АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этика в системе социально – гуманитарных дисциплин

Читайте также:
  1. A) к любой экономической системе
  2. B) социально-стратификационная структура
  3. HMI/SCADA – создание графического интерфейса в SCADА-системе Trace Mode 6 (часть 1).
  4. I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
  5. I. Отчисления в Государственный Фонд социальной защиты населения Минтруда и социальной защиты РБ (Фонд соц. защиты).
  6. I. Социально-психологическая сущность неуставных взаимоотношений
  7. II. Понятие социального действования
  8. II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
  9. III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  10. III. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
  11. III. Цели и задачи социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы)
  12. IV ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Этика исторически сложилась и развивалась в лоне философии как область философского знания рядом с онтологией (учением о бытии). Выясняя смысл жизни, этика вынуждена выйти на основоположные онтологические проблемы, в частности бытия человека как личности. Этику как науку нормативную, что определяет поведение индивида в конкретных случаях, интересует прежде всего потенциальное бытие, мир надлежащего. Тем не менее она учитывает и на реальные моральные отношения людей, то есть на нравственность.

Гносеологию (учения о познание) известный русский философ М. О. Бердяев рассматривал ее как завершающую часть философии духа. Родственность этики с гносеологией обусловленная необходимостью осмысления природы, сущности, структуры и функций морали, подъем моральных представлений, которые вообще належат к будничному сознанию, к уровню научных понятий. Этика, опираясь на философскую методологию, воспринималась как практическая философия (Аристотель) или моральная философия (В. С. Соловьев).

С аксиологией этику объединяет анализ природы и сущности абсолютных, безусловных ценностей, к которым приналежит добро. Решает этика и праксеологические проблемы, в частности создает образцовые и практические модели человеческих отношений и средства их реализации, предлагает определенные рекомендации. Таким образом находится в органической связи с праксеологией, которая исследует активное, действующее, практическое отношение человека к миру, возможности, способы и границы ее деятельности, в частности проблему свободы и необходимости и разные способы ее решения – фатализм (господство над человеком неотвратимых сил); волюнтаризм (провозглашения воли как первоосновы и творца действительности); концепции, в которых преодолеваются крайности фатализма и волюнтаризма.

Как наука про надлежащее этика находится в взаимосвязи с футурологией – наукой о будущем человечества. Итак, природа, происхождения, сущность морали, взаимосвязь общественного бытия людей и их морального сознания, моральных фактов и их отображения в моральных представлениях, идеалах, убеждениях, соотношения необходимости, свободы и ответственности в морали, проблемы смысла жизни и т.п. не могут быть решены без философских знаний.

Этика как самостоятельная дисциплина выделилась в конце ХУІІІ ст. Это обусловлено и сложностью ее предмета, и сложностью морали как социального явления. В реальной жизни мораль не существует автономно, изолирован, а пронизывает все виды деятельности и отношений человека. Мораль как элемент общественного бытия и сознания, а также моральное воспитание как социальная потребность и задача, есть объектом исследования не только этики, а и других наук. Общая социологическая теория, социология морали, социология личности, общая и социальная психология, психология личности, антропология, педагогика, историческая наука, этнография, правоведение, богословие и прочие науки находят свои аспекты изучения морали. Знания о морали формируются и накапливаются в результате деятельности этиков и историков, социологов и психологов, юристов и педагогов, а также представителей других наук, которые изучают человека.

При анализе взаимосвязей морали с экономикой, политикой, правом, религией, искусством, в определении социальных функций морали, в осмыслении моральных аспектов глобальных проблем современности этика взаимодействует как с философией, так и с социологией. Когда речь идет об анализе моральных чувств и их роль в духовных поисках людей, механизмов моральной оценки и моральной регуляции, этика опирается на психологическое знание и взаимодействует с психологией.

Происхождения морали, закономерности исторического развития морали, выявления и обоснования исторических типов морали нельзя объяснить без обращения к историческим наукам. Описывая историческое развитие традиций и обычаев народов, этнических групп, этика опирается на данные истории, этнографии и археологии.

Без взаимодействия этики с педагогикой, психологией и социологией нельзя разобраться в моральном мире личности, обнаружить реальные мотивы человеческих поступков, определить пути и методы формирования моральной культуры личности в той или другой социоморальной среде.

Традиционно этика связана с правоведением, теологией и религиозной философией, литературоведением. В осмыслении моральной жизни помогают и художественный образ, и религиозный идеал, и правовая норма и т.п..

Этика как учение о морали и нравственности сядет важное место в системе социально – гуманитарных дисциплин и тесно взаимодействует с ними, образовывая в некоторых случаях специализированные области знания – социологию морали, политическую этику, христианскую этику и т.п..


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)