|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этика экзистенциализмаТрагические разногласия ХХ ст. нашли соответствующее отражение в поисках мыслителей экзистенциальной тенденции. Экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны и окончательно сформировался в 30-х гг. XX ст. Он представляет разновидность этического иррационализма и наследует идее философии Ф. Ницше. Представители этого течения французские философы Г. О. Марсель, Ж.-П. Сартр, А. Камю, немецкие - М. Хайдеггер, К. Ясперс, датский - С. Кьеркегор, испанский – Хосе Ортега - и - Гассет, представители «киевской школы» экзистенциализма М. О. Бердяев, Лев Шестов и др. Экзистенциализм (лат.- существование) - субъективистское учение, основной задачей которого есть установления содержания человеческого существования, непосредственно данного индивиду как его переживания своего «бытие в мире», через которое открывается бытие мира. Этике экзистенциализма присущий мотивы обреченности, одинокости, абсурдности и бестолковости жизни, направленности к смерти. Экзистенциалисты основное внимание обращали на анализ существования личности в мире, на его естественную свободу, на потерю свободы через отчужденность мира от нее, и, соответственно, обреченность, одинокость, бестолковость и абсурдность жизни. Основатель этого направления - представитель христианского экзистенциализма датский философ Сьорен Кьеркегор (1813 – 1855). Его работы «Страх и дрожания», «Наслаждение и обязанность», «Или – или», «Философские крошки», «Понятия страха» и прочие посвященные проблемам морали и веры. Идеи, обоснованные Кьеркегором в ХІХ ст., вызвали особый интерес в ХХ ст. в связи с проблемой выбора личностью своего бытия в условиях возрастающего отчуждения лица от естественного и социального мира. В противоположность объективной диалектике Г. В. Ф. Гегеля он создал субъективную диалектику, которую рассматривал как средство сохранения отношений личности с Богом. По мнению мыслителя, на пути к Богу человек одолевает эстетичную, этическую и религиозную стадии. На эстетичной стадии она достигает эмоционального наслаждения, отказываясь от обретения «истины» своего существования. Следствием этого отказа есть неудовлетворение и отчаяние. Этика Кьеркегора имеет выраженное религиозно – теологическое направление. Лишь Бог – источник добра в мире. Большого значения философ предоставлял возвращению к человеку. Философия, по его мнению, имеет «вглядываться» в человеческая жизнь, человеческие страдания, научить делать выбор между добром и злом, найти своя «Я», свою правду, такую истину, ради которой человеку хотелось бы жить и умереть. Габриель-Оноре Марсель (1889-1973) – основоположник католического экзистенциализма, свою этическую концепцию изложил в работе "Быть и иметь". По его мнению, безусловной реальностью есть субъект ("Я есть") и все вокруг постигается через этого субъекта (даже Бог). Высшей ценностью наделенный не мир объективности (разъединенный физический мир), а мир существования (мир, который существует в воображении субъекта). Это, так называемый, экзистенциальный объект, в котором фиксируется отношения этого субъекта как к второму лицу - "Ты" (в мире "объективности" все существует независимо от субъекта, поэтому оно существует только в третьем лице - "Он"). Познания другого объекта зависит от влечения субъекта к нему (от любви), что лежит в сфере морали. Философ-экзистенциалист Жан-Поль Сартр (1905-1980) обошел коренные проблемы этики, тем не менее нему належит чрезвычайная роль в осмыслении проблем уникальности каждого человека, его свободы и ответственности. В соответствии с Ж.- П. Сартром, объективный мир - это "знаки" индивидуальных человеческих значений. Каждый отдельный индивид наделен "живым сознанием", благодаря которой он действует, выстраивает смысл жизни, вступает в отношения с другими людьми и вещами. Человек же обреченная в этом мире на свободу. Она не зависимая ни от кого, даже от Бога, поскольку его не существует. Этим она отличается от остальные произведения живой и безжизненной природы. Она самая способная избирать моральные ценности. Единым их источником становятся уникальные биологические зависимости индивида, опыт раннего детства, в особенности психологические травмы. Реализовать собственную свободу субъекту мешает отчужденный под него мир, ведь индивид не обособлен в этом мире, его окружают другие, такие же субъекты. Это побуждает к возникновению конфликтности между "бытием в себе" и "бытием для другого". Отношения к другому - это борьба за признание свободы личности в глазах другого, то есть стремления "стать Богом". Поскольку этого достичь невозможно, эта борьба остается только напрасными стремлениями. Человек должен постоянно приделываться к тому мира, поэтому она переживает ненастоящее существование. Она вынужденная отказываться от своих решений и выбора, перекладывать все это на ч-тоью анонимную ответственность - семью, народ, государство и т.п.. Другой экзистенциалист Альберт Камю (1913-1960) свою философско-этическую концепцию изложил в художественном произведении " Миф о Сизифе". Основная его идея - мир лишен смысла, в нем проявляется абсурдность человеческого бытия, человек же постоянно конфликтует с миром. Однако это не лишает человека надежды. Возникает дилемма: даже если человек уверенная в своей безнадежности, ей нужно вести себя так, будто она все же имеет надежду и, соответственно, бунтовать ли покончить жизнь. самоубийством. В соответствии с А. Камю, единым способом набути свободы может стать бунт. И бунт необходимо понимать не в марксистском толковании как революцию. Бунт - это восстания против своей судьбы, Против абсурда бытия, где победа невозможная. Стремя реализовать свою свободу, человек бунтует против политического порядка, конкретно против правительства, государства, мирового порядка, то есть против всего, что кажется ей воплощением абсурда и несправедливости. Итак, общие черты этики экзистенциализма – нигилизм, персонализм, иррационализм, эсхатологизм, индетерминизм. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |