АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этические взгляды Г. Сковороды

Читайте также:
  1. А. Теоретические взгляды Я.А. Пономарева
  2. Билет № 10 Философские взгляды Платона. «Государство»
  3. Билет № 11 Философские взгляды Аристотеля
  4. Билет № 9 Философские взгляды Сократа.
  5. Взгляды Г. Алмонда на классификацию политических систем
  6. Взгляды Леонтьева
  7. ВЗГЛЯДЫ МЕРКАНТИЛИСТОВ
  8. Взгляды поздних меркантилистов – Томаса Мэна, Николаса Барбона.
  9. Взгляды Фрейда на природу женщины.
  10. ГЛАВА 7 ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДДИКТОЛОГИИ
  11. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ В ДИАГНОСТИКЕ
  12. Западники и славянофилы: общественно-политические взгляды, историческое значение.

В развитии украинской этической мысли важное место принадлежит творчеству выдающегося украинского мыслителя Григория Сковороды (1722 – 1794). Он написал 18 произведений и сделал перевод 7 произведений из латыни. Из него, собственно, и начинается история украинской философии, которая становится в один ряд с философией западноевропейского Просвещения. Он наследует просветительские традиции Киево – Могилянской академии, но не буквально. В то время, как основное внимание сосредоточивалось на познании природы, Г. Сковорода обращается к человеку. В центре его учения – этико – гуманистические проблемы. Центральной проблемой этики Сковороды есть проблема самопознания, которое имеет выраженное моральностное содержание. Свое понимание духовности (что тождественно гуманизму) философ объясняет учением о двух мирах: видимый, внешний и невидимый, внутренний. Невидимое присутствующее во всех вещах как вечное, неизменное, истинное. Человек – это также единство видимого и невидимого. Через свою невидимую натуру человек тождественен Богу: истинный человек и Бог – это одно и одно и то же. Бог познается не столько через освоение природы, сколько через познание самого себя, невидимого человека, через моральное самосовершенствование. Моральное совершенствование внутреннего мира приближает человека к свободе – это один из принципов философии Просвещения, которое в полной мере оказался в философской системе Г. Сковороды. Европейская философская мысль ХУІІІ ст. четко разделяла античное духовное наследство от духа христианства в сфере морали (античная философия выходила из идеи счастья в границах человеческого, а христианская мораль строилась на проповедывании счастья в потустороннем мире). В этике Г. Сковороды переплетаются античная и христианская традиции. Он твердил: если счастье и истина возможны, то не где-то и когда-то, а здесь и сейчас. Счастье надо найти, вот почему главная задача – познать самого себя. Познания человеком самого себя есть конечным условием счастья каждой личности и всего общества. Однако для самопознания одних знаний нужно иметь доброе сердце – высокую нравственность.

Раздумывая о духовном и телесном, божественном и земном, вечном и быстротечном, Г. Сковорода доказывает, что основное в человеке - это его душа. Чтобы познать самого себя, нужно углубиться в себя, сердцем перелететь от земного к невидимому, небесному - так мы сможем постигнуть наше сердце и душу. Сердце, в его утверждениях, - это чувствительный ум, в отличие от сугубо рационального знания. Людей, которые достигли самопознания, признания и любви других людей, Г. Сковорода называл истинными людьми.

Раскрывая сущность счастья, он указывает, что сытость желудка и другие телесные удовлетворения не дают его. Достижения в науках также не делают человека счастливым. Настоящее духовное удовлетворение, которое дает человеку ощущение счастья, - это самопознание. Чтобы быть счастливым, необходимо познать, найти самого себя.

Сначала человек словно обращенный всем естеством наружу, на погоню за радостью земного мира. Потом он постигает познания собственной природы, самого себя, своих способностей и вырабатывает соответствующий своей природе образ жизни. Основу такого образа жизни Г. Сковорода усматривал в «сродной работе» как действительном проявлении человеческой жизнедеятельности, самоутверждении человека.

Потребление материальных благ, наслаждение ними философ не считал основой человеческого счастья. Высочайшее блаженство и настоящее счастье дает человеку работа по призванию, которое отображает естественные наклонности человека. Причиной всего аморального, обезображенного в обществе он считал работу без призвания, работу из необходимости, принудительную или работу ради обогащения. Итак, осуждая социальные недостатки общества, он призывал к моральному усовершенствованию, будучи убежденным в том, что счастье доступно всем, так как природа никого не обделила. Отсюда он приходил к выводу, что идеальным есть такое общество, в котором каждый может реализовать свои естественные задатки, воплотить их в жизни через образование.

Актуальной была его мысль о духовной силе личностей, способных нести истину другим людям и утверждать ее собственной деятельностью. Обращаясь к образу ветхозаветного Моисея, Г. Сковорода видел в нем личность, которая своей волей объединила еврейский народ и сделала его счастливым.

Ярко моральную направленность в творчестве Г. Сковороды имели социальные проблемы. Ценность человеческой жизни он усматривал в деятельности, которая была направлена на установление справедливости в обществе, которое делало бы жизнь раем и Божьим домом. В этом новом, идеальном, высоконравственном мире, стране и царстве любви будут властвовать равенство, любовь и общая справедливость. Достичь такого состояния вещей можно через самоорганизацию народа, увольнения от социального и духовного рабства, для чего важны духовное единство этноса, вера в собственные силы и воля к цели.

Целью жизни Г. Сковороды были радость и веселье сердца, богатый внутренний мир, прочность души. Достижения этого блаженного покоя и было для него искусством жизни. Еще один принцип этико – философского учения мыслителя – всепроникновение морали, расширения границ функционирования морали на все общество. Однако для самопознания одних знаний нужно иметь доброе сердце – высокая нравственность.

Хотя этические взгляды Г. Сковороды, его мысли и сама жизнь были далекими от жизненной сути, но идеалы, которые он сеял среди украинского народа, были чистыми и убедительными. Таким образом, этическая направленность философии Г. Сковороды продолжает и развивает национальную традицию морального просвещения и воспитания, которые сложились в практике братских школ и Киево – Могилянской академии.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)