|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Предпосылки социологии как наукиРазвитие учения об общественной жизни общества берет свое начало от античной философии. Еще активнее социальная проблематика разрабатывается в Новое время в работах Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо и др. Но можно ли считать, что тогда уже существовала социология как самостоятельная наука? Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о социальной философии как предшественнице социологии. Среди наиболее крупных социальных философов античности выделяются Платон (427 - 347 гг. до н.э.) и Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. Первым в истории трудом по «общей социологии» считают «Государство» Платона. Великий мыслитель разработал основы первой в мире теории стратификации, согласно которой любое общество делилось на 3 класса: высший – состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний – включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший – где числились ремесленники, крестьяне, торговцы. Свой вариант теории стратификации предложил другой «энциклопедический ум» античности – Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него, существуют еще два класса – богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Новый всплеск философской социальной мысли произошел только через две тысячи лет, когда европейская научная мысль смогла подарить миру выдающиеся труды об обществе, прежде всего благодаря усилиям Н. Макиавелли, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо и др. В XVII в. в теориях «социальной физики» впервые стали рассматриваться идеи об обществе как системе. Социальные философы той эпохи рассматривали общество как часть природы (например, «естественное право», по Т. Гоббсу) и исходили из естественно-научных представлений своего времени о природе. Известные к тому времени законы естественных наук, особенно в геометрии, механике, астрономии, наталкивались на противоречивые социальные факты. Этим была обусловлена попытка формализации общественных закономерностей. В век Просвещения (XVII в.) общество сравнивали с машиной («механическая модель»), в которой каждый «винтик» выполняет свою работу, именно так трактовались разделение труда, межличностные связи, обмен. В XVII в. социальные мыслители стараются рассматривать хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Если ранее физиократы (Ф. Кене и др.) исходили из принципа автономности экономики по отношению к государству и праву, то Ж.-Ж. Руссо, выявив значение экономических отношений собственности, вплотную подходит к решению проблемы социального неравенства в развитии общества. В XIX в. настает время выхода социальной мысли из рамок философии. И произошло это в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |