|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 21. Проблема соотношения свободы воли и права (классика и современность)
Кант выделял 2 вида воли: «животная воля» - основана на эмоциях, неконтролируемых влечениях, ее Кант называл несвободной потому, что, с его т.з., только разум и основанный на нем выбор дает человеку возможность свободно располагать собой (там, где нет выбора, нет и свободы). «разумная воля» - ее Кант называл свободной потому, что разум дает возможность свободного выбора. Резюме. Первое плюс второе обозначается равняется - в обыденном сознании доминирует иллюзорная модель свободы: «что хочу, то и делаю», т.е. свобода отождествляется с произволом. В обыденном сознании «я свободен, если нет никаких ограничений моих желаний» - доминанты животной воли. Однако надо различать свободу реализации сиюминутных влечений, желаний и свободу самореализации. В западной психоаналитической философской антропологии (фрейдизм) смысл жизни принято определять как возможность наиболее полной самореализации своего проекта, своей индивидуальности (К. Юнг, Хорни, Э. Фром).
По второй модели: свобода самореализации предполагает разумный выбор и очевидно, что этот тип свободы неизбежно сопряжен с разумными самоограничениями. Идея Канта в том, что «налагая на себя ограничения, разум тем самым создает пространство своей свободы». Вопрос 22. Проблемы соотношения свободы и произвола (классика и современность). И. Кант выделял следующие виды свободы: «свобода целеполагания» - это свобода мышления и совести, она не регулируется правом, потому что мышление и совесть изначально свободны (мышление или свободно – или это не мышление, совесть свободна – или это не совесть); «практическая свобода» - это свобода, реализованная в поступке, только она регулируется правовыми нормами, в которых предусматриваются такие поступки (даже замысел не наказуем); «произвол» - это свобода без правил, а значит – несвобода По Канту свобода – это производное от ограничений. Отсутствие ограничений порождает полную неопределенность, потому что без ограничений нет выбора, а там где нет выбора, с т.з. Канта, нет свободы. В Европейском и вообще западном правовом менталитете – эта конструкция долго была основополагающей, примерно до середины 20-го века (классической), однако в дальнейшем она была деформирована, размыта другой псевдолиберальной моделью (концепцией) свободы, которая во многом отождествлялась с произволом. В наше время пропаганда для масс с позиции законности толерантности отождествляет свободу и произвол (свободу без правил, а значит несвободу), но это провокационная позиция (провоцирует людей на антисоциальное поведение). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |