|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 18. Проблема развития права в неклассической ФП. Гадамер Х.Г.: соотношение интерпретации и догматизации в развитии праваВ своем исследовании процесса развития права Гадамер использовал методологию лингвистической философии (ЛФ). Он прямо не ссылается на нее, но это очевидно. С т.з. лингвистической философии язык рассматривается как некая традиция, поэтому идеи лингвистов приобрели характер общенаучной методологии, которая может использоваться при исследовании любых социальных явлений, развивающихся как некая традиция – право, культура. В ЛФ язык (как и любая традиция) сохраняет свою целостность, самоидентификацию за счет оседания в нем результатов интерпретации его терминов (т.е. любая традиция сохраняется только за счет закрепления в ней результатов ее изменений в конкретных ситуациях ее интерпретации). Это объясняется тем, что таким способом любая традиция адаптируется к жизненным изменениям, иначе она отомрет. Пример – латынь, использование его неизменных, неинтерпретируемых терминов, является «мертвым» языком, поскольку не подлежит интерпретации. Гадамер применил к праву и его развитию эти идеи лингвистики: 1. Он говорит, что право основано «на предании» (тут возникает ассоциация с Девидом Юмом, английским ученым 17 века, который говорил, что право основано на привычке). 2. Право обладает свойством традиции, поэтому понять его развитие можно с помощью тех же методологических моделей, которые сконструировали лингвисты. 3. С т.з. Гадамера, результаты интерпретации любой правовой традиции (например, нормы) должны догматизироваться в этой традиции (правовой норме), т.е. все интерпретации нормы по конкретным делам должны монтироваться в эту традицию, закрепляться в ней, что расширяет спектр применения этой нормы, адаптирует ее к изменениям (общественным, историческим, технологическим, иным). 4. В качестве правовой традиции можно рассматривать развитие: правовой нормы (через догматизацию в ней результатов ее интерпретации по конкретным делам, что выражается в интерпретационных официальных актах); любого правового института (например, институт налогообложения постоянно подлежит корректировке в силу изменения его интерпретации); национальной правовой системы (российская государственность и менталитет изменялись, что отражалось на системе права); любого правового понятия, правовой категории и юридической конструкции. 5. Концепция Гадамера лежит в метоуровне («над»)по отношению к различиям разных типов правовых систем, правовых семей, т.е. напрямую с ними не связана, но ко всем им в разной степени применима. 6. В свете концепции Гадамера, различные типы правовых систем обладают аналогичными характеристиками, т.е. кроме различий, они содержат свойства, их объединяющие. Ни одна правовая систем не может функционировать без механизмов прецедентности - не в процессуальном, а в широком смысле этого слова (право развивается, традиции права догматизируются, закрепляются в нем вне законодательного механизма). Для нормального действия механизмов прецедентности в любой правовой системе совершенно нет никакой необходимости трансформировать эту правовую систему по англо-саксонской модели.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |