|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Массовые общности
Общество как социокультурная система состоит из множества подсистем с различными с качествами. Одним из важнейших типов таких подсистем являются социальные общности. Социальная общность представляет собой реально существующую, эмпирически фиксируемую совокупность индивидов, отличающуюся относительной целостностью и выступающую самостоятельным субъектом исторического и социального действия, поведения. В данном определении следует подчеркнуть ряд моментов. Во-первых, социальные общности не являются умозрительными абстракциями, вычленяемыми учеными в целях удобства анализа общественной жизни, или экспериментальными искусственными образованиями; они существуют реально, в самой действительности. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить. Во-вторых, социальные общности – это не простая сумма индивидов, социальных групп или иных социальных образований, а целостность, обладающая системными свойствами. В-третьих, социальные общности являются субъектами социального действия. Это значит, что они имеют активную природу и сами выступают источником своего развития. Социальные общности и группы выступают формами взаимодействия людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий. Сознавая пользу и преимущества таких объединенных усилий, люди более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно существенно большего результата, чем при индивидуальных действиях. Вполне естественно, что в социальные группы и общности чаще всего объединяются те, кто имеет общие черты, интересы, функции или цели, общее социальное положение и т.п. В каждом реальном обществе таких объединений множество. Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм. Так, по количественному составу они варьируются от двух взаимодействующих индивидов (диады) до включающих в себя десятки миллионов жителей Земли международных политических движений. По продолжительности существования – от длящихся минуты и часы (аудитории зрелищных мероприятий) до живущих столетия и тысячелетия этносов. По этому признаку различают случайные, спорадические, временные и постоянные общности. По плотности связей между индивидами – от тесно сплоченных коллективов и организаций (семья, дружеская компания, бригада) до расплывчатых аморфных образований (толпа, болельщики, фанаты). По способу вхождения в них социальные общности могут быть обязательные и свободные (добровольные). Однако более существенным в классификации социальных общностей является выделение базового системообразующего признака. В соответствии с ним различают общности в узком смысле этого слова (совпадающие с классами и слоями населения, их различными комбинациями, «пересечениями»), а также общности демографические, этнические, политические, культурные, территориальные и т.п. При этом в зависимости от структуры, способов возникновения и функционирования социальные общности принимают вид формальных и неформальных, спонтанно и институционально образующихся, официальных и неофициальных и т.д. Сложная совокупность признаков позволяет разделить все социальные общности на два наиболее широких класса: массовые и групповые. Массовая общность представляет собой совокупность (объединение, множество) индивидов, которой свойственны: 1) статистический характер (по своим параметрам она совпадает с суммой образующих ее индивидов, выступая в качестве не структурно расчлененного, а достаточно аморфного образования); 2) стохастическая (вероятностная) природа («вхождение» индивидов в нее носит неупорядоченный, случайный характер, и поэтому она обладает открытыми, «размытыми» границами, неопределенным количественным и качественным составом); 3) ситуативный способ существования (она образуется и функционирует на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможна вне ее, поэтому оказывается неустойчивым, меняющимся от случая к случаю образованием); 4) выраженная гетерогенность (разнородность) состава, ее откровенно внегрупповая природа (в ней не «разрушаются» границы между существующими в обществе социальными, демографическими, этническими и другими группами); 5) аморфное положение в составе более широких социальных общностей, неспособность выступить в качестве их структурных образований. Типичные примеры массовых общностей: участники широких политических или социокультурных движений (например, против ядерной угрозы или в защиту окружающей среды); аудитории средств и каналов массовой информации; потребители разнообразных социально «окрашенных» (модных, престижных и т.п.) товаров и услуг; члены любительских (по интересам) неформальных ассоциаций; поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд и т.д. Рассмотрим некоторые из них более подробно. Толпа – это любое кратковременное скопление людей, которых собрал вместе общий интерес. У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодействия. Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается. После окончания футбольного матча огромное количество болельщиков покидает стадион, после закрытия супермаркета толпа покупателей оставляет помещение. В толпе люди ведут себя не как близкие и знакомые, а как посторонние. Французский социолог и социальный психолог Гюстав Лебон видел в толпе разрушительную силу. Группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленная общими чувствами, готова следовать за любым лидером, особенно если он обладает какими-то выдающимися способностями. Отличительные качества толпы – анонимность, психическое заражение, внушение и подражание. Ход мыслей в толпе направляется общим настроением и подчиняется низменным инстинктам. Чем дольше человек находится в толпе, тем слабее проявляется рациональный контроль, тем сильнее восприимчивость ко всякому злу. Другая особенность толпы – физическое соприкосновение людей, скученность. Чрезмерная скученность вызывает вначале психологический, а затем физический дискомфорт. Типичный пример – давка, которая возникает в переполненном автобусе, вагоне метро, в очереди. Она характеризуется негативным социальным взаимодействием – руганью, оскорблениями, конфликтами, драками. Различают четыре основных типа толпы: случайную, конвенциональную, экспрессивную и активную. Случайная толпа – это такое скопление людей, где каждый преследует сиюминутные цели. К таковым можно отнести очередь в магазине или на автобусной остановке; пассажиров в одном поезде, самолете, автобусе; прогуливающихся по набережной; зевак, наблюдающих транспортное происшествие. Конвенциональная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью. Это участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели лекции или симфонического концерта, болельщики на стадионе, которые соблюдают определенные нормы и правила поведения. Так, театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя громко разговаривать, вступить в полемику с актерами, распевать песни и т.п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается не только разговаривать, петь, но и громко кричать, вставать с места, плясать, обниматься, целоваться и т.п. Таковы неформальные соглашения (конвенции) о приличном поведении в конкретных ситуациях, ставшие обычаем. Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциональной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, идеями, впечатлениями, а для того, чтобы выразить свои чувства. Примеры такой толпы – молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гулянья и карнавалы. Активная толпа – это любой вид толпы, который проявляет себя в действии. В отличие от толпы, психологическое единство которой создается на основе физического контакта, публика представляет собой духовную общность. В ее основе лежит сходство мнений – индивиды могут быть рассредоточены в пространстве, но духовно связаны друг с другом. По мнению французского социолога Габриэля Тарда, публика имеет истоки в светских салонах и клубах XVIII века. Однако подлинный ее расцвет начинается с появлением средств массовой информации – газет, радио, телевидения. Технические средства информации, общедоступное образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение. В последнее время устойчивые совокупности людей, возникающие на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей называют аудитории. Аудитории подразделяют на реальные и потенциальные, регулярные и нерегулярные, целевые и нецелевые. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |