|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие о самооценке и уровне притязаний как конструктов самосознания личности. Зависимость между самооценкой и уровнем притязанийСамооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто. В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов и не смыслов индивида. Функции самооценки: · Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора. · Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. · Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя. Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Люди могут оценивать себя, свои поступки и действия. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки. Уровень притязаний как психологическая характеристика впервые был экспериментально изучен в 20-х годах XX в. под руководством К. Левина немецким психологом К. Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи - наоборот, более легких (снижение уровня притязаний). Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые - потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые - потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие не окажется уязвленным). Эксперименты Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. От уровня притязаний самооценка зависит, но не напрямую, а косвенно. Нельзя сказать, что высокий уровень притязаний поднимает самооценку, а низкий - опускает. Точнее говорить, что самооценка зависит от адекватности притязаний, от соответствия или не соответствия своему уровню притязаний.Если девушка из провинции тяжело переживает, что на ее открытку с признанием в любви не откликнулся известный столичный актер, это говорит о ее завышенных, то есть неадекватных притязаниях: она предполагала, что известный столичный актер заинтересуется ею только по одной ее открытке.С другой стороны, если автор этих строк займет последнее место в соревновании тяжелоатлетов на Олимпиаде, его самооценка сильно поднимется. Не потому, что он проиграл все состязания, а потому что просто оказаться с олимпийской сборной - уже честь и гордость. Наверное, такие притязания можно считать адекватными.Уровень притязаний определенно зависит от (не)адекватности самооценки. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям.В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.Зависит ли уровень притязаний от уровня самооценки? Зависит, но весьма сложным образом. Снижение уровня самооценки от высокого к среднему обычно снижает притязания человека, однако дальнейшее снижение самооценки может уровень притязаний неожиданно, парадоксальным образом поднять: возможно, человек ставит на самую высокую цель, чтобы то ли отыграть свои неудачи, то ли снизить разочарование от уже ожидаемой неудачи.Проиграть в равному бою бывает обидно, а хотя бы поучаствовать в битве с Титаном - неплохое развлечение при любом исходе.Поэтому после череды неудач, возможно перед последним проигрышем, действительно иногда хочется вызвать на бой самого Титана! Понятие о бессознательном в психологии. Разновидности бессознательных явлений у человека. Концепция трёхуровнего строения психики человека З. Фрейда. Понятие о психологической защите. Можно попытаться ответить на данный вопрос чисто формально: бессознательное — это то в психике человека, что участвует в управлении активностью организма и поведением человека, но не осознается, то есть не входит в содержание сознания. Такой ответ на заданный вопрос будет с формальной точки зрения правильным, но с психологической точки зрения бессодержательным. Он никак не приблизит нас к пониманию природы бессознательного именно в психике человека. Попробуем подойти к ответу на вопрос по-иному. Определим бессознательное как то, что, как и само сознание, может быть описано в психологических терминах, что, как и соответствующие сознательные явления, участвует в регуляции поведения человека. При этом добавим, что факт участия бессознательного в регуляции поведения человек обычно не осознает, часто активно не признает, отрицает и ничего определенного об этом сказать не может. Приведем для иллюстрации существования бессознательного пример, на который для доказательства его существования часто ссылался З.Фрейд. В своих публичных выступлениях и книгах он часто описывал следующий случай:«Некоторого внушаемого, то есть поддающегося действию гипноза, человека вводят в комнату, имеющую выход на балкон. На улице в это время прекрасная погода, тепло, ярко светит солнце, дышится легко, на небе ни облачка. Человека вводят в состояние гипноза и внушают ему мысль о том, что комната наполнена дымом, а на улице идет дождь. После этого ему дают в руки зонтик, предлагают выйти на балкон и с раскрытым зонтиком постоять там несколько минут, пока дым в комнате не рассеется. Получив такую инструкцию, человек в точности ее выполняет. Спустя некоторое время после того, как он, находясь под гипнозом, постоял с открытым зонтиком на балконе (при безоблачном небе под лучами яркого солнца), человека вновь возвращают в комнату, берут у него зонтик и выводят из состояния гипноза. Далее человека начинают расспрашивать о том, что он делал, находясь в состоянии гипноза.Выясняется, что человек более или менее правильно припоминает почти все свои действия. Затем ему задают вопросы о том, почему он взял зонтик, почему вышел на балкон и стоял там с раскрытым зонтиком. Теперь, когда человек находится в сознании и видит, что в комнате ничего не происходит (нет дыма), а на улице ярко светит солнце и нет дождя, ответить на эти вопросы ему нелегко. Однако человек не теряется и находит на них ответы. Он говорит, например, что ему захотелось посмотреть, как выглядит зонтик на солнце, какова его расцветка, так как он якобы собирался купить своей жене такой же зонтик. Если это его объяснение не принимается, то человек тут же, спустя несколько минут, придумывает другое, столь же разумное и правдоподобное, на первый взгляд, но не соответствующее действительности объяснение. Так может продолжаться до тех пор, пока экспериментатор, последовательно отклонив все объяснения самого испытуемого как неверные, не раскроет ему тайну и не скажет, что в состоянии гипноза ему просто внушили мысль о том, что комната наполнена дымом, что на улице идет дождь, и в связи с этим предложили выйти на балкон, постоять там некоторое время с открытым зонтиком. Испытуемый, однако, довольно странно реагирует на правильное, соответствующее действительности, объяснение его поведения. Он вдруг заявляет: «Не может этого быть!», и категорически отвергает как правдоподобное такое объяснение его поведения, которое исходит из бессознательного».Фрейд объяснял происходящее в этом опыте следующим образом. Во-первых, утверждал он, человек, находясь в состоянии гипноза, точно так же, достаточно разумно воспринимал словесные инструкции и действовал в соответствии с ними, как обычно понимают слова, обращенные к ним, и действуют люди, находящиеся в сознании. Следовательно, психическая регуляция поведения этого человека в бессознательном состоянии налицо. Во-вторых, человек сам придумывает правдоподобные объяснения своему поведению, верит в них, отстаивает их, убеждает в этом других людей, хотя оказывается, что эти объяснения не соответствуют действительности. Значит, поведением и психикой человека управляет не только сознание, но также бессознательное; значит, сознание, в свою очередь, не открывает полных и истинных источников поведения человека. В-третьих, в данном опыте человек отрицает, не признает правильное объяснение его поведения, и из этого следует, что и в реальной жизни он может поступать именно так. Иными словами, сознание человека не полностью контролирует его поведение даже тогда, когда человек находится в сознании. Поведением человека в это время управляет наряду с сознанием и бессознательное. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |