|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этические проблемы морали начала XXI стНачало XXI ст. - это время научно-технического прогресса, интенсивного развития всех сфер общественной жизни, а также утверждения рыночных, предпринимательско-менеджерских отношений. Результатом научно-технического прогресса стали глобальные открытия в фундаментальных науках, отладка глобальной коммуникативной связи. Конечно, все это впечатляющий показатель развития человечества. Тем не менее это развитие не прошел мимо человека и общественное отношение. Он существенно повлиял на них. Это оказывало содействие распространению рационализма в обществе, которое проявилось в изменении отношения к собственной жизни, к проблемам личности человека, которая делает самую себя. Основными моральными ценностями такого человека стало развитое чувство собственного достоинства, личной независимости и ответственности за собственные действия. В общественном отношении это ориентировало на защиту демократических ценностей. Вместе с тем невозможно обойти проблемы, которые сопровождают научно-технический прогресс. Одна из наиболее важных - это экологический кризис, который определил другую сторону современной морали. Угроза человеческому существованию повлияла на формирование пессимистических взглядов людей на жизнь, философской рефлексией сказались в нигилистических и апокалипсических расположениях духа (предчувствия конца мира), распространились эсхатологические мысли (о конечной судьбе человека и Вселенной). При таких условиях человек постоянная ставить перед собою новые задачи и требования. Прежде всего, эти требования были направлены на определенные ограничения собственных действий. В особенности это касается взаимоотношений человека и природы. Так сформировалась экологическая этика. Английский историк, социолог Арнольд Тойнби по этому поводу сказал: "Ныне впервые мы знаем, что наше будущее зависит от того, что мы сами имеем.... Результаты дальнейшего развития науки будут зависеть от того, насколько использования ее будет осуществляться с добрыми или злыми целями, в этическом смысле слов "добрый" и "злой". Зло, рожденное наукой, не может исцелиться самой наукой". Основными основами экологической этики стало взятием к вниманию возможностей природы при использовании ее ресурсов и сохранении естественного равновесия. Так вот в начале XXI ст. к колу моральных проблем стали привлекать не только вопрос отношения человека к человеку, а и человека к природе. Мораль современного общества определенная также особенностями предпринимательских, менеджерских связей и отношений, которые сложились под влиянием расцвета рыночной экономики. В развитых странах мораль рыночного общества можно охарактеризовать рядом особенностей: 1) основная цель современного человека состоит в открытии своих индивидуальных особенностей; 2) поскольку рыночное отношение ориентируют предпринимателей на служение клиентам, возрастает моральная ценность такой черты, как "служения обществу"; 3) высочайшей ценностью человека современного общества становятся знания, а не деньги; 4) у человека-предпринимателя (новый типаж человека) никогда нет ощущения удовлетворенности достигнутым. Ей, как и писателю, кажется, что "лучшая книга у нее еще впереди"; 5) для достижения поставленной цели люди, преимущественно, избирают высокие моральные ценности - открытость, искренность, добросовестность. Все они оказывают содействие организации честной конкуренции, а это, соответственно, поддерживается и ограждается непосредственно государством; 6) стремления набути высокого профессионализма есть абсолютной целью людей нового типа общества. В таком обществе значимыми становятся социальные компоненты. Отношения строятся не по принципу "уважай старшего", аза принципом "уважай достойного себя" (в социальном смысле); 7) в случае достижения определенной цели, достижения общественного признания человек не сторонится чувства гордости за успех своего дела. Это, соответственно, усиливает уверенность в собственных силах; 8) человек, который прошел путь собственного становления и имеет чем гордиться, не стоит в стороне общественных проблем; 9) формируются "кодексы чести" разных профессиональных групп, приобретает популярность деловая, профессиональная этика и др.; 10) стратегия развития современного общества направленное на утверждение основ тендерной демократии, в соответствии с которой отстаиваются принципы равенства мужчины и женщины. Рыночная экономика слабо развитых стран выполняет обратную функцию в формировании общественной морали - деморализует как отдельных людей, так и общества вообще. Это проявляется в такому: 1) мораль ориентирована на такие ценности, как польза, успех, преимущество, то есть на частный, эгоистический расчет. Высокие же ценности добрая, красоты, истины, совершенства становятся второстепенными; 2) расцветает экономический прагматизм: "все ради денег!"; 3) нравственность противопоставляется целесообразности; 4) в особенности ощутимым становится противопоставления морали и нравственности. Нравственность характеризуется не просто низким уровнем морали, она становится далекой от морали. Ценности морального сознания (добро, обязанность, ответственность, справедливость, честь, достоинство), моральной деятельности (поступок, подвиг), моральных отношений (уважение, милосердие, дружба, любовь) становятся лишь "красивыми словами"; 5) нестабильность экономики слаборазвитых стран воспитывает комплекс "неполноценности", покорность, трусливость; 6) стимулом к деятельности в обществе для людей такого типа остается вера в "лотерею", мгновенная сказочная участь, а не вера в собственные силы и настойчивость; 7) конечно, про "кодексы чести" в таком обществе не идется, деловая, профессиональная этика остаются также "красивыми словами". Итак, мораль не только формирует и определяет общественное отношение, а и порождается ними. Если в времена политической и экономической кризисов побеждают меркантильные интересы, даже при выборе правильного политического и экономического пути развития, происходит деморализация общества. Мораль как сила, которая не способная преодолеть "зло", самая становится объектом посягательства и устраняется из поля боя. Такое состояние переходного периода пришлось ощутить на себе и украинцам. Социально-политический кризис, трудность выхода из нее оказывали содействие именно потому, что состоялось изменение многих личностных и общественных ценностей, духовных и моральных ориентиров, которые характеризуют деморализацию общества. И лишь собственная самокритичность и высокая значимость мысли мирового сообщества способные оказывать содействие преодолению морального кризиса.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |