не во внешнем мире, а в себе. Оно сохраняется даже при наличии чистого разума, поскольку чувства и страсти совершают разуму препятствия. Для того чтобы не быть подвластным чувствам и страстям, необходимо закаливать волю, научиться властвовать над собою. Осуждая увлечение земными благами, богатством, игумен отмечал, что настоящим богатством есть то, что обогащает душу добропорядочностями. К «признакам настоящего благородства» он зачислял щедрость, признания благотворительности, человеколюбие, душевное мужество и великодушие, способность терпеть страдание и заполнять мысли свои большими делами. Основные добродетели нравственности игумена Виталия: - вера («Вера есть большая вещь, но без дела мертвая»); - трудолюбие («Избегай прежде всего безделья и роскошество, которое есть матерью всех пороков»); - доброта (ее Виталий противопоставлял злобности); - чистая совесть («Благородный человек ни в чем не может ощущать такой радости, как в чистой совести»); - правдивость («люби правду...»; «Правда есть корнем мира и покоя, с покоя рождается настоящая радость»); - мудрость (она есть противоположностью алчности); - благоразумие (противопоставляется безумию); - способность терпеть (противопоставляется малодушию); - кротость (противопоставляется гневу).
Итак, добропорядочность человека, по мнению Виталия, оказывается прежде всего в способности ориентироваться в мире моральных ценностей, умении отличать добро от зла. Лишиться моральных пороков можно благодаря моральному самосовершенствованию, которое предусматривает самопознание, выявления и искоренения своих пороков.
Довольно специфическим феноменом, который сформировался и развился в ХV – ХVІІ ст. на украинском грунте, была казацкая этика.
Начинают активную деятельность братства, развивается массовое книгопечатание, действует Острожская школа. Братства, которые возникают в Украине в последнюю четверть ХVІ – в начале ХVІІ ст., становятся ячейками защиты духовных ценностей украинского народа, распространения образования. В школах братских общин философия и этика как отдельные предметы не преподавались. Но в них была заложена почва к становлению профессиональной философской науки в Украине. Особенный вклад в этот процесс было сделано Львовской, Киевской, Луцкой братскими школами. Относительно знаний из этики, братства осуществляют большую работу, распространяя произведения Иоанна Златоуста, других авторов, в которых разрабатывалась этическая проблематика. Позиция деятелей братских школ (Мелетий Смотрицкий, Иов Борецкий, Касиян Сакович, Фома Евлевич и др.) репрезентованы в произведении Исаи Копинского «Алфавит духовный».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |