|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Смысл жизни и человеческого счастьяОдной из центральных проблем этики есть определения места человека в мире, смысла его бытия. Осознания смысла жизни человеком есть его высочайшим даром. Человек постоянно спрашивает себя: «Зачем я существую? Чего я хочу от жизни? Для чего живую? Следует ли жить вообще?» Понятия «смысл жизни» належит к важнейшим понятиям этики. Это регулятивное понятие развитой мировоззренческой системы, которым определяют то, ради чего следует жить. Этим сроком обозначают и представления,которым послуговується моральное сознание на будничном уровне. Смысл (смысл) жизнь – морально – созерцательное представление человека, за которым она сопоставляет себя и свои поступки с высочайшими ценностями, идеалом, оправдывается перед собою и другими. Продолжительное время в истории человечества проблема смысла жизни не обсуждалась. Причиной этого были особенности социального и индивидуального сознания, которые находились под упливом мифологии или религии. Ведь мифология и религия давали готовые ответы на вопрос: "Откуда походит мир и, в частности, человек?", "Как жить человеку?", "Чем закончится человеческая жизнь?" Если обратиться в историю філософсько – этического обоснования смысла человеческой жизни, то оказывается, что много современных представлений, теоретических исследований по этому вопросу в своих обоснованиях сходит к идеям минувшего, наполняясь конкретным содержанием данного исторического времени, его культуры. Античные философы утверждали, что смысл жизни содержится в тех формах и средствах життєздійснення, которые облагораживают, поднимают человека над ее естественным существованием. Ум, знания, способность создавать добро предотвращают стихийному течению жизни и приводят в порядок стремления и целые человека. Тому смыслу жизни усматривается в усовершенствовании своего ума, своих стремлений и способностей, как таких, что обеспечивают высшее благо. Філософсько – религиозное понимание смысла жизни в средние возрасты, которое потеснило антропоцентричні взгляды античных философов, связало ценности жизни человека с потусторонним, божественным миром и подчинило сенсожиттєвий выбор человека воли Бога. Теперь смысл жизни усматривался в служении Всевышнему, преодолении в себе греховности, моральном бытии ради достижения Божьей благодати. Современное формулирование сенсожиттєвих проблем ведет свое начало в эпоху Возрождения, в частности, от раздумий шекспировского принца Гамлета "быть или не быть". Эпоха Возрождения с новой энергией активизировала проблему обоснования смысла жизни реального человека как творческой индивидуальности, которая способная быть тем, кем желает. Тем не менее в теоретический обиход срок "смысл жизни" вошел в период Нового времени и приобрел особого морально - ценностного значения. Этому оказывали содействие как соціокультурні, так и гносеологические причины. Первые состояли в кризисном состоянии ренессансного общественного сознания, что постоянная следствием перехода от религиозного культа к культу ума, а также в дальнейшем разочаровании в культе ума и идеалах Просвещения. Гносеологические причины состояли усталость, что назревшая необходимость сопоставить античное потрактування смысла жизни (суть которого - достойная, благотворная жизнь индивида) и средневековое (суть которого в божественном определении), то есть индивидуальное и надіндивідуальне в человеческой жизни. Как же проблему смысла жизни решали философы Нового времени? Рене Декарт утверждал, что необходимо доверять уму и действовать так, как будто жизнь действительно имеет смысл. Бенедикт Спіноза призывал к оптимальному слиянию субъективной воли и объективной необходимости (в свободе) и к познанию жизни с точки зрения вечности. Томас Гоббс, Джон Локк и прочие представители эмпиризма считали, что "конечная цель" и "высочайшее благо" - результат общественного согласия, то есть смысл жизни — в балансе естественного и цивилизованного, в технике общения и жизнь в сообществе, которые предотвращают "войне всех против всех". В соответствии с Іммануїлом Кантом, смысл жизни состоит в том, чтобы "быть достойного счастья" и уважать моральный закон. Он утверждает, что человек належит, прежде всего, к миру умодосяжного, в связи с чем добро, воля и обязанность, пробужденные собственным умом, определяют, направляют и предоставляют ценности человеческому жизни. За Георгом Гегелем, смысл жизни - "это ум", что требует "сращения особой и общей воли". Итак смысл жизни состоит в том, что человек объединяет цель и содержание жизни, открывает собственное метафизическое "єдинобуття" с другими людьми, "тождественность субъективных душ", свободно живое содержанием и целями Субстанции. Г. Гегель считал назначение человека в том, чтобы поднять свое отдельное существование к общей природе, которая, в свою очередь, связан с овладением опыта рода человеческого, его культуры, с приобщением к общим духовным ценностям и общественно значимой деятельности. В истории теоретической мысли выделяют несколько подходов к осмыслению проблемы смысла жизни (в соответствии с В. Малаховым). I. Религиозный подход ведет начало от давних времен, к нему належат почти все религиозные доктрины (иудаизм, христианство, ислам). В его основу положена идея организации собственной жизни за велением Бога. Бог- это идеал, у которого нужно учиться, на которого нужно ориентироваться и к которого нужно стремиться -в этом смысл жизни. В соответствии с религиозным подходом, смысл жизни человек выстраивает не самостоятельно. Его будто спущен человеку свыше заранее. Его положительный момент состоит в такому, чтобы человеку было жить легче — не нужно избирать самостоятельно. Однако в этом подходе есть и недостатки - человек теряет свободу, она становится послушным средством для манипуляции. Платон в "Законах" назвал такого человека "куклой богов". Фридрих Ніцше считал, что так формируется рабская мораль, которая признает "маленькую", "негодного" человека и стоит на страже стада, а не личности. Такой подход к объяснению смысла жизни избирали консервативные, в частности и тоталитарные общества. II. Марксистский подход теоретически обосновали Карл Маркс и Фридрих Енгельс, тем не менее подобное видение проблемы смысла жизни имели еще мыслители эпохи Возрождения. Такую позицию разделяли в XX ст. представители философии экзистенциализма, в частности, Альберт Камю, Жан-Поль Сартр. Суть этого подхода состоит в том, что человек самая (собственной практической деятельностью) определяет себе смысл жизни и смысл существования всего вокруг. Вне ее практической деятельности природа и бытие, в общем, бессмысленные и пустые. Собственное бытие приобретает смысл в деятельности ради следующих поколений - детей, внуков, правнуків. Положительным аспектом этого подхода есть стимулирования активности, инициативности человека. Которые же его недостатки? Человеку разрешается в любой способ распоряжаться естественным богатством и бытием вообще, учитывая лишь на собственные потребности (следствием этого - нынешний глобальный экологический кризис). Поскольку смысла окружающей действительности и собственному бытию предоставляет самый человек, то бытие каждого человека зависит от бытия себе подобных - другим людей, человеческих групп и сообществ. Это отрабатывает, пока человечеству ничего не угрожает (в XIX ст., например, верили в бесконечность "светлого будущего"). И сегодня звідусіль звучит мысль о конце физического существования человечества - "скорого приближения конца мира". В таком случае человека не может удовлетворить собственный источник смыслового наполнения жизни. Провозглашения смысла жизни в деятельности ради следующих поколений есть кое-что декларативным, ведь для человека далекие поколения являются идеальными образами, которые вообразить и полюбить не возможно. Это воспитывает лишь любовь к собственным идеям, соображений, стремлений, в широком смысле - эгоизм. Диалогический подход развивали Л. Фоєрбах, в молодые года К. Маркс, С. К'єркегор, представители философии диалога М. Бубер, А. Ебнер, Ф. Розенцвайг, экзистенциалист К. Ясперс, русские гуманисты М. Бахтін, О. Ухтомський, Г. Батищев, представитель феноменологічної этики Э. Левінас. Суть этого подхода состоит в том, что человек должен быть открытой окружающему бытию - юная готовый на общение с другими людьми, на восприятие ценностей своему и другой культур. При этом человек может воспринимать мир не только из позиции собственных интересов, а принимая во внимание внутренние тенденции и "заинтересованности" самого мира и представленных в нем субъектов. Итак, осмысленности нашему жизни предоставляет система ценностей. Так Виктор Франкл определяет три основных класса ценностей, способные наполнить смыслом индивидуальное человеческое бытие: ценности творчества, ценности переживания и отношения. Не все склонны к создания чего-то нового, но каждый из нас может быть творческой личностью, не создавая шедевров. Реализация себя в творческой деятельности (работе) – это то, что предоставляет осмысленности нашему бытию. Ценности переживания, связанные, например, с религиозными чувствами, увлечением произведениями искусства, поклонением перед природой, могут приобретать для нас сенсожиттєвого значения. Человек может находить смысл жизни в переживании любви, сочувствии и симпатии к другим людям. И даже когда человеческая жизнь и возможности человека ограниченные - обязанностями, судьбой, смертью, страданиями – смысл жизни можно найти в отношении к этим факторам. Весь опыт человеческой жизни показывает, что человеку намного легче перенести найскладніші испытания, когда у нее есть «осознания жизненной цели, ощущения осмысленности собственного существования и поступков. Даже в найтяжчих обстоятельствах человек может и способный достойно, осмысленно принимать собственные страдания, собственное бытие. Интересное соотнесение экзистенциальных состояний осознания смысла и отсутствия смысла жизни подает О. В. Золотухіна – Аболіна: Отсутствие смысла жизни: - скука; - депрессия, тугая, раздражения; - отсутствие значимых целей; - собственная незначимость, ненужность в отношениях, личностная одинокость, покинутість и залишеність другими людьми; - собственное место в универсаме переживается как случайные и безосновные, неуютное, лишенное назначения; - непринятия реальности, возражения ее, отказ от нее. Смысл жизни: - спонтанный интерес к жизни иd к людям; - спонтанная радость; - целеустремленность; - переживания своей значимости и важности в отношениях с другими людьми. Чувства единства и гармонии; - Восприятия своего места в универсаме как необходимого и такого, что имеет устои, несет в себе определенное призвание; - Принятия реальности, признания ее за бесспорное благо, несмотря на все ее разногласия, ужасы и обманы. Это описание показывает, что поиск и поддержания смысла – работа не только ума, а также и воли, сердца, живых человеческих чувств. Связать свои потребности с требованиями и возможностями окружающего мира есть нелегким делом. Для этого нужна особая мудрость, творческое осмысление бытия, тем не менее, когда это достигается в человеке, рождается мудрый человек. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |