АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Средневековье как этап всемирной истории

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. III. Методологические основы истории
  3. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  4. XVI-XVII вв. в мировой истории. «Новое время» в Европе
  5. XX ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ
  6. Аксиология в истории методологической мысли
  7. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  8. Англия в раннее Средневековье.
  9. АНЕКДОТЫ, ИСТОРИИ ОТ ОШО
  10. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) в истории Древней Греции
  11. АРХИВНЫЕ ФОНДЫ ПО ИСТОРИИ КНИГИ
  12. Билет 1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения

(понятие «средние века», феодализм, периодизация истории средних веков характеристика этапов феодализма).

В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода. Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения понятие средневековья было синонимом дикости и грубого невежества, а средние века - временем религиозного фанатизма и культурного упадка. Историки же так называемой «романтической» школы начала ХIХ в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных христианских традиций.

С распространением в исторической науке марксистской теории формаций, средневековье все чаще отождествляли с понятием феодализма. Понятие «феодализм» происходит от термина «феод» - наследственная земельная собственность, которая давалась под условие несения военной службы. Феодализм - это стадия исторического развития общества, в основе, которой лежит монопольная собственность феодалов или феодальных государств на землю и личная зависимость крестьян от феодалов. Марксисты ввели термин «общественно-экономических формаций» как определение отдельных стадий человеческой истории. В соответствии с этой теорией в советской историографии сложилась традиция понимания средневековья как антагонистической классовой феодальной общественно-экономической формации. Современная наука стремится к более объективному изображению событий средних веков, избегая крайностей и идеологических штампов. Наличие феодальной (условной) формы землевладения действительно было характерно для Европы в период с V по ХV - XVI вв., однако в то же самое время существовали и другие формы собственности: государственная, общинная и частная. Сложно говорить о феодализме на Востоке, так как условное землевладение в «восточном» варианте существовало с древних времен вплоть до XIX в.

Основные классы феодального общества образуют крупные земельные собственники феодалы и крестьяне. В отличие от рабов феодально-зависимые крестьяне не отделены от средств производства, ведут самостоятельное хозяйство, но часть производимого ими прибавочного продукта отдают феодалу в виде феодальной ренты. Разнообразные виды феодальной ренты можно свести к трем основным формам. 1). Отработочная рента, или барщина, состоит в том, что крестьянин обрабатывает барскую пашню собственными инвентарем и лошадьми. 2). При натуральной ренте (натуральный оброк) крестьянин снабжает феодала продуктами своего труда, произведенными в хозяйстве. 3. Денежной рентой именуют передачу крестьянами феодалу определенных денежных сумм. Эти формы ренты редко существуют в чистом виде, но та или иная форма обычно преобладает. Отработочная рента является наиболее простым видом ренты, она большей частью возникает сравнительно поздно, ибо для ее распространения необходима высокая степень развития товарно-денежных отношений. Для удовлетворения же своих личных потребностей ему вполне достаточно оброка. Развитие товарного хозяйства является предпосылкой и для появления денежной ренты.

Переход к феодализму у разных народов происходил не одновременно. Поэтому хронологические рамки средневекового периода неодинаковы для разных стран. Проблемы периодизации средних веков давно волнуют историков-медиевистов (специалистов средневековья). Ж. Ле Гофф, один из крупнейших исследователей истории Европы определял понятие «средние века» как период с V по ХV вв., от рождения варварских королевств в Европе до кризиса и трансформации средневековой христианской цивилизации. В 1970-е гг. Ф. Броделем была выдвинута идея «длительного Средневековья», которую впоследствии разделял и Ж. Ле Гофф. «Долгое Средневековье» охватывало историю с первых веков христианского летоисчисления и вплоть до конца XVIII или даже начала ХIХ в. Советские историки датировали «средние века» (феодальную формацию) со времен падения Западной Римской империи (476 г.) до Английской буржуазной революции (1640 г.), открывшей путь к формированию капитализма. В современный период началом феодализма в Западной Европе принято считать падение рабовладельческой Западной Римской империи (V в.), а окончанием - Английскую буржуазную революцию (1642 -1649 гг.). Современные зарубежные и отечественные специалисты чаще всего под «средними веками» понимают эпоху с Великого переселения народов, давшего жизнь многим цивилизациям Запада и Востока, до Великих географических открытий, способствовавших формированию глобальной океанической цивилизации, взаимопроникновению восточных и западных культур.

Развитие средневекового общества сопровождалось значительными сдвигами в экономике, социальном и политическом строе. С учётом совокупности изменений выделяют три этапа феодализма: 1). Раннее Средневековье - период формирования феодального способа производства (V -X вв.), характеризуется формированием феодального способа производства, низким уровнем развития производительных сил, отсутствием городов, ремесел, денежного обращения, многоукладностью экономики, то есть существовало несколько видов производственных отношений одновременно. 2). Классическое Средневековье - период развитого феодализма (XI - XV вв.), связан с завершением процесса формирования феодальных отношений, при котором крестьяне были поставлены в поземельную и личную зависимость, а представители господствующего класса находились в иерархическом соподчинении. 3). Позднее Средневековье - период разложения феодализма и зарождения капиталистического способа производства (конец XV - середина XVII вв.) ознаменовался зарождением в недрах феодального общества новых капиталистических отношений. Великие географические открытия приводят к расширению торговых связей, росту внутреннего и внешнего рынка, возникновению мирового рынка. Происходит развитие техники, научных знаний, что вело к росту производства.

Средневековье - это время формирования национальных государств в виде абсолютных или сословно-представительных монархий. Монархия была типичной формой феодального государства. Средневековью известна и республиканская форма правления, установившаяся в городах-государствах Италии, Германии, а также на Руси - в Великом Новгороде, Пскове. Но они не представляли крупных этнических государственных образований, а были только местными политическими формированиями, сложившимися в условиях феодальной раздробленности. В дальнейшем они поглощались крупными монархическими государствами.

Если в античной Европе право владеть землёй определялось для свободного человека его национальностью и гражданством, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определённому сословию. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль. Важной чертой средневекового европейского общества являлась его иерархическая структура - система вассалитета. Во главе иерархии стоял король - верховный сюзерен. На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля - это были герцоги, графы, архиепископы, епископы, аббаты, которые получали от него за службу феод. Они обладали различными видами иммунитета (от лат «неприкосновенность») и часто подчинялись королю просто формально, но король - верховный сюзерен всегда мог лишить своих вассалов феода. Противостояние «вассал - сюзерен» повсеместно ощущалось в среде феодальной аристократии. При этом любой аристократ был одновременно и сюзереном и вассалом, причём зачастую вассалом у нескольких сеньоров, так что мог играть на противоречии их интересов.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)