АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВВЕДЕНИЕ 4 страница

Читайте также:
  1. I Введение
  2. I ВВЕДЕНИЕ.
  3. I. ВВЕДЕНИЕ
  4. I. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ
  5. I. Перевести текст. 1 страница
  6. I. Перевести текст. 10 страница
  7. I. Перевести текст. 11 страница
  8. I. Перевести текст. 2 страница
  9. I. Перевести текст. 3 страница
  10. I. Перевести текст. 4 страница
  11. I. Перевести текст. 5 страница
  12. I. Перевести текст. 6 страница

Известно, что в более ранние времена также существовали карты, но на них не было масштабной сетки.

Научная картография начинается с энциклопедиста Чжан Хэна (II в. н.э.). Видимо, он первый создал географическую сетку. В III в. н. э. в Китае уже существовали официальные стандарты по изготовлению карт.

В Древнем Китае были даже трехмерные карты. Во дворце императора Цинь Шихуанди находилась удивительная карта, на ко-

* Китай представлял собой один из субрегиональных торговых центров Азии начиная со II тыс. до н.э. Именно с этого времени известно о Нефритовом пути, по которому велась торговля китайских народов с многочисленными племенами, жившими к северу и северо-востоку, вплоть до Забайкалья.


торой реки и «великое море» (Тихий океан) были сделаны из ртути и приводились в движение скрытыми помпами. Это первая механическая рельефная карта.

Китайцам же приписывают и изобретение руля (примерно в III в. до н.э.), так как находят много глиняных изображений судов с рулями в захоронениях, относящихся ко II — I вв. до н. э. Китайцев же считают и изобретателями компаса.

Компас был известен китайцам уже на рубеже эр. Из куска магнетита (природный магнитный железняк) вырезался ковш, который помещался на гладкую каменную поверхность. Ручка этого ковша показывала на юг. Ковшеобразная форма, видимо, имитировала Большую Медведицу. Это приспособление назвали синан. Упоминание о нем есть в книге, относящейся к 80 г. н. э.

Можно смело констатировать, что к средневековью в Китае был самый крупный военно-морской флот в мире.

Путешествия на воздушных шарах своим рождением обязаны Древнему Китаю. Воздушные шары — в то время, правда, только игрушки — первоначально делали из полых яичных скорлупок, куда нагнетали теплый воздух.

Уже к первым векам до нашей эры китайцам были хорошо известны все территории от Амура на севере до Индокитая на юге, от Восточно-азиатских островов до Средней Азии. Проникновение в районы Средней Азии и создание караванного торгового пути с Индией и через посредников с Европой стало возможно во II в. до н.э., когда китайцы разгромили кочевые племена сюнну (гуннов). Караваны шли из тогдашней столицы Китая Сианя до Бухары и Ферганы, была и дорога до Пенджаба в Индию.

Государство Финикия было расположено в Восточном Средиземноморье, оно имело многочисленные торгово-экономические связи с Египтом и Месопотамией, испытывало на себе, конечно, и их колоссальное культурное влияние, которое, в свою очередь, не могло носить одностороннего характера.

Финикийцы были одними из лучших мореходов древности. Их корабли по мореходным качествам, видимо, лидировали долгое время в акватории Средиземного моря. Крупные государства Ближнего Востока не давали им возможности расширять свои территории в глубь азиатского материка. Поэтому финикийцы вынуждены были активно заниматься колониальной политикой. По побережью Средиземного и Черного морей насчитывались десятки их колоний. Одна из наиболее крупных североафриканских колоний — Карфаген — со временем отделилась от метрополии и стала самостоятельным и весьма влиятельным государством.

Финикийцы вели прямую и посредническую торговлю со всеми странами и народами, имевшими выход в вышеуказанные моря.

Финикийские купцы не брезговали и пиратством. Часто они грабили и прибрежные поселения, обращая их жителей в рабов,


которых потом с выгодой перепродавали. Ведь рабы были весьма прибыльным товаром. Именно они были гребцами и грузчиками на их кораблях и трудились в копях.

Сухопутные торговые пути внутри страны «были снабжены постройками для отдыха караванов», часть этих караван-сараев была укреплена. Они «строились по одному образцу в подражание обширным дворам сирийских храмов и состояли из четырехугольного большого двора, окруженного крытыми галереями, разделенными внутри на отдельные помещения. Рядом были сделаны колодцы и насажены деревья» [12]. Знаменитый город древности — Пальмира, видимо, начал свою историю с подобного караван-сарая, который был отстроен по указу царя Соломона.

Именно стараниями финикийцев был открыт Гибралтарский пролив, и появилась возможность выйти к западным берегам Европы, Британским островам и западному побережью Африки. Они заложили при выходе из Средиземного моря в Атлантический океан города Гадир (Кадис) и Тингис (Танжер), тем самым финикийцы смогли контролировать торговлю на огромных территориях. О том, что финикийцы вели активную торговлю с жителями Британских островов, или, как их называли в древности, Касситеридов — Оловянных островов, — свидетельствует то самое олово. Оно распространялось финикийцами по всей Циркум-средиземноморской зоне (рис. 1.3).

По поручению царя Иудеи Соломона они совершили путешествие в страну Офир. Видимо, это были либо территории Афара, расположенные на южном побережье Красного моря, либо город Абхира недалеко от устья Инда.

В VII в. до н. э. финикийцы совершили плавание вокруг Африки по заданию египетского фараона Нехо II (609—594 гг. до н.э.),

Рис. 1.3. Корабли финикийцев


который хотел иметь доказательства того, что Ливия, как тогда называли Африку, со всех сторон омывается морями. Об этом, видимо, широко известном путешествии есть упоминание и у Геродота. «После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикяне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу, и в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикийцы обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне» [10] (рис. 1.4).

Со времен плавания финикийцев у западных цивилизованных народов древности сложилось устойчивое и во многом верное представление о трех частях света: Азии, Европе и Африке. Финикийцы дали имя азиатскому континенту. Земли, лежащие на восток от Средиземного моря, они называли Асу — восход; со временем это название трансформировалось в Азию.

Европейские полуострова, лежащие к западу от Финикии, стали называться странами заката — Эреб — Европа. Африка в то время носила название Ливии, а свое современное название она получила лишь во времена Римской империи. У Геродота, правда, по этому вопросу несколько иное мнение.

Трансконтинентальная торговля финикийцев и их сказочные доходы не могли оставить равнодушными пиратов. Финикийцы, видимо, первые в истории стали «донорами» для института рэкета. Им было выгоднее платить определенный процент со своих доходов пиратам и вести торговлю в более или менее безопасном экономическом пространстве, чем быть в постоянном страхе как за свои торговые операции, так и за саму жизнь.

Карфагеняне были достойными преемниками финикийцев. У античных авторов есть упоминание о том, что в VI в. до н. э. под руководством Гамилькона было осуществлено плавание вдоль западного побережья Пиренейского полуострова до Британских островов Ирландии. Это путешествие в целом заняло около четырех месяцев.

Около 450 г. до н.э. (ученые не пришли к единому мнению относительно датировки этого плавания) из Карфагена отправилась большая экспедиция под началом государственного деятеля и полководца Ганнона на 60 пятидесятивесельных кораблях. В ней приняло участие до 30 000 женщин и мужчин. И это не случайно. Целью экспедиции было открытие и колонизация Западно-Африканских территорий. По мнению ряда ученых, Ганнон, выйдя из Средиземного моря через Геркулесовы Столбы (Гибралтарский пролив), продвинулся вдоль берегов Западной Африки к югу до


Рис. 1.4. Карты путешествия финикийцев вокруг Африки (а); Древнего Суэцкого канала (б)


территории современного государства Сьерра-Леоне. Некоторые считают, что он достиг даже берегов Гвинейского залива. Из-за недостатка продовольствия они повернули обратно. Но все же цель этого похода была достигнута. На широте Канарских островов ими была основана колония — Керна (рис. 1.5).

Существуют сведения, что информация о походе была выбита на каменной плите, которую установили в храме Ваала в Карфагене, уничтоженном, как и весь город, после 3-й Пунической войны в 146 г. до н. э. Возможно, что эта информация была специально уничтожена самими карфагенянами или хранилась в тайне, так как они опасались конкуренции в своей торговле с африканцами, жившими по побережью Западной Африки.

Рис. 1.5. Карта похода Ганнона


Сам же Ганнон оставил описание этого путешествия — «Пе-рипл», которое известно по сокращенному греческому пересказу.

Есть предположение, что карфагеняне могли даже осуществить путешествие и в Новый Свет.

К выдающимся мореплавателям и путешественникам древности можно с полным основанием отнести и жителей острова Крит.

Критская (минойская) цивилизация существовала с середины III тыс. до н.э., достигнув своего расцвета к XVII—XVI вв. до н.э. В это время флот династов Крита Миносов доминировал в Восточном Средиземноморье. Критяне даже сумели минимизировать пиратство в этом районе. Это удалось им сделать не только потому, что у них был прекрасный флот. Жители острова Крит под руководством царя сами достаточно долгое время занимались пиратством и прекрасно знали все места расположения, обычаи и уловки пиратов.

Их корабли арендовали египтяне для перевозки финикийского леса. Крит проводил и активную колонизаторскую политику как в направлении материковой Европы — юг Балканского полуострова, так и по отношению к населению многочисленных островов Эгейского моря.

Морские суда критян даже позднеминойского периода (XXI — XV вв. до н.э.) были настолько усовершенствованы, что в них имелись каюты не только для кормчих, но и для пассажиров (изображение подобного корабля имеется на золотом перстне), что дает возможность говорить о морском туризме.

Очевидно, что жители Крита участвовали не только в военных или торговых экспедициях. Аристократия имела и свои корабли, которые курсировали из Кносса в Микены или даже к побережьями Финикии и Египта. В эти путешествия брали с собой и членов семей, как правило сыновей, для которых эти плавания были не только торговой и навигационной школой, но и прекрасным морским вояжем.

Создание Персидской империи Ахеменидов в середине I тыс. до н.э., простирающейся от Средней Азии до Египта, привело к систематизации географических знаний.

Персидская империя осуществляла очень динамичные торговые операции как на своей территории, так и с сопредельными странами. Персидские цари были заинтересованы в активизации внутренней торговли. Из-за свободного передвижения по всей территории товаров и людей (верховная власть этому не препятствовала, в отличие от многих современных ей восточных деспотий) путешествия с самыми различными целями были характерной чертой этого государства.

Известна разведывательная экспедиция, совершенная во времена правления Дария I (522 — 489 гг. до н.э.), имеющая большое познавательное значение. Вот что по этому поводу свиде-


тельствует Геродот: «Большая часть Азии стала известна при Дарий. Царь хотел узнать, где Инд впадает в море (это ведь единственная река, кроме Нила, где также водятся крокодилы). Дарий послал для этого на кораблях нескольких людей, правдивости которых он доверял. Среди них был и Скилак-кариандинец. Они отправились из города Каспатира в Пактии и поплыли на восток вниз по реке (Инду. — М. С.) до моря. Затем, плывя на запад по морю, на тридцатом месяце прибыли в то место (на севере Красного моря. — М. С), откуда египетский царь послал финикиян в плавание вокруг Ливии. После того как они совершили это плавание, Дарий покорил индийцев и с тех пор господствовал также и на этом море. Таким-то образом было выяснено, что Азия (кроме восточной ее стороны), подобно Ливии, окружена морем» [10].

Персидский царь Ксеркс в первой половине V в. до н. э. также организовал экспедицию, носившую научно-просветительский, военно-стратегический и торгово-экономический характер одновременно. По плану царя необходимо было обогнуть Африку, двигаясь с запада на восток. Но это, к сожалению, сделать не удалось, и флотилия вынуждена была вернуться в Египет.

Обращает на себя внимание универсальный характер обеих экспедиций. Представители династии Ахеменидов явно стремились к реалистическому познанию окружающего их мира.

Одним из наиболее «странствующих» народов являются евреи. История государства Израиль начинается в начале II тыс. до н.э., когда Авраам, один из патриархов древности и праотцов еврейского народа, покинул Месопотамию и переселился в Ханаан (Палестину), «землю обетованную».

Позже его потомки переселились в Египет. Но жизнь в Египте со временем стала для евреев невыносимой. На исторической арене появляется политический деятель, который возглавил исход своего народа из Египта. Это был Моисей. Сорокалетнему странствию посвящены четыре из пяти книг Моисеевых — «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие», которые являются составной частью Ветхого Завета.

В Библии сказано: «И сказал Господь (Моисею): Я увидел страдания народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей (и ввести его) в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Ханаанеев» [13].

Очевидно, что путешествие из Египта в Палестину не могло занять много времени, но оно тем не менее продолжалось сорок лет. Этот срок был установлен Богом. Когда, народ шедший за Моисеем, очередной раз возроптал на Господа, а Моисея решил побить камнями, то «сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при


всех знамениях, которые делал Я среди него? Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; (только детям их, которые здесь со мною, которые не знают, что добро, что зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им дам землю, а все раздражавшие Меня, не увидят ее» [13]. Пророчество это было исполнено. И только через 40 лет Господь дал возможность 120-летнему Моисею увидеть «землю обетованную», а избранному Богом народу — заселить ее.

Можно ли данное сорокалетнее странствие целого народа рассматривать в преломлении туристской тематики? С нашей точки зрения, несомненно. История знает бесчисленное количество примеров, когда те или иные народы находились под чьим-то игом, страдая и подвергаясь геноциду. Нельзя сказать, что исход евреев из Египта преследовал сугубо утилитарные цели.

В данном случае мы вновь сталкиваемся с божественным вмешательством. Яхве обещал целому народу не просто новые земли, но переоценку и обновление собственного «Я», самоутверждение и новые самодостаточные ценности, что в полной мере относится к мотивации туризма.

На Древнем Востоке явственно проступили черты всех видов туризма. Некоторые из них, такие как паломнический и научный, даже были неплохо развиты. Морские и речные путешествия также были хорошо известны жителям древних цивилизаций Востока.

Контрольные вопросы и задания

1. Обоснуйте, что на перемещение информации в Древнем мире большое влияние оказывали передвижения людей.

2. В каких древних мифах и сказаниях воспевались и восхвалялись путешественники?

3. Каковы были главные причины, побуждавшие к путешествиям на Древнем Востоке?

4. Какие мотивы лежали в основе большинства экспедиций финикийцев?

5. Расскажите о торговых маршрутах шумеров, жителей цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро.

6. Куда и с какими целями направлялись экспедиции Древнего Египта?

7. Что Вам известно о морских походах в Древнем Китае?

8. Охарактеризуйте военные походы Саргона Древнего, персидских царей (Кира II, Дария I).

9. Каких выдающихся путешественников Древнего мира Вы знаете? Расскажите о маршрутах и результатах их путешествий.

10. Какие библейские сюжеты повествуют о миграционных процессах в Древнем мире?


Литература

Библиотека всемирной литературы. — М., 1973. — Т. 1.

Войтов В. И. Океанские дороги человечества. — М., 1994.

Геродот. История. — М., 1999.

Гришин Ю.А. История мореплавания. — М., 1972.

История древнего мира / Под ред. И.М.Дьяконова. — М., 1989.

Ландстром Б. Корабли фараонов. — М., 1976.

Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. — М., 1982. — Т. 1.

Снисаренко А. Б. Курс — море мрака. — М., 1982.

Сыма Цянь. Исторические записки. — М., 1962. — Т. 1 —2.

Фрадкин Н. Г. Географические открытия и научное познание Земли. — М., 1972.

Шаповал Г. Ф. История туризма. — Минск, 1999.

1.4. Активизация туризма в эпоху античности*

Морские путешествия в Древней Греции совершались с незапамятных времен, что нашло свое отражение в мифах. К наиболее известным относится миф об аргонавтах. Согласно Диогену, первым известным изложением этого похода была поэма критского жреца и философа Эпименида, жившего в VII в. до н. э. Его сочинение не сохранилось, но двумя веками позже поэт Пиндар вновь возвращается к этому сюжету, правда, его поэма была чересчур краткой.

В эпоху эллинизма в подражание Гомеру александрийским ученым, смотрителем знаменитого Мусейона — Аполлонием было написано произведение «Аргонавтика». Впоследствии к этому сюжету обращались многие авторы античности: Теренций Вар-рон, Валерий Флакк, Овидий и Сенека.

Плавание под руководством Ясона совершили 50 греческих героев на корабле «Арго», что в переводе с греческого значит «быстрый», «юркий». Поход был совершен за поколение (20 — 25 лет) до Троянской войны, т. е. в XIII в. до н. э. Ясон был отправлен за золотым руном дядей, узурпировавшим власть у его отца.

Сначала путь Ясона лежал к острову Лемнос в Эгейском море, на котором жили только женщины. Правительница острова прекрасная Гипсипила (ее аналогом в «Одиссее» выступает Кирка) столь очаровала аргонавтов, что они забыли о цели своего путешествия. Освободившись от ее чар, аргонавты достигли города Кизик на побережье Мраморного моря, где сразились с шестирукими великанами, подобными циклопам в «Одиссее», и истребили их.

* Античность (от лат. antiquitas — древность, старина) включает в себя период развития цивилизации Древней Греции, эпохи эллинизма и цивилизации Древнего Рима.


С большим трудом, благодаря хитрости, они сумели проскочить через самое узкое место Босфора — Симгатегады, где расстояние между берегами всего 2 км, а в непогоду оно представляет сплошной водоворот. Считалось, что выход в Черное море преграждают «блуждающие» — сходящиеся — скалы. Аргонавты пропустили через эти скалы голубя, а когда они разошлись, вперед ринулся «Арго». Не успев уничтожить корабль, скалы остановились навсегда. Этот эпизод можно рассматривать как символ открытия греками Черного моря или Понта.

На анатолийском берегу Понта они попадают в страну амазонок, а позже — и в Колхиду. Сначала они высаживаются на острове бога войны Ареса — Аретиаде, где жили изгнанные Гераклом из Аркадии стимфалийские птицы с медными перьями, клювами и когтями. Аргонавты вынуждены были облачиться в военное снаряжение. Очевидно, что контакты с колхами носили военный характер. Преодолев все препятствия, аргонавты, наконец, прибыли в столицу Колхиды — Эйю (на этом месте теперь город Поти).

Руно попадает в руки Ясона. Но что оно символизирует? За чем же ездили аргонавты?

Очевидно, что не за золотом, так как его на Кавказе ничтожно мало. Действительно, у ряда народов: румын на Балканах, узбеков в Средней Азии и колхов на Кавказе — существовал в древности способ собирания золота в золотоносных реках, куда опускалась шкура барана, улавливающая крупинки золота. Страбон считал, что Золотое Руно — это баранья шкура, опущенная в золотоносную реку [14].

Но можно подходить к пониманию словосочетания «золотое руно» буквально, имея в виду некоторые сорта цветного каракуля — сура. Существует бронзовый, янтарный, золотистый, платиновый и др. сур. Эти названия практически точно отражают стоимость того или иного сорта. Платиновый ценится на вес платины, а золотистый — золота. В Греции, возможно, хотели иметь суроносов как один из важнейших в дальнейшем предметов экспорта.

Существует также теория, что под Золотым Руном подразумевался признак царской власти.

Домой они должны были вернуться по уже исследованному пути. Но этого не произошло. На обратном пути аргонавтам пришлось пересечь Понт, войти в реку Истр (Дунай), потом они попадают в Адриатическое море, оттуда в Ионическое, посещают остров Крит. Но буря забрасывает их в дальнейшем к северным берегам Африки. И после многочисленных приключений там они, наконец, возвращаются домой. По всей вероятности, обратный путь аргонавтов представляет собой более позднюю по времени вставку и отражает в поэтической, легко доступной форме географические знания и важнейшие торговые маршруты той эпохи.


Путь аргонавтов был повторен в 1984 г. английским ученым и путешественником Тимом Северином, который построил парус-но-гребной «Арго», подобный древнегреческому.

Греческие ученые называют «отцом географии» Гомера, жившего в IX—VIII вв. до н.э.

Согласно традиции, первым, кто познакомил греков с поэмами Гомера, был спартанский царь Ликург. Их запись и окончательная редакция были сделаны в Афинах специальной комиссией, назначенной тираном Писистратом (VI в. до н. э.). Также было установлено и их обязательное всенародное чтение во время празднеств в честь богини Афины — Панафиней. Эти произведения входили во все школьные программы многочисленных древнегреческих полисов: городов-государств. Платон высказал даже такую мысль: «Гомер воспитал всю Грецию». Данте Алигьери назвал Гомера «царем поэтов». Художественная культура всех последующих эпох, начиная с античности и до современности, насыщена образами гомеровских героев.

На русский язык «Одиссея» впервые была переведена в 1822 г. поэтом Н.И.Гнедичем. Российские читатели смогли познакомиться с поэмой и благодаря выдающемуся поэту-романтику В.А.Жуковскому*. Н.А. Римский-Корсаков написал кантату «Из Гомера», начинающуюся строками из «Одиссеи».

«Илиада» посвящена Троянской войне (ок. 1200 г. до н.э.), а «Одиссея» рассказывает о возвращении на родину после окончания этой войны царя Итаки Одиссея.

Есть все основания предполагать, что в «Одиссее» описано реальное путешествие моряков по Средиземному и Черному морям (рис. 1.6).

Одиссей скитался столь долго из-за гнева бога морей Посейдона. Одиссей ослепил сына Посейдона, одноглазого циклопа Полифема. И только вмешательство Афины помогло завершить это нелегкое путешествие. О необыкновенном путешествии, длившемся почти 10 лет повествуют нам 24 песни поэмы.

Очень много схожего в странствиях аргонавтов и Одиссея. В них описывается известная, но еще не изученная до конца ойкумена, окраины которой «населены» всевозможными чудовищами и волшебниками. Поэтому только такие герои, как Ясон, Одиссей, могут побывать там (даже посетив Аид, как аргонавт Орфей или Одиссей) и возвратиться на родину. Путешествия подобного ранга воспринимались греками как героические подвиги.

Одним из первых ученых-путешественников был Геродот (484 — ок. 430 гг. до н.э.). Он объехал Грецию, Южную Италию, Малую

* В.А.Жуковский не знал, в отличие от Н. И. Гнедича, древнегреческого языка. Немецкий филолог-классик сделал для поэта подстрочный перевод каждого стиха, подписывая под греческим словом его точное значение. В.А.Жуковский поэтически переложил текст Гомера, невольно привнеся в русский текст свойственный ему романтический тон и некоторую сентиментальность.


Рис. 1.6. Карта плавания Одиссея

Азию, Вавилонию, Египет, Персию, побывал на большинстве островов Средиземного моря, а также в Крыму и в стране скифов. В своем знаменитом труде «История», за который он удостоился почетного титула «отца истории», он описал не только историю многих народов Старого Света, но также сохранил для потомков бесценные этнографические примеры. Он сообщил основные географические знания, накопленные к V в. до н. э. Геродот происходил из богатой семьи, имевшей обширные торговые связи. Впервые он отправился в путешествие, когда ему было около 20 лет. Его маршрут пролегал по Египту вверх по Нилу, затем он отправился на восток и достиг Вавилона, северная граница его путешествий пролегала по греческим колониям северного Причерноморья. Есть предположения, что он поднимался по Борисфену (Днепру).


А на западе он посетил Южную Италию, где принял участие в основании колонии своими соотечественниками.

В Египте он просил переводить ему надписи, расспрашивая жрецов об истории этого государства. Интересовался не только жизнью фараонов, но посещал и мастерские бальзамировщиков. Он шагами измерял длину периметра основания пирамид, приводя конкретные математические выкладки и при описании знаменитого Лабиринта.

Много путешествовал и другой выдающийся ученый античности — Страбон (64—23 гг. до н.э.). Выходец из расположенного в Малой Азии на пути из Средиземноморья к Черному морю городка Амасия, он уже в 20 лет совершил свой первый вояж — в Рим. Страбон будет путешествовать всю свою жизнь. Он объедет Малую Азию, побывает в горах Тавра (Крыма) и у подножия Кавказских гор, посетит Кик-ладские острова и обойдет Балканский полуостров, основательно изучит все сколько-нибудь памятные места на Апеннинском полуострове, а также Египет. Во время своих путешествий он много размышлял и записывал увиденное. Всестороннее образование, умение не только собирать факты, но и анализировать их, яркий талант писателя привели к созданию дошедшей до нас «Географии» в 17 книгах. («Исторические записки» Страбона в 43 книгах не сохранились.) О достоверности фактов, изложенных в «Географии», говорит часто используемая Страбоном фраза: «Когда я там находился».

Море играло огромную роль в жизни древнегреческих племен, населявших побережье Балканского полуострова, многочисленные острова Эгейского моря, а также западный берег Малой Азии. Море не только давало им пишу, но и связывало с другими странами и народами. Поэтому греки чаще всего путешествовали морем. Путешествиям внутри страны мешало отсутствие удобных дорог. Некоторые подобия дорог в виде гатей прокладывались в низинных и болотистых местах. Археологам удалось обнаружить остатки подобной дороги в Беотии, ширина которой достигала 6,5 м.

Вокруг крупных общенациональных святилищ, каким, например, был Олимп, строили целую сеть «священных» дорог, служащих для процессий верующих. На подобных дорогах даже проде-лывались специальные колеи для колес экипажей. Мостов было мало, так как большинство рек летом, когда, в основном, и совершались вояжи, пересыхало. Путешествовали и пешком, и верхом на коне, использовали повозки. Повозки были двух видов: одноколки, на оси которых закреплялся закрытый с трех сторон кузов, или же большие четырехколесные, где мог кроме пассажиров разместиться и их багаж.

В Древней Греции существовали гостиницы, но в них не всегда кормили. Поэтому путешественники провизию возили с собой. Чаще всего останавливались у друзей и знакомых. Гостеприимство было естественной составной частью быта. Во всех домах со-


стоятельных людей были особые комнаты для гостей. Впрочем, если места в доме гостю не хватало, он мог разместиться под портиком дома на открытом воздухе, климат Греции по большей части делал это возможным.

Права гостеприимства находились под покровительством Зевса. Гомер называет его «Зевс-гостеприимец». Но из-за плохого сообщения между отдельными городами-государствами греков гостиниц и постоялых дворов было очень мало. Обычно в богатых домах бесплатно принимали чужестранцев, причем это не всегда были родственники или знакомые.

В греческих полисах создавались «Союзы гостеприимства». Каждый член такого Союза — ксен — брал на себя защиту интересов жителей другого полиса в своем государстве. Со временем в Древней Греции даже установился институт проксенов и евергетов (благодетелей), когда иностранец заключал договор о гостеприимстве уже не с отдельным человеком, а с городом-государством.

При этом обе стороны должны были соблюдать следующие условия:

проксен обязан был защищать в своем городе интересы прибывших сюда граждан государства, давшего ему звание проксена, подобное современному званию консула;

государство обязывалось, со своей стороны, предоставить про-ксену в случае, если он пожелает прибыть или поселиться в нем, все гражданские права, кроме политических. Проксен мог приобрести землю или другую недвижимость, судиться в общем порядке, занимать наиболее почетные места в театре или на спортивных состязаниях и т. д.

Иногда права проксенов давались всем гражданам дружественного государства. Как правило, звания ксенов и проксенов были наследственными.

Гостиничная индустрия долго не привлекала греков, потому что содержание гостиниц и питейных заведений считалось нечестным и недостойным промыслом. Немногочисленные гостиницы и постоялые дворы содержались за счет государства и только в местах массового скопления людей. Это могли быть спортивные состязания, курорты или места религиозного паломничества. В гостиницах селились только иностранцы. Надо отметить, что жители Афин или, в особенности, Спарты не ездили за границу без особых на то обстоятельств. Это не в последнюю очередь объяснялось тем, что для подобного путешествия необходим был загранпаспорт — сфрагис.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.)