|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Достоинство и честьПонятия человеческого достоинства определяет суть морального самоосознания себя как человека, представителя особой материальной системы – человечества, а также отношения к другим людям и обществу вообще. Она выражает представления о безусловной ценности каждого человека, которая или реализовал себя, или может реализовать в будущем. Признания достоинства каждого человека вытекает из принципа равенства всем людей в моральном смысле, прав на уважение безотносительно к социальному статусу. Такое признание есть непременной предпосылкой моральных отношений между людьми. Общество должно признавать достоинство каждого человека независимо от его возраста и реальных добродетелей. Достоинство – особое моральное отношение человека к себе, что оказывается в осознании своей самоценности и морального равенства с другими людьми; отношения к человеку других людей, в котором признается ее безусловная ценность. Достоинство в узком смысле – это оценка человеком себя как моральной личности, которая значимое для окружения, для общества. Уважение к самого себе, чувства ли собственного достоинства – это то, что более за все поднимает человека. Достоинство как абстрактное свойство конкретизируется в процессе становления человека как личности, реалізуючись в его конкретных моральных добродетелях. Самореализация человека как личности предусматривает прежде всего умения ориентироваться среди моральных ценностей, поскольку, как заметил французский мыслитель Дені Дидро, без четких понятий про общее благо достоинства нет. Важное также осознания своего назначения, поскольку «тот, кто не понимает своего назначения, чаще всего лишенный чувства собственного достоинства», как утверждал русский писатель Федор Достоевский. Это чувство может стать заметным в жизнедеятельности человека, так как «без ярко выявленного личностного воплощения в работе, без материализации в ней духовного мира личности нет чувства собственной чести и достоинства», как считал украинский педагог Василий Сухомлинський. Сегодня каждый сознает, что имя "Человек" возлагает на него особые обязательства - это высокая ценность, данный от природы. Понимали это еще в давние времена. Недаром в некоторых религиях (в частности, в брахманизме, будизмі), где признается идея переселения душ, переселения души после смерти в тело человека требует особых прижизненных заслуг, соблюдения человеческих добродетелей. Быть достойным человеком, сохранить ли достоинство, означает: помнить про свое место в естественной среде, беречь братьев своих меньших (животных), защищать природу и др. Пересчитать все требования, страже достойного человека - дело нелегкая. Мы имеем не только обязательство, связанные с статусом человека. Человек іманентно (скрыто) претендует на защиту высших ценностей, связанных с этим именем: жизнь, свободу выбора, право на образование, вероисповедания и т.п.. Эти права являются предварительно признанными, то есть имеют характер презумпции, их не нужно зарабатывать. Так вот все люди от рождения есть равными. Гуманизация современного общества нацеленная на организацию защиты этих высших человеческих ценностей, которые, в частности, удостоверяет Конституция. Итак сегодня мы можем с уверенностью говорить, что гарантом защиты достоинства человека есть государство. Право на достоинство зафиксированное также в международных документах, в частности в «Общей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН, которая символически начинается: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Для современного человека проблема "посягательства на человеческое достоинство" решается цивилизованным путем - через правозащитные инстанции (скажем, суд). У чем состоит специфика достоинства как этической категории у нее імперативно – оценочном характере? Человек должен вести себя с достоинством, то есть – не унижаться и не разрешать унижать себя другим людям, в которые бы жизненные ситуации она не попадала. Антиподом достоинства выступает спесивость и преувеличенная самоуверенность. Граница между самоуважением, моральным удовлетворением от выполненных обязанностей и неадекватной самооценкой очень крохкая, а его нарушения вызовет напряжение в взаимоотношениях, разрушает нормальный моральный климат. Нормальная здоровая самоуверенность, как правило, стимулирует человека к усовершенствованию своих привычек ли- это в профессиональной сфере, – ли это в сфере между человеческих отношений. В моральной практике выделяют: женское и мужское достоинство; национальное достоинство; профессиональное достоинство; личное достоинство и т.п.. Каким образом проявляется достоинство в человеческих взаимоотношениях и человеческой жизнедеятельности? Достоинство реализуется через такие добродетели как: вежливость; порядочность; честность; скромность; требовательность к себе; самообладание; благородство. Эталоном порядочности, морального совершенства считается благородство (благородство; это есть то, что Г. Сковорода называл «аристократизмом духу»). Благородство – качество не урожденная. Она приобретается в процессе социализации личности, воспитания и самовоспитание. Благородство может быть присущее будь – что человеку, которыйый способная честно и самоотверженно исполнять свой долг, жить за высокими этическими мерками, не теряя человеческого достоинства. Честь как моральный феномен прежде всего есть внешним общественным признанием поступков человека, его заслуг, которая оказывается в почитании, авторитете, славе. Именно поэтому чувства чести, которое внутренне присущее личности, связанное с стремлением добиться высокой оценки окружающих. Честь – особое моральное отношение человека к себе, что оказывается в осознании своего социального статуса, рода деятельности и моральных заслуг, и соответствующее отношение к ней общества, которое считается с ее репутацией. Этимологически слово "честь" связано с словом "часть", что и определяет его сущностное содержание, ведь каждый индивид есть частью какой-то группы, где и занимает определенную социальную позицию. Так, каждый есть представителем определенной этнической группы (украинец, россиянин, немец, еврей), определенной профессиональной группы (милиционер, преподаватель, врач), определенной половой группы (мужчина или женщина), определенного территориального сообщества (житель села, города). В обществе сложились определенные представления про моральное лицо представителей социальных групп. Собственная самооценка каждого индивида формируется на основе сопоставления с общим представлением, задача же каждого - оберегать и защищать это моральное лицо, а итак и себя в этом образе. В случае посягательства на моральное лицо представителя той ли той социальной группы, его поношения каждый может защищать член своей группы. В этом и раскрывается суть утверждения "посягательства в ч-тоью честь" и, соответственно, "защита чести". Представления о чести имели еще первоначальные люди. Четко сознавая свою принадлежность к роду, племени, они отвечали за них. Зарождения понятия чести (как и достоинства) относят к родительному порядку. В условиях дальнейшей общественной дифференциации, человеческой отчужденности понятия чести связывалось с доблестью, благородством. В Давней Греции честь понималось как общественное признание индивидуальной доблести. Возникает новое понятие – «честь Отчизны», которое в моральном сознании и на практике приобретает особого значения. Честь как моральная категория ценилась в времена феодального Средневековья с расцветом рыцарской культуры. Образования особого комплекса рыцарских обычаев или ритуалов, формирования особого нравственно-эстетичного идеала требовали их придерживаться и оберегать. От времен рыцарской культуры понятия чести все больше и больше укоренялось в человеческом самосознании. Припомним В. Шекспира: почти в каждой его драме возникает проблема нарушения чести и защиты чести. В XVI-XVII столетиях сформировались особые требования к человеку чести. Ч. Бербер в работе "Понятия чести в английской драме 1591-1700 гг." (1957) их классифицировал так: человек чести: 1) не должна выдерживать образы; 2) в любви не терпит соперников (иначе — дуэль); 3) не разрешает перехитрить себя; 4) должна настаивать на своих правах и защищать свое положение в обществе; 5) не подчиняется чужой воле; 6) может жить соответственно своим достаткам; 7) не прислуживает; 8) не терпит плохого поведения жены ли кого-нибудь из родственников; 9) с дамами - вежливая, проявляет заботу об их репутации; 10) не может вызвать на дуэль человека, перед которым имеет какие-то обязательства (сперва должна освободиться от них); 11) на войне сурово придерживается всех правил военных соревнований: не совершает нападений без объявления войны; отличает гражданских от воинских; не втекает из плена; если нет средств, чтобы урятувати честь — кончает жизнь самоубийством; 12) обязательно платит долги; 13) выполняет обязательства; 14) всегда правдивая; 15) должна быть лояльной к законной власти; 16) отказывается от обмана, взяток, насилия, вероломства и др. Из тех времен требования к человеку чести изменились. Кодексы чести постоянно переписываются. Конечно, являются постоянные требования к человеку чести. Так, всегда обман и насилия поносят честь индивида. Другая дело - "плохое поведение жены или родственников". Развитый индивидуализм современного человека не всегда принимает ответственность за поведение близких как собственный грех. История удостоверила разнообразнейший способы защиты чести, крайним из которых была дуэль. Гуманистические принципы современного общества не разрешают применять дуэль как средство защиты чести. Нынешняя культура предлагает цивилизованный путь защиты чести (как и достоинства) - через правозащитные инстанции. Признания ценности личности во многом зависит от ее репутации в обществе, в коллективе. Репутация – это целостное представление о человеке, про ее духовное богатство или убожество, про ее практические способности, достижения и недостатки. Репутация может быть положительной и отрицательной и оказывается в мысли большинства коллектива о преобладающих добродетелях или недостатки индивида. Положительная репутация вызовет общественные повагу, который делает честь человеку. Итак, категория чести в этике связывается с общественной оценкой и признанием моральных заслуг и достоинств человека как представителя определенного сообщества (нации, государства, города, трудового коллектива и т.п.) и как исполнителя конкретной социальной роли, деятельности (родителей,профессионала, общественника, воинского, спортсмена и т.п.). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |