|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 24. Методологическое значение концепций классического марксизма для современной ФП (классовая структура общества и свобода человека)
Экономические и социальные концепции Маркса оказали существенное влияние на мировую историю. Характер и последствия этого влияния в значительной степени обусловлены их идеологически искаженными интерпретациями: превращение марксизма в тотальную идеологию с превратным толкованием его идей (например, в России, СССР); так было и в Китае во времена маоистской «культурной революции» (феодальный фашизм); идеи Маркса активно использовались в 60-80 годах 20-го века в отнюдь непролетарских социально-политических движениях «новых левых», «хиппи» в Европе и Америке (их социальные последствия весьма противоречивы). В конце 80-х, в период перестройки, все огрехи большевистских интерпретаций теории Маркса были списаны на Маркса, который умер за 35 лет до русской революции. Однако современный опыт социально-экономических кризисов, прокатившихся по всему миру, особенно в последние годы, вызвал интерес к оригиналам работ Маркса, к их сохранившим актуальность идеям. Базовые идеи филосовско-правового контента марксовского наследия таковы: 1. На основе концепции классовой структуры общества Маркс сформулировал: «право – это возведенная в закон воля господствующего класса». В советских учебниках по ТГП это представлялось как базовое определение права, но оно вырвано из марксовского контекста и абсолютизировано. В работе «Критика гегелевской ФП» Маркс писал, что «гражданское общество определяет государство, а не на оборот» (но Гегель гражданское общество не выделял). Гегель пишет: «Каждый народ имеет то государство, к которому он исторически подготовлен и которого он заслужил в своем развитии». Цитаты: «Теория не может «вытянуть» действительность из ее почвы и «пересадить» на другую: государственный строй может быть результатом всего предшествующего развития народа». «Нелепостью было бы навязывать народу учреждения, к которым он не пришел в своем собственном развитии». В середине 20 в. Гегеля стали причислять к основоположнику этатистско-фашистской концепции государства (где государство доминирует над гражданами) на том основании, что, с его т.з., государство является результатом развития народа. В своей концепции коммунистической формации Маркс без всяких эгалитаристских коннотаций (смысловой окраски, навески) построил концепцию преодоления буржуазного отчуждения, товарного фетишизма и создания общества, где человек является главным капиталом: «коммунизм – это капитализм, где капиталом становится сам человек». Далее он говорит, что вещная форма богатства исторически должна уйти и на смену ей придет новая форма богатства – всестороннее развитие человеческих способностей. И если мерилом вещественной формы богатства является рабочее время, то мерилом человеческого капитала является свободное время, как пространство всестороннего развития человека, как результат исключительных жизненных достижений. Это его учение о коммунизме. Эти мысли противоположно расходятся с советской трактовкой Маркса. Здесь нет ни слова о классовом равенстве вообще.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |