АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 14. Классическая и неклассическая ФП: проблема соотношения свободы и права (классическая философия и постструктурализм)

Читайте также:
  1. I СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
  2. I. КЛАССИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
  3. I. Перечень вопросов и тем для подготовки к экзамену
  4. I. Теория естественного права
  5. I. Философия жизни.
  6. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  7. I.1.4. Философия в первом приближении
  8. I.1.5. Философия как теория и
  9. I.1.6. Философия и наука
  10. I.1.8. Философия и ценности.
  11. I.2. Система римского права
  12. I.2.5.Предфилософия: Гесиод

 

Философские методологические основания правосознания, юридического мышления влияют на них, это видно на примере следующего сопоставления.

I.

1. С т.з. классической ФП, идеалом свободного человека является гражданин, основывающий свои поступки на разуме (в данном контексте имеется в виду Кантовское понимание разума как «творческой способности творить правило для рассудка на основании субстанциальной необходимости = правового всеобщего»).

С т.з. стоиков, судьба человека предопределена и ничем не может быть изменена, но человек свободен, т.к. может самостоятельно определять свое отношение к происходящему. Человек не может изменить хода событий, которые грядут на его жизненном пути. Отсюда следует, что частная воля гражданина, если она не противоречит законам миростроя (это субстанция по Спинозе – объект, который самоопределяется и ведет себя как субъект) тем успешнее реализуется, чем в большей степени соответствует всеобщему (законам миростроя, нравственным законам, законам права, если они не противоречат правовому всеобщему, духу права и природе человека).

Вообще, в любой частной воле моменты всеобщего так или иначе присутствуют, но в разной степени.

И чем больше эта степень, тем более успешнее целеполагание и его реализация.

Эти идеи стоиков нашли свое выражение в основополагающих принципах римского частного права:

- уважение частной воли и ее правовая защита;

- право защищает частную волю в той степени, в которой в ней есть правовое всеобщее (соответствие закону).

Посмотреть арбитражную практику «свобода договора в рамках закона» и дигест: «закон не может быть изменен волей договаривающихся сторон».

2. Свободным является поступок, основанный на разуме.

II. 1. В неклассической ФП совершенно другой подход к проблеме свободы человека и критериям свободного поступка. Представители постструктурализма в 60-х годах 20 в. выдвинули следующую концепцию:

свободным является шиз, шизоид, шизофреник;

свободным является только поступок, основанный на безумии.

2. Ход их рассуждений таков: в обществе, кроме институциональных форм власти, существуют не институциональные. Прежде всего, это язык. Его репрессивная, манипулятивная функция является выражением власти над мышлением людей. Эти идеи постструктурализма они почерпнули у Ницше, который в работе «Гениология морали» говорит о том, что властвующие натуры узурпируют право давать именования вещам, явлениям и за счет этого они добиваются власти над мышлением людей, потому что они определяют содержание мышления.

3. Если человек хочет быть свободным, он должен освободиться от репрессивной, функции языка, потому что именно в языке заложены все манипулятивные правила (в лексиконе, фразиологии), т.е. освободиться от языка (сойти с ума).

4. Человек имеет право на свободу, а значит, он имеет право на отклоняющееся, девиантное поведение, потому что это его путь к свободе. В этой логике, в западных культурах во второй половине 20-го века эти идеи оказали существенное влияние, особенно на молодежь, и особенно в субкультуре «хиппи» (покинувшие свое сословие и стремящие выразить протест против консервативных норм аристократических слоев) и т.д.

5. Ни в одной правовой системе мира нет четкого разграничения между девиантным (отклоняющимся) и деликтным (преступным) поведением, поэтому постструктуралистические идеи сыграли в западном обществе провокационную роль и продолжают ее играть, дойдя до нас.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)