|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 12. Г. Фихте: право и правосознание
С т.з. Фихте, право и самосознание неразрывно взаимосвязаны в своем происхождении и существовании. Ход его рассуждений таков: 1. В «Я» изначально содержатся 2 интенции (внутренние тенденции, стремления): все присвоить и обособиться. 2. В «Я» возникает потребность самопознания, т.е. потребность сделать себя предметом для себя, выделить себя из среды («эффект Маркиза Карабаса»). 3. Для того, чтобы эта граница «Я» была реальной, а не фиктивной, надо за другими «не Я» признать те же возможности, свободу. Первое свидетельство этому – твои собственные намерения. Чтобы сделать независимость, суверенность своего «Я» реальными, надо признать это и за другими. 4. Следовательно, с т.з. Фихте, цена самосознания в самоограничении (по Канту: «налагая на себя ограничения, разум тем самым создает пространство свободы). Таким образом, Фихте рефлексивно выводит право из самосознания. Кант считал, что право заложено в самих основаниях сознания. Канту принадлежит тройчатка: «запрети себе то, что ты запрещаешь другим; разреши другим то, что ты разрешаешь себе; обяжи себя к тому, к чему ты обязываешь других».
Вопрос 13. Фихте: право на культуру и его значение для самосовершенствования человека и общества.
Фихте создал концепцию неотъемлемых прав человека, в центре которой неотъемлемое право на культуру. Он считал, что без реализации, в первую очередь, этого права, человек не может полноценно реализовать все другие права. В современных научных конференциях по правам человека нередко ставится вопрос о каком-то основополагающем праве, предлагаются любые варианты, кроме права на культуру (не знают философии Фихте). Почему прав Фихте: 1. Фихте считал, что только в сфере культуры люди могут свободно влиять на свободных людей как свободные люди. 2. Право на жизнь человек может реализовать полноценно только будучи воспитанным в определенной культуре, усвоившим эту культуру. 3. По вопросу о смертной казни Фихте занимал уникальную позицию, о которой сегодня забыли: если человек как член рода своими действиями обозначил невозможность пребывать в этом роде и если род осознал, что совершенное человеком преступление не совместимы с жизнью рода, то казнь – единственное средство. Но при этом род должен понимать, что казня члена рода, он в известном смысле наносит себе ущерб («режет по живому») и все таки искать возможность, чтобы дать преступнику время для осознания преступности, недопустимости совершенного им. Право на культуру включает в себя: право на владение, использование и защиту культурных ценностей в определенных формах; право на полноценное образование, включая знакомство с масштабными культурными ценностями; право на то, чтобы жить среди воспитанных, культурных людей. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |