АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Позитивистская этика

Читайте также:
  1. Билет № 2. Трагедия в творчестве Сумарокова: поэтика и семантика жанра
  2. Былое и думы» А.И.Герцена: поэтика и проблематика.
  3. Византийская этика
  4. Врачебная этика в Древней Греции
  5. Врачебная этика и медицинская деонтология.
  6. Глава 2. Профессиональная этика государственного служащего
  7. Глава 3. Деловая этика
  8. Групповая этика
  9. Деловая этика
  10. Джойс. Поэтика романа «Улисс»
  11. ИДЕАЛЫ НАУКИ. ЭТИКА УЧЕНОГО
  12. Исповедальный характер лирики С. Есенина (тема родины и природы, контраст между «живым» и «железным», пафос общечеловеческих ценностей; поэтика)

В первой половине XIX ст. немецкий философ Г. Гегель нанес сокрушительный удар абстрактному подходу к природе человека, но не смог целиком его преодолеть. В скором времени усилиями второго немецкого философа Л. Фейербаха - и некоторых английских мыслителей натурализм в сфере этики был восстановлен, сохранив свою абстрактность. Однако в второй половине XIX ст. взгляды на человеческую природу как основу нравственности получили новый этап развития благодаря возникновению позитивизма и учению Ч. Дарвина.

Позитивизм, который претендовал на мировоззренческое обобщение общенаучного познания, стимулировал развитие научных достижений в сфере естественных наук, которые рассматривались как методологическое и эмпирическое подпочвы морально-этической теории. Решающую роль в этом процессе сыграло учения Ч. Дарвина, на основе которого возникло направление органической, эволюционной этики.

Учения выдающегося английского природоисследователя Чарльза Дарвина (1809-1872) научно обосновало взгляды на человека как ступень в развитии природы.Основой органической эволюции, в соответствии с теорией Ч. Дарвина, стал естественный отбор, который утверждал, что при приспособлении к естественной среде выживают виды, которые имеют положительные свойства, которые возникли вследствие взаимодействия с средой, а сдача гибнут в борьбе за существование.

Другое фундаментальное положение дарвинизма - это взгляд на человека как высочайшее звено естественной органической эволюции, что лишало его ореолу исключительности среди других творений природы. Это доказывало бесспорное единство в развития человека и животных, поэтому источник моральных поступков следует искать В биологических инстинктах. За Ч. Дарвином, животные имеют в элементарных формах основные моральные черты человека, в первую очередь, альтруизм, который проявляется в инстинкте взаимопомощи. Мораль, по его мнению, возникает как совокупность таких инстинктов, унаследованных людьми от животного царства, что и в дальнейшем развиваются в обществе.

Представителей направления эволюционной этики объединяет стремление найти в органической эволюции, в биологической природе человека основу его нравственности. Из этой позиции, мораль есть проявлением процесса биологической эволюции, определенной фазой развития которого есть общество. За своим генезисом она есть естественным инстинктом, вынесенным человеком из животного царства, усовершенствованным и осложненным в развитии цивилизации. Нравственность - это средство ориентации человека в естественной и социальной действительности. Она помогает индивиду совершать соответственно требованиям внешней среды, то есть общества.

Реализовывая этот концептуальный подход, исследователи морали по-разному интерпретировали дарвинизм, абсолютизируя определенные его аспекты. Итак эволюционная этика второй половины XIX ст. содержит широкий спектр взглядов на природу морали. Были попытки полностью перенести действия биологических законов на жизнь человеческого социума.

Английский ученый Эрнст Геккель (1834-1919) рассматривал мораль и право как продолжения «социальных инстинктов» высших животных.В соответствии с его утверждениями, на основе биологического знания развивается верное природе, свободное от суеверий моральное учение. Этот натуралистический взгляд, согласно которому мораль человека зарождается в животном царстве, Э. Геккель использовал на защиту материализма в борьбе с религиозным идеалистическим мировоззрением.

Другой английский философ Герберт Спенсер (1820-1903), что считается основателем эволюционной этики, рассматривал процесс развития общества как естественную эволюцию, как постоянное развитие от простого к сложного. Нравственность для него это частный случай в эволюции, присущий всем живым организмам. Моральное развитие человека Г. Спенсер понимало как постепенное приспособление индивида к новым условиям социальной среды, как изменение его психофизической организации. Он переносит законы естественного отбора на жизнь общества, считая его проявлением конкуренции на социальному равные, борьбой за достойное место в общественной иерархии.

Мораль в спенсеровском трактовании призванная помочь отдельному человеку и обществу вообще выжить в этой борьбе, смягчая вечный конфликт между эгоизмом и альтруизмом. У понятие морали Г. Спенсер вносит утилитарные и эвдемонистические мотивы. В основу нравственности он положил стремление к счастью. Воображение про счастливую жизнь ассоциируется с внутренним равновесомым, гармоническим поведением, возможностью удовлетворять свои естественные потребности. Задача этики он усматривал в том, чтобы определить, каким образом и чему известные моральные нормы поведения полезные человеку, а другие - наносят ей вред. Полезность поступка неотъемлемая от его ценности, а источником есть удовлетворение.

Герберт Спенсер допускал обусловленность не только моральных норм, но и этических учений социальной действительностью. Для него также характерным есть признания морального прогресса человека и общества вообще.Во время общественной эволюции возрастает ощущения симпатии между людьми, поведение человека, постепенно приспосабливаясь к условиям жизни, направляется на сохранение человека как вида, который достигается гармонизацией моральных норм и общественного отношения.

Основное правило своей этики Г. Спенсер высказал так: "Достижения личного счастья должно осуществляться в границах, которые диктуют общественные условия". Он предполагал, что в далеком будущем индивидуальные потребности будут согласовываться с общественными интересами. В моральной сфере это должно проявиться в достижении равновесия человеческих стремлений и блага общества, когда каждый, удовлетворяя потребности собственной жизни, будет вместе с тем оказывать содействие удовлетворению потребностей сдачи членов общества.

Этическая программа Г. Спенсера базировалась на гуманизме и оптимизме. Она ориентировалась на обоснование моральных правил поведения человека в условиях социально-стабильной жизни, которое философ отождествляет с современной нему буржуазной действительностью.

Другой представитель эволюционной этики XIX ст. Петр Кропоткин (1842-1921) опирался на положение дарвинизма относительно наличия альтруистских интересов у животных. Он стремился обосновать концепцию взаимопомощи как основной закон природы и основной фактор органической эволюции. Г. Кропоткин утверждал, что в природе властвует не жестокость, а взаимопомощь, которую он принял за основу универсальной морали органического мира.

Ученый признавал в животном царстве не просто гибель слабых и борьбу за выживание, но и то, что в борьбе с естественными условиями доминирует взаимная помощь, сотрудничество животных. Взаимопомощь как инстинкт общительности возникает естественно, по опыту жизни животных и людей. Этот инстинкт не отменяет закона борьбы за существование, но дает возможность понять его в глобальном значении. Между животными одного вида существует взаимная поддержка для успешного противостояния неблагоприятным условиям жизни.

Природа, считал П. Кропоткин, может быть названной источником морального в человеке. Взаимопомощь есть первым, начальным, тем, что возникает непосредственно из естественного мира, степенью нравственности. На ее грунте в процессе эволюции общества человечество, по мнению П. Кропоткина, выработало основной принцип этики - справедливость, - что выступило как требование равноправия и равноценности всем людей определенного общества.

Реализация зародышей справедливости и равенства создает ту общую моральную атмосферу, когда человек начинает действовать на благо общества и другим людей, не ожидая вознаграждения. Именно тогда, считал П. Кропоткин, возникает истинная нравственность, в основе которой лежит принцип самопожертвования, который составляет ядро морали будущего совершенного общества.

Этика П. Кропоткина - это этика консолидации общества, гармонизации лица и общества, которое предоставляет возможности каждому человеку полностью реализовать собственный духовный и интеллектуальный потенциал. Особенность позиции П. Кропоткина состояла в том, что нравственность лишена нормативных требований и санкций, она всем своим духом и значением учит человека потому, что общество и его нравственность - это результат эволюции природы и самого человека, что соблюдения этой морали есть законом, присущий человеческой природе.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)