|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 25. Свобода и ответственность (классические и не классические подходы к проблеме наказания)I. С т.з. классической ФП: 1. По вопросу о смертной казни Фихте занимал уникальную позицию, о которой сегодня забыли: если человек как член рода своими действиями обозначил невозможность пребывать в этом роде и если род осознал, что совершенное человеком преступление не совместимы с жизнью рода, то казнь – единственное средство. Но при этом род должен понимать, что казня члена рода, он в известном смысле наносит себе ущерб («режет по живому») и все таки искать возможность, чтобы дать преступнику время для осознания преступности, недопустимости совершенного им. 2. Гегель в «ФП»: «Наказание – это способ восстановления нарушенного права. Никакой законодатель не может добиться абсолютного соответствия наказания преступлению»: а) наказание – это способ восстановления нарушенного права для всего общества, т.к. нарушая конкретную норму, субъект тем самым нарушает право в целом, он подрывает его; б) наказание – это стихийно сложившийся способ установления в обществе правила: «законы должны выполняться». Гегель говорил о том, что бывают «дурные законы» - это несправедливые законы, которые не соответствуют человеческой природе. При этом Гегель писал о том, что законы служат освобождению человека путем подчинения закону, обязанности: закон освобождает человека от посягательств на его достоинство и собственность; закон освобождает человека от мучительных рефлексий по поводу должного и запретного; закон освобождает человека от бремени животных влечений, порочных соблазнов (долженствование - способность человека самостоятельно подчиняться норме, Дж. Роуз); закон дает возможность человеку спокойно располагать последствиями своих поступков, он может выбирать, есть нормы и есть санкции. II. С т.з. неклассических концепций теории наказания, в частности, с т.з. постструктуралистов (Мишель Фуко) выделяют 2 модели пенитенциарных систем: а) обернская – основана на принципе: «день/ночь»: ночью преступник один, а днем он вместе с другими заключенными трудится, питается, но с полным запретом на общение; б) филадельфийская – принцип полной, абсолютной изоляции, чтобы преступник мог обратиться к себе, своей совести, в полной мере осознать свое преступление и тем самым достичь свободы воли духа. Эти системы более подробно описаны в книге М. Фуко «Надзирать и наказывать». Фуко ссылается на подходы Бентама, что тюрьма должна быть своего рода поноптикумом: преступник должен постоянно находиться под неусыпным наблюдением и должны вестись записи относительно каких-либо отклонений.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |