АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этика марксизма

Читайте также:
  1. Билет № 2. Трагедия в творчестве Сумарокова: поэтика и семантика жанра
  2. Былое и думы» А.И.Герцена: поэтика и проблематика.
  3. Византийская этика
  4. Вопрос 23. Методологическое значение концепций классического марксизма для современной ФП (учение об общественной экономической формации).
  5. Вопрос 24. Методологическое значение концепций классического марксизма для современной ФП (классовая структура общества и свобода человека).
  6. Вопрос 42. Философия марксизма
  7. Врачебная этика в Древней Греции
  8. Врачебная этика и медицинская деонтология.
  9. Вызов марксизма
  10. Глава 2. Профессиональная этика государственного служащего
  11. Глава 3. Деловая этика
  12. Глава 5. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

Середина XIX ст. отличительная еще одной попыткой выхода на новый уровень развития духовной сферы жизнь человечества и его моральной сферы, что проявилось в возникновении марксистской идеологии. Ее основатели, основоположники этики «практического гуманизма» - Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) не имели специальных работ по этике. Основные работы, которые содержат этические идеи, - это ранняя работа К. Маркса «Экономически – философские рукописи 1844 года», а также написанные совместно: «Манифест коммунистической партии», «Немецкая идеология», «Развитие социализма от утопии к науке» и т.п. Этическая проблематика рассматривалась в общем контексте социально-философского анализа общества, которое обнаружило новые подходы к решению этических проблем. Основные идеи этики марксизма связанные с общественной жизнью. Раскрывая законы становления морали в истории человечества, они видят ее следствием общественно – исторического процесса, в отличие от представителей философского рационализма и эмпиризма конца ХУІІІ – первой половины ХІХ столетия, которые рассматривали мораль как результат естественно – исторического процесса. Нравственность раскрылось как достижение человеческой истории. Источники, которые предопределяют ее становление, - это общественная человеческая деятельность.

Основатели марксизма отмечали отвлеченно-морализаторский характер предыдущих этических учений. Эти проявления морализаторства в этике связанные, прежде всего, с тем, что нравственность в предыдущих теориях рассматривалась как первопричина общественной жизни. В познании общественных процессов доминировала моральная оценка, которая делила события и людей на благородные и аморальные, подменивая объективно-научное исследование этих процессов морализаторством.

Некоторые философы ранее, стремясь изменить на лучшее моральное состояние общества, своей первоочередной задачей считали разработку гуманной и понятной для всех людей системы нравственности. Марксизм считал такую ориентацию в этике также проявлением морализаторства. Реальная мораль, по мнению К. Маркса, зарождается не в сознания философа, а в будничной жизни миллионов.Судьба же оторванной от настоящей жизни даже высочайшей нравственности всегда одинаковая - она остается бессильным пожеланием, ее никто, никогда и нигде не выполняет. Назначения этики, в соответствии с марксизмом, состоит не в том, чтобы найти определенную нормативную систему, а в том, чтобы с помощью определенных методологических принципов изучать реальные моральные нормы, обнаружить движущие силы и тенденции моральной эволюции, формируя на этой основе ориентиры морального усовершенствования общественной жизни и отдельной личности. Полемически заостряя свою позицию, К. Маркс и Ф. Энгельс говорили, что коммунисты вообще не проповедуют ни одной морали, не выдвигают к людям моральных требований.

В противоположность вековым традициям, которые ведут свое начало от времен Сократа, когда этики проникались, преимущественно, изготовлением морального идеала, марксизм выдвинул на первый план другое - этика имеет, прежде всего, осуществить мировоззренческий и социально – исторический анализ морали конкретной эпохи. Так марксизм осуществил переход от традиционной этики ценностей к социологической этике.

Марксизм отверг и этический натурализм, когда источником морали считалась природа человека. Из позиций марксиста, человеческую природу нельзя конструировать на основе лишь биологических характеристик, так как и человек, и его социальная и духовная сущность есть продуктом определенного общественного отношения. Материалистическое объяснение истории обосновывается зависимость духовной жизни и идей от материальной практики. В материальном производстве люди вступают в необходимые, независимые от их воли отношения -производственные, - что отвечают определенной степени развития продуктивных сил общества. Совокупность этих отношений определяет специфический способ создания материальных благ и их распределение между людьми и определенный способ их жизни. Культура, право и мораль обусловленные исторически.

Творцы материалистической этики, а также их последователи отмечали, что это обстоятельство совсем не отменяет специфики морали, самостоятельности ее функционирования, особой роли в регулировании общественной жизни людей. Вместе с тем они признавали то, что нет "вечной" морали, морали вообще, вне конкретно-исторических условий. Реальная мораль - это форма человеческих связей, которые возникают на определенной исторической подпочве. Марксизм разрабатывает положения об исторических типах морали, которые отвечают определенным степеням развития материального производства и цивилизации.

Марксизм признавал классовый характер морали, поскольку классы имеют разное положение в обществе, итак их интересы разные, а часто и противоположные. Эта противоположность интересов отображается и в моральной сфере как разногласие моральных представлений, которые образовались в недрах разных классов. Только с ликвидацией частной собственности и ее губительного действия на общество, в соответствии с К. Марксом, возникает возможность изменить что-то между людьми и создать человеческое общество. Лишь тогда, по словам второго основателя материалистической этики - Ф. Энгельса, — возникнет мораль истинно человеческая, что стоит свыше классовыми разногласиями.

Марксизм ввел в этику новую модель поднятия моральных проблем и путей их решения. Этика марксизма рассматривает мораль как общественное явление и отдает видное место моральному жизни и поведению социальных групп и классов.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)