|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура России и Европы (XV-XVI вв.)Важнейшей характеристикой культуры России XV-XVI вв. становится центростремительная тенденция. Этот период характеризуется следующими особенностями развития культуры: 1) объединение местных культурных традиций и становление на основе их синтеза единой национальной русской культуры; 2) регламентация искусства. В качестве образца в живописи провозглашалось творчество А. Рублева, в зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе - сочинения митрополита Макария; 3) с XVI в. в русской культуре ощутимее, чем прежде, начинают проявляться светские и демократические элементы; 4) формирование культуры в условиях борьбы с иноземными завоевателями предопределило высокую степень патриотизма, преобладание героической тематики. В литературных произведениях («Великие Четьи Минеи митрополита Макария», «Степенная книга»), летописных сводах (Летописец начала царства, Лицевой летописный свод), повестях и сказаниях (Казанское взятие, О хождении Стефана Батория на град Псков и др.) разрабатываются идеи закрепления объединения Руси, величия великокняжеской и царской власти, авторитета царской и церковной власти. Значительные изменения претерпевает литература путешествий, в ней наблюдается усиление светских мотивов при описании путешествий. Еще одной особенностью развития литературы этого периода становится возникновение и развитие публицистики (Сказание о князьях Владимирских, Сказание о Владимире Мономахе, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским). В публицистической литературе находит свое отражение концепция наследственной связи русских государей с византийскими и римскими императорами. Эту идею поддержала русская Православная Церковь. В посланиях игумена Филофея великому князю Василию III был окончательно сформулирован тезис Москва - третий Рим. Своеобразной энциклопедией домашнего хозяйства и моральных норм XVI в. является составленный при участии Сильвестра Домострой - учебник нравственности, определявший поведение человека его обязанностей в семье и обществе. В области архитектуры для этого периода характерен значительный подъем строительного искусства. На рубеже XV-XVI вв. оформляется Кремлевский ансамбль в Москве - стены и башни, соборы и Грановитая палата. Возводили их итальянские архитекторы (Аристотель Фиораванти, Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиз Новый и др.) и русские мастера (Василий Дмитриевич Ермолин и др.). Использовали при этом традиции древнерусского, прежде всего владимиро-суздальского, зодчества, а также приемы итальянской архитектуры эпохи Ренессанса. В 1485-1495 гг. вокруг Кремля были возведены мощные кирпичные стены и башни, украшенные характерными для итальянского крепостного зодчества зубцами - мерлонами. Архитектурным центром кремлевского ансамбля является колокольня Ивана Великого, построенная в 1505-1508гг. и надстроенная в 1600 г. Классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в. является Успенский собор (1475-1479) - кафедральный храм, построенный итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти по образцу Успенского собора во Владимире, но значительно больший по размеру. Расцвет отечественной архитектуры проявился также в возникновении нового стиля - шатрового строительства, основанного на национальных традициях деревянного зодчества, резьбы, вышивки, росписи. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится только на фундаменте (церковь Вознесения в селе Коломенском, Храм Василия Блаженного). На рубеже XV - XVI вв. в иконописи и фресковой живописи прославились Дионисий с сыновьями и соратниками. Им принадлежат иконы Успенского собора в Московском Кремле, фрески Ферапонтова монастыря. С конца XV в. изобразительное искусство характеризуется возрастающим интересом к реальным историческим лицам и событиям. Собор 1553-1554 гг. разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также бытийное письмо, т.е. исторические сюжеты. Данное решение способствовало развитию жанра исторического портрета. На фресках галереи Благовещенского собора традиционные изображения святых, великих русских князей и византийских императоров соседствуют с портретами античных поэтов и мыслителей: Гомера, Вергилия, Плутарха, Аристотеля и др. В середине XVI в. произошло крупнейшее событие в истории русского просвещения - основание книгопечатания в Москве. Инициатива в этом деле принадлежала Ивану IV и митрополиту Макарию. Первоначальной целью книгопечатания было распространение единообразных церковных книг с целью укрепления авторитета религии и церковной организации. Книгопечатание началось в 1553 г., а в 1563 г. во главе казенной типографии стал бывший дьякон одной из кремлевских церквей Иван Федоров. В 1564 г. был издан «Апостол» - выдающееся произведение средневекового печатного дела по своим техническим и художественным качествам В конце XV-XVI в. с деятельностью еретиков были связаны первые попытки выхода за рамки канонических представлений об окружающем мире. Они занимались астрономией и имели переводные таблицы для вычисления лунных фаз и затмений. Церковники враждебно относились к светскому знанию, к античной культуре. Такая жесткая позиция привела к изоляции русской культуры от передовой культуры Запада, закоснение в древних порядках и обычаях - во славу «истинного», православного христианства. Рост городов и городских посадов, развитие ремесла способствовали дальнейшему развитию в ХVI в. декоративно-прикладного искусства. Ремесла того времени отличались большим разнообразием: резьба по дереву, шитье, серебряное дело, чеканка, литье колоколов, медное литье, эмаль и др. Таким образом, культура стала главным средством идеологического воспитания людей. Искусство в этот период не просто действует в установленных рамках, но и всячески руководствуется ими. В этот период зародилась тенденция к обмирщению культуры: в произведениях искусства появились реалистические черты В Европе период культурного развития с середины XV в. до начала XVI в. получил название Ренессанс (Возрождение). Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. Основными чертами культуры Возрождения являются: антропоцентризм, гуманизм, модификация средневековой христианской традиции, возрождение античных памятников искусства и античной философии, новое отношение к миру. В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение (Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто и др.); Высокое Возрождение (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа Рабле) и Позднее Возрождение (Шекспир, Сервантес). Особенность искусства Возрождения заключается в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Художники умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира. Принцип гуманизма, т.е. высшего культурного и нравственного развития человеческих способностей, наиболее полно выражает основную направленность европейской культуры XIV-XVI вв. Гуманизм утверждает веру в безграничные возможности человека. Люди Возрождения не перестали быть людьми средневековья, хотя время заставило их осознать свою значимость и ответственность за самих себя. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на себя. А модификация средневекового сознания накладывалась на пристальный интерес к античности. Что и создавало уникальную и неповторимую культуру, которая во многом была прерогативой верхов общества. Во всех проявлениях жизни царила, хотя и расшатанная, католическая церковность Характерная черта культуры Возрождения - тесная связь науки и искусства. Художники, стремясь наиболее полно отразить все природные формы, обращаются к научному знанию. Вырабатывается новая система художественного видения мира. Кроме Итальянского Возрождения следует поговорить и о Северном, отразившемся, прежде всего, на культуре Нидерландов и Германии. Здесь также экономический фактор сыграл не малую роль. Все более глубокое проникновение в хозяйство товарно-денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы касались больших масс людей и меняли их сознание. Влияние античности здесь менее заметно, северное возрождение больше связано с реформацией. Лидирующим видом искусств была живопись. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |