|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этические взгляды Платона. Киники и КиренаикиСократовскую позицию в развития философии продолжил его ученик Платон - творец первой целостной доктрины философского идеализма, важной составной которой были этические убеждения. Он разработал философскую основу этического абсолюта, строя этические идеи на признании единой и неизменной основы – добрая, блага, источником которой есть сверхъестественный божественный мир идеальных сущностей. Это была первая попытка систематизации этических проблем, осуществленная на объективно – идеалистической основе. Предшественники Платона, размышляя о природе добродетелей, подчеркивали интеллектуальную сторону дела. Афинский мыслитель привлекает к анализу этой проблемы ее социально – культурную характеристику. Морально – этический аспект философии Платона связанный с различением трех частей души: аффективной, волевой, здравомыслящей, чему отвечают фундаментальные добродетели – сдержанность, мужество, мудрость и умеренность. Над всеми добро действиями стоит главная добродетель – справедливость. Рассматривая актуальное для его времени вопроса о связи индивида с обществом, Платон максимально заостряет требования полисной гражданственности, делая ударение на безусловном приоритете общественных интересов над личными. У имени блага общества и государства, можно принести в жертву все личное. Именно так и совершают граждане созданной философским воображением Платона идеального государства. Высшая человеческая добродетель – мудрость, проявление умной части души, присущая мудрецам – философам, которые являются едиными достойными правителями государства. Мужество – добродетель воинов, которые защищают государство. Воздержание, связанное с чувствительной частью души, присущая ремесленникам и земледельцам. Еще ниже на ступенях добродетелей находятся рабы, которые существуют вообще вне морали и лишенные будь – что добродетелей, поэтому сомнительно, чтобы в них была душа. Все выполняют надлежащие им обязанности, что и обеспечивает сохранение в государстве справедливости. Без настоящих идей, которые руководят вниманием, познания самого себя сталкивается с непреодолимым барьером, созданным мышлением и концепциями, занесенными в душу культурой и субкультурой, которая окружает людей. Идеи нужны для того, чтобы освободиться от концепций. Воплощении в больших учителях большие идеи превращаются в чистую энергию и любовь – учитель живое такими идеями, они стали его бытием. Важным в этическом аспекте есть учения Платона о бессмертии человеческой души. Ценностная установка человека, по его мнению, состоит в по возможности более полном отчуждении от мира реальной жизни и постижении совершенства мира идей, постоянном духовном возрастании личности. В этом этическом учении выразительно прослеживается космологическое и мифологическое обоснования морали, которая выступает социальным феноменом лишь за своим практическим действием, но не за происхождением и сущностью. Кроме этого, Платон внес в греческую этику ряд других важных положений. Одно из них – эстетичный критерий морального.У Платона прекрасное рассматривается как этическое и полезное, а действия, которые направленные на достижения счастливой жизни, есть прекрасными. В дальнейшем к понятию добродетелей афинский мыслитель привлек такие компоненты, как благо, мера, истина, красота. В своих этических поисках Платон в значительной мере идет от надлежащего и демонстрирует те ориентиры, на грунте которых можно построить истинную, за его представлениями, мораль. Платоновская этика настроена на поиск идеала. Реальные моральные нормы, которые к тому времени существовали в обществе, интересовали его намного меньше. Этические идеи Платона существенно влияли в дальнейшем на христианскую этику. Неоплатонизм позаимствовал идее о принадлежности человека до двух миров, о теле как тюрьму души, о бессмертии души. Другим путем пошли представители послесократовских школ, которые предоставили своим этическим поискам более практического характера. Наиболее известными в IV ст. к н.э. были киники и киренаики. На их позиции существенным образом повлияли отход от следования моральным традициям греческого общества и усиление имущественного расслоения в античных полисах, следствием чего постоянное разрушение бывшей идейной стабильности. За таких обстоятельств люди все чаще обращались к прагматическим жизненным установкам, а та часть граждан, которая обедневшая и была лишена влияния на дела родного города, часто бросала вызов традиционной морали. Обе послесократовские школы - и киники, и киренаики - брали за основу учения Сократа о счастье, но на его грунте дошли довольно противоположных выводов. Основатель киренской школы Аристипп изКирены (народ, около 360 р к н.э.), утверждая, что цель жизни – счастье, понимал его как наслаждение благами жизни. Наслаждение, учил он, прекрасная, а страдания - отвратительное. Наслаждение есть благом, даже если оно порождается безобразными вещами. Установка гедонизма была объединена в Аристиппа с этическим релятивизмом.В соответствии с его учением, нет ничего справедливого, прекрасного или безобразного за собственной естественной сущностью. Все это определяется человеческим пониманием и обычаями. Нет ни признательности, ни дружбы, ни добропорядочности, так как к ним мы стремимся не ради них самых, а ради соблюдения от них пользы. Бедность и богатство не имеют ни единого отношения к наслаждению, так как нет различия между ощущением наслаждения в богатого и бедняка. Придерживаясь вульгарного гедонизма, Аристипп заявлял, что высочайшим критерием в выборе наслаждения должен быть ум. Лучшая судьба, за Аристиппом, не в том, чтобы содержаться от наслаждения, а в том, чтобы владеть ею. Влиятельным направлением в античной этике был кинизм, или цинизм.Другим путем пошли представители киников Антисфен (435-370 гг. к н.э.) и Диоген из Синопа (404-323 гг. к н. е.), что сделали основной целью морали опыт всюду и в всем.Название этой школы происходит от имени местности в окраинах Афин, где, по пересказам, Антисфен разговаривал с учениками ("киносорг" дословно означает "остроглазый пес"). Киники идеализировали первоначальную «естественного» человека, выдвинув лозунг «Назад к природе!». Их школе присущий ориентация на минувшее и дионисизм. Они с пессимизмом смотрели в будущее и рассматривали его как отход от блаженного состояния «золотого возраста», которые относили к прадавним временам. Антисфен развил мысль Сократа о том, что счастье и добродетели заложенные в самом человеке и целиком зависят от его ума и воли. Счастье совпадает с добропорядочностью и состоит в внутренней свободе человека, в его полной независимости от всего внешнего и, в первую очередь, от общества. Идея отказа от социальной адаптации находит выражение в лозунге киников «Без общины, без дома, без отчизны». Именно в кинизме родилась идея космополитизма и приобрело этического содержания понятия космополита – гражданина мира. Киники провозглашали необходимость свободной работы и считали ее благом. Эта их позиция снимала из трудовой деятельности клеймо рабской обязанности и поднимала свободную работу в ранг космической необходимости, которая возвращает человеку ее отчужденную сущность. Так, впервые в истории европейской мысли, работа получила статус этической категории для измерения ценности человека. Важнейшей добродетелью они провозгласили самообладание, воздержание, способность свести свои жизненные потребности к минимуму, необходимого для естественного существования. Киники осуждали богатство, стремления к роскоши и почестям, возражали государство, семейные отношения и общественные моральные нормы. Центральным пунктом своей морали они называли свободу, рассматривая ее как наибольшее благо. Тем не менее свобода трактовалась киниками в отрицательном смысле. Свобода, за их представлениями, - это отказ от любых условностей тела и души, полное своеволие индивида. Киническая этика проповедовала аскетизм но в такой аскезе отсутствующий духовный элемент. Это максимальное упрощение человеческих потребностей, необходимых для жизни как сугубо физиологического процесса. Особенностью этики киников была ее яркая практическая направленность. Философы-киники велели особый, вконец непритязательный образ жизни, словно бы на себе экспериментально проверяли собственные этические рекомендации. Они на знак простоты своей жизни одевали на голое тело трибон (грубый короткий плащ) и носили нищенскую сумку и палку. Итак, этические взгляды киников состояли: в идеализировании первоначальной «природы» человека; в ориентации на минувшее; в пессимистическом отношении к поступи истории; в концепции, что счастье и добродетели заложенные в самом человеке и целиком зависят от его ума и воли; свободная работа – высочайшее благо; не может быть общепризнанных моральных норм. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |