|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Символизм. Основные этапы. Эстетика, философские истокиФормирование первых модернистских течений в литературе и в изобразительном искусстве. Утверждение новой концепции художественного произведения. Перенесение акцента с изображаемого предмета на способ его истолкования. Идея самоценности искусства, творческого преображения художником реальности, проникновения через внешнюю оболочку в истинную суть явлений. Попытки возрождения в искусстве мифологического мышления. Понятие о модернизме, декадансе и символизме. Символизм 1890-х гг. и младосимволизм (символисты 1900-х гг.). Роль философии и поэзии Вл. Соловьева в формировании философских и эстетических воззрений символистов. Влияние русской и западной идеалистической философии. Понимание искусства как интуитивного постижения мира. Понятие о символе в теоретических и историко-литературных работах символистов. Две концепции искусства символистов 90-х гг. Д. Мережковский о символизме как категории мировоззренческой, В. Брюсов – как литературной школе. Религиозно-философские «Собрания» и их роль в формировании «нового религиозного сознаниям. Роль Мережковского в «Собраниях». Журнал «Мир Искусства» (1899-1904) как первое объединение художников и писателей «новых» направлений. Проблема художественного индивидуализма, автономии искусства, красоты как вечной и главной проблемы художественного творчества. Писатели и философы в журнале (Д. Философов, Д. Мережковский, В. Розанов, Л. Шестов). Программное оформление символизма как художественного течения в 1900 гг. Роль в этом журнала «Весы» и его редактора В. Брюсова. Традиции Ф. Тютчева, А. Фета, русской предсимволистской поэзии (К. Фофанова, К. Случевского) в формировании поэтической системы русских символистов. «Старшие» символисты: Д. С. Мережковский (1865 – 1941). Поэт, прозаик, теоретик символизма, литературный критик. Лирика Мережковского 1880-х гг., мотивы одиночества, опустошенности, призрачности жизни. Неоднозначность образа лирического героя мрачного романтика, отчаявшегося скептика и мечтателя. Влияние поэзии С. Надсона. Мотивы гражданской поэзии 1880-х гг. Обоснование Мережковским нового символистского искусства в книге «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Символ и слово. Три признака нового искусства (мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности) и русская классическая литература. Мережковский в «Северном вестнике» и «Мире искусства». Религиозные воззрения Мережковского в работе «Лев Толстой и Достоевский». Неохристианство Мережковского, идея Третьего Завета. Трилогия «Христос и Антихриста. Философия истории Мережковского, ее метафизическое содержание. Решение вопроса о соотношении правды Христа и правды дьявола: Юлиан Отступник, Леонардо, Петр. Мотив царской крови («Антихрист. Петр и Алексей»). Отрицание «Октября» как пришествия Антихриста. Эмиграция. В. Я. Брюсов (1873 – 1924). Творчество Брюсова 1890-х гг. Декадентские мотивы в сборнике «Русские символисты». Программный характер сборников. Книги стихов «Chefsdoere» («Шедевры»), «Me eum esse» («Это – я»). романтический субъективизм восприятия мира, формалистические установки поэта. Влияние на Брюсова западной символистской поэзии (Рембо, Маллармэ, Верлена). Эстетические взгляды раннего Брюсова. Первые попытки обновления метрики русского стиха. Новый этап творческого развития Брюсова в 1900 гг. Брюсов организатор символистского движения в России и редактор центрального органа символистов «Весы» (1904-1909). Книги стихов «Tertia Vigilia» («Третья стража»), «Urbi et orbi» («Городу и миру»), «Stephanos» («Венок»). Поиски объективно значимых тем и характеров. Образы мифологии, истории, современности. Универсализм брюсовских исторических образов. Социальные предвидения и раздумья над судьбами истории. Фантастика Брюсова. Урбанистическая поэзия. Жанры и стиль урбанистической поэзии Брюсова. Нормативность брюсовской поэтики 1910-х гг. Ориентация на классические традиции. Брюсов – прозаик. Жанры его малой прозы. Попытка Брюсова совместить декадентски заостренное содержание новелл и формы классической русской новеллистики XIX в. Роман «Огненный ангел». Совмещение современного и исторического содержания. Полемика с теургической концепцией младосимволистов. З. Н. Гиппиус (1869 – 1945). Ранняя лирика. Поиски «нездешней красоты». Мотивы романтической поэзии (одиночество, узничество, воля). Жанр баллады. Тема Божьего завета. Идеи неохристианства Мережковского в поэзии Гиппиус («Христу», «За Дьявола Тебя молю...», «Предсмертная исповедь христианина» и др.). Жанр молитвы. Религиозные сомнения Гиппиус. Проблема любящего Бога и человеческих страданий в поэзии Гиппиус. Мотивы оправдания антихриста. Интерпретация любви в прозе Гиппиус в контексте философии любви символистов. Тема святой плоти. С. Маковский об андрогинизме в поэзии и прозе Гиппиус. Враждебное отношение к Октябрю – «блудодейству» России. Гиппиус – Блок и Белый; стихотворения Гиппиус «Шел...», «А. Блоку»; стихотворение Блока «Женщина, безумная гордячка!..» К. Д. Бальмонт (1867 – 1942). Бальмонт – поэт импрессионистской стилевой тенденции в поэзии старших символистов. Заостренный аморализм первых стихотворных опытов Бальмонта. Программный индивидуализм его ранней поэзии. Творческая эволюция Бальмонта-поэта. Декларация жизнеутверждения. От уныния к Солнцу. Сборники стихов «Горящие здания» и «Будем как Солнце». Бальмонт об «оргийском торжестве» в стихах «Горящих зданий». Космогоническая картина мира в «Будем как Солнце», гимны стихиям. Мотив «проклятия человеком» в сборнике «Литургия Красоты. Стихийные гимны». Ф. Сологуб (Ф. К. Тетерников) (1863 – 1927). Ф. Сологуб и «Северный вестник». Ранняя поэзия. Рассказы. Роман «Тяжелые сны». «Мелкий бес». Осмысление традиций русского классического реализма (Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина). Концепция человеческой натуры. Концепция жизни как цепи преображений, как нескончаемой лестницы совершенств (предисловие Сологуба к сборнику «Пламенный круг»), действительность как грязная девка Альдонса (статья «Демоны поэтов»). Земля Ойле – страна-утопия в поэзии Сологуба. «Творимая легенда». Концепция творчества как преображения жизни, сотворения легенды. Неприятие Октября. Отношение к советской России. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |