|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 17. Проблема развития права в классической философии права. Г. Гегель: от права собственности к праву особенности
Гегелю приписывают, что он рассматривал развитие права через развитие идеи свободы: «идея права – это идея свободы»: 1. в рабовладельческую эпоху свободен один и не свободны все (деспотия); 2. свободны некоторые, все остальные не свободны (олигархия); 3. свободны все. Это неправильное поверхностное прочтение Гегелевской идеи свободы. Этой теоретической конструкции в его работах нет. Она противоречит Гегелевской ФП и, вообще, классической ФП в целом, потому что в этом контексте угнетатель не может быть свободен в принципе. У Маркса есть теория «товарного фетишизма», согласно которой капиталист лишь частично владеет капиталом, в основном капитал владеет им. Созданный капиталистом капитал отчуждается от него как враждебная, посторонняя, довлеющая над ним сила. Развитие права в ФП Гегеля рассматривается по двум основаниям (моделям). Вторая модель саморазвития права: это развитие права от права собственности к праву особенности. В разделе «абстрактное право» Гегель рассматривает правогенез: он выводит право из собственности, начиная с ее примитивных, неразвитых форм. Он берет некое абстрактно-примитивное общество, где нет собственности, и пишет: «Человек без собственности – это голая субъективность и не является лицом». Дальше в процессе развития общества люди начинают обретать собственность и обмениваться ею. Механизм первичного обретения собственности: «Вкладывая свою волю в некоторую вещь, человек делает ее тем самым своей». Следующий этап – это формирование механизмов обмена. На этом этапе «сделки» совершаются на основании произвола воль. Дальше - обман и неправда порождают «пострадавшее всеобщее», которое приобретает функции защиты собственности не только в ситуациях индивидуальных конфликтов, но и вообще институтов защиты собственности опосредованно через силы защиты племени, рода». Гегель описывает развитие права, его совершенствование в процессе перехода от права собственности к «праву особенности», под которой он понимал «внутреннюю собственность духа» – это моя душа, мое тело, все, что создано моим творчеством и принадлежит мне, это мои чувства, вера, любовь (внутренняя собственность моего духа), когда право стало защищать не только собственность, но и личность. Предмет внутренней собственности духа может быть предметом договорного отчуждения, несмотря на то, что они являются внутренней собственностью духа (органы моего тела, продукты моего творчества и т.д.). Обе модели саморазвития права по Гегелю применимы ко всем ситуациям смены или образования правовых систем и права вообще. Эти универсальные схемы развития права вполне применимы к моделированию процессов развития индивидуального правосознания. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |