АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ШИРШАСАНА

Читайте также:
  1. ДЖАНУ ШИРШАСАНА (В)
  2. Джану-ширшасана — наклон сидя с касанием колена головой
  3. Ширшасана — стойка на голове

Многие называют эту асану Капаласаной или В и парита Карани, но она более широко известна как Ширшасана. В нее входят тринадцать виньяс, восьмая является формой асаны. Беременным женщинам выполнять эту асану нельзя.

Методика выполнения: (Фото 61)

Переходя с пуракой из шестой в седьмую виньясу первой Сурья Намаскары, сядьте на колени, сплетите пальцы рук в замок и положите локти на пол. Это седьмая виньяса. Произведите речаку и с пур а кой поставьте макушку на пол, сплетенные пальцы рук поместите на затылок. Выполните речаку и с пуракой выпрямите ноги и поднимите их вверх, пользуясь только силой рук. Тело напрягите, соедините большие пальцы ног и удерживайте тело прямым. Это восьмая виньяса (см. фото). В этом положении выполните как можно больше медленных р е чак и пурак. Затем с речакой опустите ноги и поставьте ступни на пол, ягодицы поместите на пятки, голова остается на полу. Задержитесь в таком положении на две минуты. Затем произведите пураку и с речакой вернитесь в четвертую виньяс у первой Сурья Намаскары; это девятая виньяса. Последующие виньясы выполняются как в предыдущих ас а нах.

Ученики должны усвоить, что просто встать на голову — еще не Ширшасана. Это слишком просто. Не следует считать Ширшасану простой асаной. Нужно тщательно изучить методику ее выполнения. Например, вся тяжесть тела должна приходиться на руки. Если вес тела давит на макушку, то кровь от сердца не сможет проникать в тонкие нади макушки головы. При выходе из формы асаны может случиться так, что подъем головы вызовет резкий отлив крови и тонкие нади головного мозга опустеют. Это приводит к замедлению телесного и умственного развития, вызывает галлюцинации, психические расстройства и укорачивает жизнь. Так что ученикам следует тщательно изучить методику и практиковать эту асану с большой осторожностью. Люди, которые пренебрегли наставлениями и стали практиковать Ширшасану по книгам и фотографиям, столкнулись с огромным количеством проблем и даже вселили страх и неуверенность в тех, кто правильно выполнял асану. Я смог убедиться в этом на собственном опыте. Я также столкнулся с ситуацией, когда ученик выполнял Ширшасану неправильно и заболел. Со временем он внимательно изучил методику и начинал выполнять эту асану правильно — и тотчас же излечился. Позволю себе повториться: практиковать Ширшасану нужно с большой осторожностью.

Некоторые люди утверждают, что в Ширшасане можно находиться не более пяти минут, иначе заболеешь. Это неправильно. В древних текстах сказано: «Яма матрам ваше нитрам (Мы можем пребывать (в Ширшасане) три часа)». Такая точка зрения поддерживается многими людьми, которые имеют богатый опыт йогической практики и знают древние тексты. Одна яма равна трем часам. Но чтобы находиться в Ширшасане в течение трех часов, ученик должен начать с пяти минут, затем научиться выполнять асану десять, а затем пятнадцать минут. Добавлять по пять минут нужно постепенно. Со временем, после многих дней, месяцев и лет практики ученик сможет провести в Ширшасане полные три часа. Тогда эта асана будет питать тело и органы чувств, дух и интеллект и посодействует развитию человека. Выполнение формы Ширшас а ны менее пяти минут не даст эффекта.

Пребывая в Ширшасане, следует полностью втянуть низ живота и анус. Иными словами, нужно выполнить мула бандху. Тело нужно удерживать прямым, речаку и пураку производить медленно и без кумбхаки.

Полезное воздействие:

Ширшасана очищает тонкие нади, связанные с головой, и улучшает память. Излечиваются заболевания глаз, улучшается зрение. Глаза начинают сиять. Обостряются пять органов чувств. Более того — и такой эффект дает только Ширшасанабинду, плод превращения пищи в кровь, может достичь сахасрара чакры (седьмая и наивысшая чакра, в которой находится духовное просветление). Знающие люди говорят, что истощение амрита бинду означает смерть, а сохранение — жизнь. Мы должны сохранять амрита бинду. Пока в теле есть чистая бинду, от нас будет веять молодостью. На опыте неоднократно подтверждено, что длительные непрерывные занятия не только укрепляют тело, но и повышают силу интеллекта. В йога-шастре сказано:

Маранам бинду патена Дживанам бинду дхаранам Тасмат сарвапрайятнена Бинду дхаранам абхай я сет.

Потеря бинду есть смерть, сохранение ее — жизнь. Поэтому всеми способами Бинду должна сохраняться.

Повторяю: ослабление бинду приводит к смерти, сохранение бинду сохраняет жизнь. Человек должен стараться сохранять бинду всеми доступными методами. Сохранение бинду — эффект выполнения Ширшасаны. Вообще, для описания всей пользы Ширшасаны просто не хватит места. Ученики могут лишь насладиться этой практикой. Невозможно описать сладость сахара, не попробовав его. Даже Брахма (Бог) может познать ее, только попробовав его на вкус. Это в полной мере относится и к людям. Чтобы познать счастье этих асан, их нужно практиковать.

Как я уже упоминал ранее, существуют некоторые различия в воззрениях на выполнение Ширшасаны и других йогасан. Считается, например, что злоупотребление Ширшасаной может привести к галлюцинациям и другим расстройствам и ослабляет сердце. Утверждают также, что вред не зависит от того, сколько времени практиковать. Такие теории изложены в книгах, авторы которых гонятся за славой и признанием. Эти авторы могут даже заниматься йогой и называть себя йогинами и не иметь при этом ни малейшего отношения к йоге. Но в их словах есть доля правды — применительно к людям, которые ставят голову на пол, задирают ноги к потолку как им вздумается и считают, что делают Ширшасану.

Но не удивительно, что такие теории не отпугивают людей, которые обладают смелостью, божественной устремленностью и страстным желанием практиковать йогу и добиться славы. Ведь обретая что-то такое, чего нет у других, разве не обретает человек славу?

Подобные теории ошибочны и абсолютно беспочвенны. Если бы йога была вредна для здоровья, то интерес к ней угас бы давным-давно, и слова таких великих йогинов, как Патанджали, были бы не чем иным, как легендами.

Но может ли быть хотя бы доля опасности в полном и точном следовании шастрам, в правильном понимании их истинного смысла? Разве есть хоть капля вреда в изучении древних текстов и многолетних занятиях под руководством благочестивого Гуру? В этом мире для великих душ, которые трудятся беспрестанно, отказавшись от земных богатств и удовольствий, безличностное служение есть главная цель существования. Они знают суть йоги и своими знаниями могут помочь остальным. Никакие опасности не грозят тем, кто следует по этому великому пути и изучает древние тексты.

В некоторых источниках утверждается, что Ши р шасану — да и любые другие йогические техники — нельзя практиковать людям после сорока. Это положение не подтверждается ни опытом, ни шастр а ками. В конце концов, великие мудрецы

— такие, как Патанджали, — сохранили для нас учение йоги и как средство избавления от болезней. Сущность, воплощенная в физическом теле, подвержена болезням. Это в полной мере относится и к людям после сорока лет.

Тело — обитель болезней. Если тело страдает от недостатка еды и сна, от бедности и нужды, то в нем поселяется болезнь. Тело нужно лечить от болезней. Если к старости слабеет ум, то органы чувств тоже слабеют. Если ум слаб, болезни легко овладевают телом. Следовательно, необходимо также исцелять ум. Короче говоря, возрастных ограничений для занятий йогой не существует. В шас т рах сказано: «Йюва врддхо'тхиврддхо ва вьядхито дурбало'пи ва / Абхьясат сиддхимапноти / Сарва й огешватандритах (Молод ты, стар или очень стар, / болен или истощен, / если внимателен, то с помощью практики достигнешь успеха в любой йоге)» (Хатха-Йога-Прадипика, I:64). Это означает, что молоды вы или стары («старый» — старше шестидесяти, «очень старый» — старше девяноста), мужчина вы или женщина, страдаете вы от болезней или нет, — если вы занимаетесь йогой, то можете достичь совершенства. Совершенство недоступно только одной категории людей — лентяям.

И наконец, некоторые книги утверждают, что Ширшасана — первая асана, которую должны выполнять ученики, и остальные асаны следует делать после нее. Такая точка зрения противоречит древним текстам и не подтверждается опытом. Более того, на подобные заявления способны лишь люди, которые не знают сущности тела. Ширшасана поселяет в мыслях мир и снимает усталость с тела. Посвященные в Аюрведа шастру говорят, что если человек поутру (до пяти утра) после утренних процедур первым делом выполнит Ширшасану, то столкнется со всеми мыслимыми и немыслимыми проблемами. Связано это вот с чем. Пища, которую мы съели накануне вечером и которая питает тело, превращается в семь дхату. С пищей, которую мы съели в течение дня, такого не происходит. Чтобы хорошо перевариться и соединиться с кровью, пище необходимо смешаться с желчью — продуктом работы печени. Только с помощью желчи пища может перевариться и превратиться в семь дхату. Побочные продукты этого превращения удаляются из тела с калом, мочой, потом и слизью. Чтобы смешаться с пищей, желчь должна покинуть печень. Во время того, как желчь перемешивается с пищей и переваривает ее, а затем возвращается к своему источнику — печени, — нельзя производить воздействия, которые раздражают печень и порождают излишний жар (питта викара). Это непреложное правило. И именно это правило нарушается, если человек, встав поутру и не проделав Сурья Намаскару и другие асаны, тотчас же выполняет Ширшасану. Желчь в это время находится на периферии тела, и Ши р шасана не позволяет ей вернуться в печень. Желчь начинает двигаться в разные стороны и отрицательно воздействует на мозг. А если человек сначала выполняет Сурья Намаскару и последующие асаны, то кровь его становится чистой и горячей и устремляется во все уголки тела, успокаивая желчь. Если перед выполнением Ширшасаны человек проделает Сарвангасану и связанные с нею асаны, то сердце, мысли и дух человека разовьются и защитят мозг от какого бы то ни было вреда, а жизнь станет длиннее. Следовательно, ученики никогда не должны выполнять Ширшасану в первую очередь. Кроме того, после Ширшасаны можно лишь сесть в Падмасану и заниматься пранаямой. Никаких других асан выполнять нельзя, иначе будет беда.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)