|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Происхождения этикиРодиной термина «этика» считают Старинную Грецию, которую традиционно связывают с началами философии. Древнегреческое слово «этос» (ethos) еще, чем время Гомера означало общее жилье, дом, звериное логово и т.п.. Со временем – обычай, норов, правило, характер, темперамент и т.п.. Греческие натурфилософы: Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Критий, Пифагор и прочие использовали понятие этосу для определения первичных элементов мироздания и атрибутивных качеств самого человека. От срока «этос» выдающийся древнегреческий философ Аристотель образовал прилагательное «ethikos» (этический), для обозначения добродетелей человеческого характера, душевных качеств,и существительное «ethika». Дианоетичные (интеллектуальные) добродетели, а именно мужество, мудрость и справедливость, он отличал от аффектов, урожденных способностей. Аффектами Аристотель считал гнев, страх, радость; свойствами ума - память; этическими (моральными) добродетелями – воздержание. Науку, которая изучает этические добродетели, он назвал этикой. Ей философ посвятил работе «Никомахова этика» и «Эвдемова этика», которые вошли в «Большую этику». История становления понятия «этика» повторяется еще раз на римском грунте. Приблизительным латинским аналогом слова «ethos» есть слово «mos» (moralis), что также означает характер и характер человека, крой одежды и моду, обычай и порядок. Старинный римский философ Марк Туллий Цицерон, ориентируясь на греческий опыт, в частности на Аристотеля, сформировал прилагательное «moralis» (что належит к характеру, обычаев), а от него позднее возникает понятия «moralitas» - мораль, как наука о человеческих характерах. Значения сроков «этика» и «мораль» сначала совпадали. Но с развитием науки и общественного сознания мораль начали понимать как обычаи общества, упроченные нормы поведения, а этику – как науку, которая изучает мораль, реальное явление, предметную сферу. Хотя в повседневной жизни словоупотребления понятия мораль, нравственность, отличия в значении не всегда придерживаются. Русским аналогом термина «мораль» есть понятия «нравственность» (нравственность). Первоисточником стало слово нрав (характер, то есть совокупность душевных качеств, которые отличаются от ума; страсти, воли и т.п.). Впервые понятия нравственность (нравственность) встречается в словаре русского языка конца ХУІІІ ст. Понятия «мораль» и «нравственность» часто отождествляются. В современной литературе за ними закрепляется, наследуя немецкого философа Георга Гегеля, понимания морали как формы общественного сознания, совокупности осознаваемых людьми принципов, норм, правил поведения, а нравственности – как воплощения таких принципов, правил и норм в реальном поведении человека и отношениях между ею и другими людьми. Итак, история сроков разрешает сделать вывод, что этика – это наука о морали (нравственность). Закономерности становления и проявления морали этика рассматривает на трех уровнях: 1) на равные личности как субъекта создания нравственности в непосредственном процессе общения; 2) на уровне социально-исторических форм и способов создания общественной жизни; 3) на общечеловеческом уровне, который открывает сущностное единство человечества. Анализ уровней реального проявления нравственности дает возможность сознательно подходить к процессам организации общественной жизни на моральных основах. Исторически первой была бытовая мораль. Она базировалась на глубинных психических процессах, связанных с инстинктом выживания и самосохранение рода как ручательства выживания индивида. Поскольку такая мораль считалась важнейшим фактором выживания этносов, то базировалась на системе разрешений и запретов, которых необходимо было безоговорочно придерживаться. Она не ставила лицо перед необходимостью выбора поступка и сохраняла этнически-культурную своеобразность народов. Такая мораль формировала духовную родственность с своим народом, однако ограничивала индивидуальное развитие личности. В пору Реформации в европейской культуре осознается ограниченность бытовой морали, ее постепенно вытесняет общественная мораль. Общественная мораль - явление более высокого развития духовности, сложный общественный феномен. Это система норм, которые отображают имеющееся и желательное в отношениях из позиций и интересов общества и человечества. Мораль вместе с тем фиксирует реальный уровень развития человеческих отношений в конкретном социуме на конкретном историческом этапе и она содержит идею совершенной человечности и закрепляет ее идеал в конкретных образах, образцах поведения как для людей определенного времени, так и для человечества вообще. В морали человек делает добровольный выбор между добром и злом, создает пространство для свободы, возлагает на себя моральную ответственность за поступки. Именно в добровольности выбора и благодаря нему моральное сознание приобретать возможности подняться на новую ступень развития - к уровню морального самосознания, когда мораль из внешней необходимости переходит в внутреннюю. Если сущность этики как учения о морали на всех этапах исторического развития загордилось неизменной, то предмет этики, то есть основной комплекс исследуемых проблем, приоритетных задач и методологических принципов исторически прогрессировал. Это обусловлено, по – первое, тем, что изменялся объект изучения – мораль. Переходя от эпохи к эпохе, человечество кардинально меняло свои этические ориентиры и ценности. По – второе, тем, которые расширялись проблемы этических исследований и усовершенствовались формы и способы получения этического знания. В этом процессе изменения предмета этики можно выделить две основных тенденции. Первая – трансформация общих научных подходов к изучению морали, трактования ее структуры и определения социально-культурной роли этики в обществе. Вторая – возникновения новых морально – этических проблем и подходов к их решению. Реализация обеих этих тенденций оказывала содействие постоянному усовершенствованию этической мысли, ее обогащению новыми интеллектуальными достижениями и моральной практикой. В раннеантичной мысли этика была объединена с философией и маленькая характер практической морали. В особую дисциплину этику выделил Аристотель, который сформировал ее как учения о добродетелях, об этических чертах человека, о благах жизни. Затем этика постоянная трактоваться как наука о природе человека, причины и целые его деятельности. Она объединяла в себе теорию бытия человека, учения про его страсти, проблемы человеческой души и осуществляла анализ путей достижения благородной жизни. Этическая теория выходила из тезиса об единстве надлежащего и сущего, ставила перед собою двойная задача: объяснить место человека в мире и дать моральные установки для практической жизни. В XVIII ст. Иммануил Кант осуществил своеобразный переворот в этике. Он противопоставил надлежащее и сущее, выделив в этике учения про надлежащее и учение о воплощении надлежащего в практической жизни. По мнению И. Канта, этика за своей сущностью есть наукой про надлежащее. Итак она не может искать своей подпочвы в сущему, то есть в природе человека или общественных условиях его жизни. ее основа - неимперические постулаты ума, а задача - изготовления универсального априорного этического закона, из которого можно было бы вывести все конкретные моральные требования. Сущее, то есть анализ реальных моральных норм, как и разработку системы моральных представлений, И. Кант выносил за границы этики, объявляя их сферой практической философии, которую он сближал с религией, психологией и педагогикой. Кантовское переосмысление предмета этики в ХІХ – ХХ столетиях отложило глубокое и противоречивое влияние на развитие мировой этической мысли. Перенося описание форм нравственности в сферу психологических и этнокультурологических дисциплин, И. Кант действительно стимулировал развитие в науках о человеке этического компонента, накопления историко-морального материала. Он также указал на то, что в этике существует разрыв во времени между тем, что должно быть, и тем, что происходит. Вместе с тем кантовская позиция содержала возможность преобразования этики на оторванный от конкретной исторической подпочвы сборник абстрактных правил, вела к односторонней абсолютизации теоретического или практического в ней. Такое значение предмета этики воплотили у жизни в конце ХІХ-ХХ столетиях философы позитивистского и иррационального направлений. Так, позитивисты, говоря о научном подходе в этике, сводят ее лишь до двух моментов: формулирования этических императивов (считаются чем-то надлежащим, не связанной с реальной действительностью) и обсуждения общегносеологических вопросов этики, анализа морального языка. Сдача традиционной проблематики выносится за границы этики. Приверженцы иррационалистической этики абсолютизируют другую, практическую сторону этики, толкуя этику как жизненно-практическую философию, которая действует в границах неповторимой жизненной ситуации. Под поводом уникальности морального сознания отрицается возможность создания общей теории морали, нормативной этики. Тем не менее далеко не все этические школы придерживались позиций И. Канта. Благодаря этому в этике сохраняется крепкая традиция рассматривать ее как неразрывную целостность надлежащего и сущего, теоретического и практического. Эта позиция характерная для ряда ведущих школ - от гегельянства и марксизма к христианской этике и этических учений украинскому национальному возрождению. По нашему мнению, такое определение предмета этики наибольшей мерой отвечает современному состоянию отечественной этической мысли и ее теоретическим основам. Характеризуя историческое изменение предмета этики с точки зрения развития его методологических возможностей, следует выделить наиболее выдающиеся этапы этого процесса. В античной этике мораль рассматривался как субъективно-личностный феномен. В центре этических учений находилось понятия совершенной личности и ее добродетелей. Достигши на этом теоретическом пути определенных успехов в разработке этической теории, античные философы столкнулись с трудностью, рожденными этическим субъективизмом. Дальнейшее развитие этики требовало исследование морали как объективного, междуличностного явления. Эта цель была реализована в Средние века христианской этикой, которая постоянная рассматривать нравственность как систему объективных общезначимых принципов, разработала комплекс междуличностных критериев размежевания добра и зла. Тем не менее, отождествляя объективность морали с ее божественным происхождением, средневековые мыслители, фактически, вынесли ее за границы личности и реального мира. В Новое время возникает стремления осмыслить нравственность и как совокупность объективных норм, и как субъективно-личностный элемент. Эта ориентация, определялась теоретическим разнообразием и богатством проблематики, постоянная основной для развития современной этической мысли. Важным моментом методологического инструментария этики сегодня есть наличие четкой идеологической ориентации. Если на протяжении продолжительного времени этика разрабатывала концепции индивидуального морального усовершенствования, то в XX и XXI столетиях в ней также реализуется задача изучения моральных механизмов поведения и усовершенствования моральных взаимоотношений в больших социальных сообществах и общественных прослойках. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |