|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общительность и дружба
Выделения в общении безличной и личностной форм имело целью подчеркнуть ограниченность функционального общения и показать, что этикетная регуляция не способная передать всю палитру моральных побуждений и взаємостосунків людей. Самое личное (межличностное) общения являются одной из форм функционирования нравственности. Моральная ценность межличностного общения проявляется в отношении лица к другому как ценности человека, признания его значимости, доверию и уважению, его желания создавать добро, дарить ей счастье, допустить в свой внутренний мир. Такая ориентация и направленность, как правило, реализуется в отношениях общества, дружбы, любви, которые выступают настоящей мерой гуманности, порядочности, человечности. Слово «товарищ» и этимологически, и исторически происходят от слова «имущество», «товар» и означает «уровня в всем»; помощник; сотрудник; соучастник. Считают, что это слово возникло в купеческой среде и означало собственников общего имущества. Народный эпос, летописи свидетельствуют про присущий нашим предкам чувство общительности. Виникши из практической необходимости общего выполнения дела, это чувство постепенно превратилось на одну из благородных потребностей человека, неминуемую моральную ценность общества. Для объединения своих усилий в достижении общей цели (ратному делу, творчества, культурно – просветительской деятельности) люди издавна поддерживали товарищеские отношения. Итак, общительность – это межличностные отношения, которые базируются на единстве интересов в общей деятельности и предусматривают единство цели, соответствующее равенство, сходство жизненных взглядов. Общая деятельность – существенная черта общительности, общие интересы вызовут потребность общения, предоставляют эмоциональной окраски отношениям, предусматривают взаимопомощь, солидарность, поддержку. Товарищеские отношения – одно из проявлений принципа коллективизма, обеспечивают лицу взаимоуважение, доверие, моральную и психологическую защищенность, строятся по правилу не ущемлять интересов друг друга и не оставаться равнодушным к недостаткам своих и чужих. Таким образом межличностное общение в своих наилучших проявлениях грунтуется на принципах гуманизма и творчества. Окончательно такое общение имеет за цель утверждения человеческого в человеке. Динамика такого общения требует творческого осмысления отношений, в которые вступает личность, оказывает содействие изготовлению взаимного доверия, поваги, формирует в человеке чувства любви, благородства, раскрывает в ней способность к самопожертвованию. Специфика разных сфер социальной жизни отображалась в богатстве смысловых оттенков понятия «общительность» («общество художників», «общество майстрових», «товарищи по оружию» и т.п.). Формированию товарищеских отношений оказывают содействие и похожие условия жизни, которая являть признаком для различения товарищеских и приятельских отношений. Зазвичай приятельские отношения складываются на основе каких-то, большей частью несущественных интересов и личных симпатий. На уровне приятельских отношений отнюдь не является обязательным совпадение представлений о цели жизни, могут быть отсутствующий и глубокий общий интерес, и серьезная заинтересованность судьбой друг друга. Эти отношения взаимно доброжелательные, поддерживаются личными встречами, телефонными переговорами, перепиской, связанные с выполнением некоторых взаимных услуг, обменом мнениями. У рамки приятельских отношений не входит общее достижение существенно значащих целей. Не достигается здесь и та степень душевной близости, за которой общения людей ведет к усовершенствованию личных качеств друг друга. Поэтому приятельские отношения не опертые на крепкие устои и довольно легко прекращаются. В отличие от общительности дружба есть інтимнішим общением, которое предусматривает «не только взаимопомощь, а и внутреннюю близость, откровенность, доверие и любовь» (И. С. Кон). Дружба – индивидуально – выборочная и грунтується на взаимной симпатии. Дружба - чувства наиболее близкое к любви, определяется как форма общения людей, основанная на общности интересов, взаимному уважению, взаимопонимании и взаимопомощи. Дружба предусматривает личную симпатию, благосклонность и касается наиболее интимных сторон человеческой жизни, одно из наилучших проявлений человеческих чувств. Старинный китайский мудрец Конфуций предупреждал: «А не ослепляет тебя ни дружба наверное недостатков твоего вторая, ни половину относительно добрых качеств твоего врага». Поэтому дружеское общение опертое на взаимное уважение сторон, которые чувствуются равными и свобідними, а, итак, интересными одно один. Атмосфера приязненные отношений благоприятная для развертывания творческого потенциала личности. Дружба как вид духовной связи ярко отображает общественную сущность человека. Ее цель – осуществиться в обмене человечностью через другого человека и благодаря ей. Благодаря дружбе человек доходит осознания ценности собственного лица на том основании, которая достойный быть ч-тоьим другом. Кант обосновал важность дружбы для преуменьшения эгоизма: часть любви к себе человек переносит на другую, получая возможность искреннего, доверчивого общения. Чтобы понять настоящую ценность непринужденного общения, следует иметь в виду, что человек действует в мире отчужденных и формализованных отношений. Ее доверчивость к случайному лицу, вызванное потребностью пообщаться, может быть воспринятая как признак несдержанности, невоспитанности, или даже вызвать подозрение. В дружбе взаимное доверие самая собою поняла и воспринимается обеими сторонами как огромное благо. Дружба утвердилась в культуре человечества как конкретизированная форма создания образа «своего» - близкого человека, родной не за признаком кровной родственности, а за общностью вкусов, поглядів на жизнь и т.п., то есть на основе взаимной приязненные. Пока дружеские отношения только начинали виокремлюватися из совокупности социальных отношений (прежде всего из родственных), до тех пор они были жестко регламентированы обществом, тесно связанные с определенными ритуалами. В дальнейшему регламентация ослабляется, межличностное общение индивидуализируется, дружба превращается из договорных отношений на эмоциональную благосклонность. Древнегреческая культура утвердила ценность дружбы в мифе про Діоскурів – Кастора и Полідевка. Полідевк глубоко переживает смерть своего брата, который погиб в бою, и просит отца Зевса отдать брату часть своего бессмертия. Из того времени брать один день проводили в подземном царстве, второй – на Олимпе. В Давней Греции определялись также основные основы дружбы: единомыслие, взаимная помощь в беде, искренность. Демокрит, Епікур, Аристотель в дружбе усматривали условие умного удовлетворения. Аристотель, разрабатывая первую этическую теорию дружбы, виокремлював трех ее виды: дружбу, основанную на взаимной полезности; дружбу, цель которой – удовлетворения; дружбу, которая грунтуется на добропорядочности. Первые два вида опертые на принцип взаимной полезности: люди любят в общении. Настоящей есть дружба, основанная на добропорядочности, поскольку возлагает цель самая в себе, по мнению философа. Он обосновывается моральные основы настоящей дружбы – равенство его сторон и справедливость. Распространяя это понятие в сферу политики Аристотель подчеркивал, что настоящая дружба невозможная при тирании. Ее підгрунтям есть демократия, при которой граждане имеют много общих интересов. Цицерон в трактате «Лелій – о дружбе» определял дружбу как «согласие и всех духовных и мирских делах». Дружба для него – самоценное чувство, основанное на взаимном благоговении. Исторический подход к пониманию феномена дружбы обосновывается К. Гельвецій в трактате «Об уме». Прослеживая разные степени развития чувства дружбы, философ доходит вывода, что дружба предусматривает которая – небудь потребность; чем настирливіша эта потребность, тим более сильная дружба, итак, потребность есть мерилом этого чувства. Есть эпохи, когда люди сильнее требуют дружбы, а итак, и сердца легче открываются для дружбы. Современную нему эпоху он характеризует как время, когда между людьми утраченная потребность дружеских отношений, поскольку их не связывают никакие общие интересы. Они преимущественно стремятся сделать карьера. А для этого нужны не друзья, а покровители. И. Кант, опираясь на традицию, начатую Аристотелем, различает три вида дружбы. По – первое, ту, что базируется на потребностях; по – второе, ту, что имеет основанием вкусы; по – третье, основанную на убеждениях. Дружбу людей из потребности одно в одном Кант называет среди древнейших, таких, которые сложились еще на ранних этапах истории. Общая охота дикарей, объединенных дружбой, гарантировало заботу одно об одного. Возрастания потребностей и возможностей их удовлетворения, считает философ, спричиняє обесценения дружбы. Однако возрастания материального благосостояния, имущественной независимости вносит у понятие дружбы качественно новый аспект: вместо корыстной – духовную потребность в другом. Начинает весить не столько дружеская помощь как такая, сколько уверенность в том, что в случае необходимости друг действительно поможет. Итак, ценнейшей в дружбе есть уверенность в духовной возможности другого человека. Дружба, вместе с тем, открывает человеку правду о себе самую: ли способная она уступить своими благами ради другой. В борьбе двух чувств – любви к другому и любви к себе – человек практически выбирает себялюбие, а человек морально ориентированная – дружбу. Дружбу за вкусами Кант определяет как не истинную, а лишь как сходство дружбы. Это дружба людей разных интересов и общественных состояний. В общении происходит обмен знаниями и интересами, людей связывает лишь то, что составляет отличное между ними. Дружбу в соответствии с убеждениями или в соответствии с чувством философ называет истинной. Она грунтуется «на откровенной и чистой общности внутреннего налаштування. Это и есть дружба в ее всеобщей форме», - пишет Кант. Становления культуры отношений осуществлялось в истории как культивирования дружбы. В античности основой дружбы есть предмет общих интересов. Она базируется на равенстве сторон общения. Такая дружба базируется на соревновании в интеллекте, в доблести, отваге, политической мудрости и т.п.. Древнегреческая культура и культ дружбы влияли на римскую, а со временем на ренессансную. Интерес деятелей Возрождения к творческому заделу одно одного, основанный на дружеской состязательности, стимулировал развитие науки, искусства, общественной мысли и т.п.. По аналогии к античным способам проявления любомудр ости (ученые беседы – диалоги в академии Платона, в лікеях Аристотеля, в стоях Зенона) в пору Возрождения действует Платонівська академия в Флоренции во главе с Марсиліо Фичіно. Рядом с дружбой, основанной на равенстве отношений, под влиянием идей христианства культивируется идея дружбы – бескорыстного служения другим. Интересный исторический образ дружбы находим в отношениях Христоса и апостолов. Христос – носитель идеала отношений. Основанием их есть идея любви к людям, любви, которая спасает от страха смерти. Христос проповедует любовь между людьми и любовь к истине, которую содержит его учения как путь спасения от смерти. Высшая мера человечности выявленная в страдании на Голгофе ради спасения людей. Итак, христианство дополняет античное понятие дружбы, которое опирается на идею гуманизма. Она предусматривает помощь другим, душевное утешение, духовную установку и т.п.; измеряет добропорядочность не только добродетелями рода и духу, а возможностью восхождения человека от низшего к духовного высшего – осознания ценности добрая и его практического утверждения. В соответствии с идеальным образцом дружбы, в пору средневековья складывается рыцарский светский идеал дружбы – служения рыцаря – вассала своему сюзерену. Добровольно возлагая на себя вассальные обязательства, он готовый был и на самоотречение. В условиях, когда рыцари разделяли славу и опасность, трусливость одного могло приводить к потере жизни и чести другого. Тому вибір друга был очень тщательным, и глубокой была благосклонность друзей. Слово «храбрый» был синонимом слова «добродетельный». Современная культура выработала интеллектуальный тип дружбы, основанный на принципе равенства сторон общения. Дружба питается и підтримуєься состязательностью интеллекта, сосредоточенных на общем поиске истины. Реальным явлением такого типа дружбы можно считать научные школы, которые начали складываться в ХІХ ст. Сегодня развитие науки осуществляется не учеными – одиночками, а коллективами единомышленников, настроенных на решение сложных, часто кардинальных проблем, в особенности в сфере научного природоведения. В границах научных коллективов властвует атмосфера дружного сотрудничества, постоянного обмена научными идеями. Особенности характера, личных вкусов членов сообщества имеют несущественное, второстепенное значение. Конечно ж, дружба стойко содержится в отношениях любящих, если их чувства настоящие. Ведь любовь невозможная без уважения к другому человеку, который предусматривает дружеское общение. Итак, история становления и развития феномена дружбы, теоретическая разработка этого понятия удостоверяют принадлежность ее до одной из высших моральных добродетелей. В дружбе, так же, как в любви, человек реализует свою общественную сущность – человечность – в прямых и неопосредствованных формах. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |