АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Из литературы XVIII века (37)

Читайте также:
  1. III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»
  2. X. Реформирование Петром I хозяйственной жизни страны и характерные черты социально-экономического развития России в первой четверти XVIII в.
  3. XVII-XVIII вв.
  4. XVII-XVIII веков
  5. XVIII - XIX вв.
  6. XVIII в.
  7. XVIII в. Возникновение мануфактур.
  8. XVIII век – «век просвещения». Русские просветители.
  9. XVIII век: противоречивость модернизации российского государства-общества.
  10. XVIII Преобразование те карст в созерцанием
  11. XVIII столетия
  12. XVIII. ГЛАВА О СКВЕРНЕ

1 [2] [3] [4]

 

 

1)В бланк ответа впишите название драматического жанра, к которому принадлежит пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль». комедия

 

2)Назовите литературное направление, в рамках которого протекало творчество русского драматурга Д.И. Фонвизина, автора комедий «Недоросль» и «Бригадир». классицизм

 

3)К какому литературному направлению, возникшему в России во 2-й четверти XVIII века, традиционно относят поэзию Г.Р. Державина? (Укажите название направления в единственном числе именительного падежа). классицизм

 

4)Укажите название литературного направления, возникшего в России во 2-й четверти XVIII века, которое нашло воплощение в творчестве Г.Р. Державина. классицизм

 

 

ПАМЯТНИК

 

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит:

 

Так! – весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

 

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

 

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге,

И истину царям с улыбкой говорить.

 

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой, неторопливой,

Чело моё зарей бессмертия венчай.

 

Г.Р. Державин, 1795 г.

 

5) Назовите образ античной мифологии, являющийся в стихотворении Г.Р. Державина «Памятник» олицетворением поэтического вдохновения.

 

6) Определите размер, которым написано стихотворение Г.Р. Державина «Памятник».

 

 

Правдин. Тебе не стыдно, Кутейкин?

 

Кутейкин (потупя голову). Посрамихся, окаянный.

 

Стародум (Цыфиркину). Вот тебе, друг мой, за добрую душу.

 

Цыфиркин. Спасибо, ваше высокородие. Благодарен. Дарить меня ты волен. Сам не заслужа, век не потребую.

 

Милон (давая ему деньги). Вот еще тебе, друг мой!

 

Цыфиркин. И еще спасибо.

 

Правдин дает также ему деньги.

 

Цыфиркин. Да за что, ваше благородие, жалуете?

 

Правдин. За то, что ты не походишь на Кутейкина.

 

Цыфиркин. И! Ваше благородие. Я солдат.

 

Правдин (Цыфиркину). Поди же, мой друг, с богом.

 

Цифиркин отходит.

 

Правдин. А ты, Кутейкин, пожалуй-ка сюда завтре, да потрудись рассчесться с самой госпожою.

 

Кутейкин (выбегая). С самою! Ото всего отступаюсь.

 

Вральман (Стародуму). Старофа слуха не остафте, фаше фыскоротие. Фосмите меня апять к сепе.

 

Стародум. Да ты, Вральман, я чаю, отстал и от лошадей?

 

Вральман. Эй, нет, мой патюшка! Шиучи с стеш-ними хоспотами, касалось мне, што я фсе с лошатками.

 

< …>

 

Г-жа Простакова, Стародум, Милон, Софья, Правдин, Митрофан, Еремеевна

 

Стародум (к Правдину, держа руки Софьи и Милона). Ну, мой друг! Мы едем. Пожелай нам...

 

Правдин. Всего счастья, на которое имеют право честные сердца.

 

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!

 

Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась...

 

Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.)

 

Софья (подбежав к ней). Боже мой! Она без памяти.

 

Стародум (Софье). Помоги ей, помоги.

 

Софья и Еремеевна помогают.

 

Правдин (Митрофану). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.

 

Митрофан. Да она как будто неведомо...

 

Правдин. Грубиян!

 

Стародум (Еремеевне). Что она теперь? Что?

 

Еремеевна (посмотрев пристально на г-жу Простакову и всплеснув руками). Очнется, мой батюшка, очнется.

 

Правдин (Митрофану). С тобой, дружок, знаю, что делать. Пошел-ко служить...

 

Митрофан (махнув рукою). По мне, куда велят...

 

Г-жа Простакова (очнувшись в отчаянии). Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!

 

Стародум (указав на г-жу Простакову). Вот злонравия достойные плоды!

 

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Текст фрагмента представляет собой чередование кратких высказываний разных лиц. Как называется такой тип речевого общения в драматическом произведении?

 

 

6442E0

 

Правдин. Тебе не стыдно, Кутейкин?

 

Кутейкин (потупя голову). Посрамихся, окаянный.

 

Стародум (Цыфиркину). Вот тебе, друг мой, за добрую душу.

 

Цыфиркин. Спасибо, ваше высокородие. Благодарен. Дарить меня ты волен. Сам не заслужа, век не потребую.

 

Милон (давая ему деньги). Вот еще тебе, друг мой!

 

Цыфиркин. И еще спасибо.

 

Правдин дает также ему деньги.

 

Цыфиркин. Да за что, ваше благородие, жалуете?

 

Правдин. За то, что ты не походишь на Кутейкина.

 

Цыфиркин. И! Ваше благородие. Я солдат.

 

Правдин (Цыфиркину). Поди же, мой друг, с богом.

 

Цифиркин отходит.

 

Правдин. А ты, Кутейкин, пожалуй-ка сюда завтре, да потрудись рассчесться с самой госпожою.

 

Кутейкин (выбегая). С самою! Ото всего отступаюсь.

 

Вральман (Стародуму). Старофа слуха не остафте, фаше фыскоротие. Фосмите меня апять к сепе.

 

Стародум. Да ты, Вральман, я чаю, отстал и от лошадей?

 

Вральман. Эй, нет, мой патюшка! Шиучи с стеш-ними хоспотами, касалось мне, што я фсе с лошатками.

 

< …>

 

Г-жа Простакова, Стародум, Милон, Софья, Правдин, Митрофан, Еремеевна

 

Стародум (к Правдину, держа руки Софьи и Милона). Ну, мой друг! Мы едем. Пожелай нам...

 

Правдин. Всего счастья, на которое имеют право честные сердца.

 

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!

 

Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась...

 

Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.)

 

Софья (подбежав к ней). Боже мой! Она без памяти.

 

Стародум (Софье). Помоги ей, помоги.

 

Софья и Еремеевна помогают.

 

Правдин (Митрофану). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.

 

Митрофан. Да она как будто неведомо...

 

Правдин. Грубиян!

 

Стародум (Еремеевне). Что она теперь? Что?

 

Еремеевна (посмотрев пристально на г-жу Простакову и всплеснув руками). Очнется, мой батюшка, очнется.

 

Правдин (Митрофану). С тобой, дружок, знаю, что делать. Пошел-ко служить...

 

Митрофан (махнув рукою). По мне, куда велят...

 

Г-жа Простакова (очнувшись в отчаянии). Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!

 

Стародум (указав на г-жу Простакову). Вот злонравия достойные плоды!

 

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Найдите и запишите слово из последней реплики Простаковой, которое относится к просторечию.

 

 

44F093

 

Правдин. Тебе не стыдно, Кутейкин?

 

Кутейкин (потупя голову). Посрамихся, окаянный.

 

Стародум (Цыфиркину). Вот тебе, друг мой, за добрую душу.

 

Цыфиркин. Спасибо, ваше высокородие. Благодарен. Дарить меня ты волен. Сам не заслужа, век не потребую.

 

Милон (давая ему деньги). Вот еще тебе, друг мой!

 

Цыфиркин. И еще спасибо.

 

Правдин дает также ему деньги.

 

Цыфиркин. Да за что, ваше благородие, жалуете?

 

Правдин. За то, что ты не походишь на Кутейкина.

 

Цыфиркин. И! Ваше благородие. Я солдат.

 

Правдин (Цыфиркину). Поди же, мой друг, с богом.

 

Цифиркин отходит.

 

Правдин. А ты, Кутейкин, пожалуй-ка сюда завтре, да потрудись рассчесться с самой госпожою.

 

Кутейкин (выбегая). С самою! Ото всего отступаюсь.

 

Вральман (Стародуму). Старофа слуха не остафте, фаше фыскоротие. Фосмите меня апять к сепе.

 

Стародум. Да ты, Вральман, я чаю, отстал и от лошадей?

 

Вральман. Эй, нет, мой патюшка! Шиучи с стеш-ними хоспотами, касалось мне, што я фсе с лошатками.

 

< …>

 

Г-жа Простакова, Стародум, Милон, Софья, Правдин, Митрофан, Еремеевна

 

Стародум (к Правдину, держа руки Софьи и Милона). Ну, мой друг! Мы едем. Пожелай нам...

 

Правдин. Всего счастья, на которое имеют право честные сердца.

 

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!

 

Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась...

 

Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.)

 

Софья (подбежав к ней). Боже мой! Она без памяти.

 

Стародум (Софье). Помоги ей, помоги.

 

Софья и Еремеевна помогают.

 

Правдин (Митрофану). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.

 

Митрофан. Да она как будто неведомо...

 

Правдин. Грубиян!

 

Стародум (Еремеевне). Что она теперь? Что?

 

Еремеевна (посмотрев пристально на г-жу Простакову и всплеснув руками). Очнется, мой батюшка, очнется.

 

Правдин (Митрофану). С тобой, дружок, знаю, что делать. Пошел-ко служить...

 

Митрофан (махнув рукою). По мне, куда велят...

 

Г-жа Простакова (очнувшись в отчаянии). Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!

 

Стародум (указав на г-жу Простакову). Вот злонравия достойные плоды!

 

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Одним из характерных приемов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии?

 

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

 

Явление I

 

Стародум и Правдин

 

Правдин. Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила.

 

Стародум. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?

 

Правдин. Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.

 

Стародум. Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.

 

Правдин. Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!

 

Стародум. Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.

 

Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать...

 

Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов...

 

 

Правдин. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.

 

Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

 

Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми...

 

Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, – тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.

 

Правдин. Справедливо. Великий государь дает...

 

Стародум. Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.

 

Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...

 

Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.

 

Правдин. Но особы высшего состояния просвещают детей своих...

 

Стародум. Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.

 

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Укажите название жанра драматургии, к которому принадлежит пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль».

 

 

1A6E47

 

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

 

Явление I

 

Стародум и Правдин

 

Правдин. Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила.

 

Стародум. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?

 

Правдин. Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.

 

Стародум. Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.

 

Правдин. Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!

 

Стародум. Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.

 

Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать...

 

Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов...

 

 

Правдин. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.

 

Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

 

Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми...

 

Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, – тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.

 

Правдин. Справедливо. Великий государь дает...

 

Стародум. Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.

 

Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...

 

Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.

 

Правдин. Но особы высшего состояния просвещают детей своих...

 

Стародум. Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.

 

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами

 

 

2407A5

 

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

 

Явление I

 

Стародум и Правдин

 

Правдин. Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила.

 

Стародум. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?

 

Правдин. Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.

 

Стародум. Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.

 

Правдин. Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!

 

Стародум. Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.

 

Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать...

 

Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов...

 

 

Правдин. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.

 

Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

 

Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми...

 

Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, – тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.

 

Правдин. Справедливо. Великий государь дает...

 

Стародум. Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.

 

Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...

 

Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.

 

Правдин. Но особы высшего состояния просвещают детей своих...

 

Стародум. Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.

 

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Как называются изречения, выражающие в лаконичной форме законченные и обобщенные мысли: «Великий государь есть государь премудрый», «каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно...», «наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло» и др.?

 

 

 

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

 

Явление I

 

Стародум и Правдин

 

Правдин. Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила.

 

Стародум. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?

 

Правдин. Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.

 

Стародум. Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.

 

Правдин. Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!

 

Стародум. Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.

 

Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать...

 

Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов...

 

 

Правдин. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.

 

Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

 

Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми...

 

Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, – тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.

 

Правдин. Справедливо. Великий государь дает...

 

Стародум. Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.

 

Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...

 

Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.

 

Правдин. Но особы высшего состояния просвещают детей своих...

 

Стародум. Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.

 

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Укажите фамилию героини пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», которая в данном фрагменте пьесы названа «злой помещицей».

 

 

01B768

 

Почему комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»?

 

E4AFDF

 

Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.

 

Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?

 

Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?

 

Правдин. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?

 

Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?

 

Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.

 

Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?

 

Стародум. Мастерица толковать указы!

 

Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову…(Порывается идти.)

 

Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.

 

Простаков. А! До чего мы дожили!

 

Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…

 

Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.

 

Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?

 

Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!

 

Скотинин. Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову.

 

Г-жа Простакова. Все теряю! Совсем погибаю!

 

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Какие действующие лица, участвующие в приведенной сцене, принадлежат к кругу просвещенных дворян?

 

 

B5905F

 

Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.

 

Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?

 

Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?

 

Правдин. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?

 

Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?

 

Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.

 

Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?

 

Стародум. Мастерица толковать указы!

 

Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову…(Порывается идти.)

 

Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.

 

Простаков. А! До чего мы дожили!

 

Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…

 

Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.

 

Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?

 

Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!

 

Скотинин. Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову.

 

Г-жа Простакова. Все теряю! Совсем погибаю!

 

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Как называется момент наивысшего напряжения в развитии драматического сюжета, к которому относится приведенный фрагмент?

 

 

374A84

 

Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.

 

Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?

 

Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?

 

Правдин. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?

 

Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?

 

Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.

 

Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?

 

Стародум. Мастерица толковать указы!

 

Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову…(Порывается идти.)

 

Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.

 

Простаков. А! До чего мы дожили!

 

Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…

 

Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.

 

Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?

 

Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!

 

Скотинин. Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову.

 

Г-жа Простакова. Все теряю! Совсем погибаю!

 

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Какие злонравные поступки госпожи Простаковой привели к ее разоблачению и наказанию в данной сцене «Недоросля»?

 

 

0445E3

 

Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.

 

Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?

 

Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?

 

Правдин. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?

 

Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?

 

Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.

 

Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?

 

Стародум. Мастерица толковать указы!

 

Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову…(Порывается идти.)

 

Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.

 

Простаков. А! До чего мы дожили!

 

Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…

 

Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.

 

Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?

 

Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!

 

Скотинин. Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову.

 

Г-жа Простакова. Все теряю! Совсем погибаю!

 

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Как называются фамилии, отражающие особенности характеров и мировоззрение персонажей (Простакова, Скотинин и т.п.)?

 

 

48A379

 

Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.

 

Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?

 

Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?

 

Правдин. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?

 

Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?

 

Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.

 

Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?

 

Стародум. Мастерица толковать указы!

 

Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову…(Порывается идти.)

 

Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.

 

Простаков. А! До чего мы дожили!

 

Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…

 

Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.

 

Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?

 

Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!

 

Скотинин. Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову.

 

Г-жа Простакова. Все теряю! Совсем погибаю!

 

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

К какому драматическому жанру принадлежит пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

 

Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.

 

Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?

 

Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?

 

Правдин. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?

 

Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?

 

Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.

 

Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?

 

Стародум. Мастерица толковать указы!

 

Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову…(Порывается идти.)

 

Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.

 

Простаков. А! До чего мы дожили!

 

Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…

 

Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.

 

Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?

 

Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!

 

Скотинин. Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову.

 

Г-жа Простакова. Все теряю! Совсем погибаю!

 

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Как называется в литературоведении выразительное оценочное определение («Госпожа бесчеловечная»)?

 

 

A4DF70

 

Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.

 

Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?

 

Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?

 

Правдин. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?

 

Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?

 

Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.

 

Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?

 

Стародум. Мастерица толковать указы!

 

Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову…(Порывается идти.)

 

Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.

 

Простаков. А! До чего мы дожили!

 

Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…

 

Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.

 

Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?

 

Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!

 

Скотинин. Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову.

 

Г-жа Простакова. Все теряю! Совсем погибаю!

 

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Назовите художественный прием, заключающийся в том, что подразумеваемый смысл слова или фразы противоположен буквально высказанному («Мастерица толковать указы»).

 

 

 

Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.

 

Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?

 

Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?

 

Правдин. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?

 

Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?

 

Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.

 

Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?

 

Стародум. Мастерица толковать указы!

 

Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову…(Порывается идти.)

 

Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.

 

Простаков. А! До чего мы дожили!

 

Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…

 

Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.

 

Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?

 

Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!

 

Скотинин. Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову.

 

Г-жа Простакова. Все теряю! Совсем погибаю!

 

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе («отходит, всплеснув руками»; «вынув бумагу и важным голосом Простакову»)?

 

 

AF81F3

 

Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.

 

Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?

 

Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?

 

Правдин. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?

 

Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?

 

Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.

 

Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?

 

Стародум. Мастерица толковать указы!

 

Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову…(Порывается идти.)

 

Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.

 

Простаков. А! До чего мы дожили!

 

Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…

 

Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.

 

Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?

 

Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!

 

Скотинин. Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову.

 

Г-жа Простакова. Все теряю! Совсем погибаю!

 

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Каково авторское отношение к персонажам, участвующим в данной сцене «Недоросля»?

 

 

62268F

 

Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.

 

Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?

 

Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?

 

Правдин. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?

 

Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?

 

Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.

 

Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?

 

Стародум. Мастерица толковать указы!

 

Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову…(Порывается идти.)

 

Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.

 

Простаков. А! До чего мы дожили!

 

Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…

 

Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.

 

Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?

 

Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!

 

Скотинин. Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову.

 

Г-жа Простакова. Все теряю! Совсем погибаю!

 

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

В каких произведениях русской литературы действие строится на противопоставлении воззрений персонажей и в чем их взгляды перекликаются с позициями участников данной сцены «Недоросля»?

 

 

0B8C8C

 

Как название комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» связано с ее проблематикой?

 

A62D6A

 

Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема «злонравия» и форм его проявления?

 

17BE59

 

Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?

 

Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

 

Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?

 

Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.

 

Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.

 

Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.

 

Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?

 

Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?

 

Митрофан (тихо матери). А я почём знаю.

 

Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.

 

Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чём спрашивают.

 

Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?

 

Правдин. География.

 

Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.

 

Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.

 

Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он её и расскажет.

 

Правдин. Описание земли.

 

Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?

 

Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

 

Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, —

свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что,

конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

 

Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать всё то за вздор, чего не знаешь.

 

Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лёжа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?

 

Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.

 

Скотинин. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмём дядю Вавилу Фалелеича. О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была голоушка!

 

Правдин. Что ж такое?

 

Скотинин. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею,* и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете учёный лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?

 

Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неучёным человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче учёного.

 

Стародум (Милону). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы.

 

(Д.И. Фонвизин, «Недоросль».)

 

* шеей к ремню у седла

 

 

Укажите название господствовавшего в ХVIII веке литературного направления, принципы которого нашли свое отражение в драматургии Д.И. Фонвизина.

 

 

B3D596

 

Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?

 

Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

 

Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?

 

Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.

 

Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.

 

Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.

 

Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?

 

Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?

 

Митрофан (тихо матери). А я почём знаю.

 

Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.

 

Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чём спрашивают.

 

Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?

 

Правдин. География.

 

Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.

 

Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.

 

Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он её и расскажет.

 

Правдин. Описание земли.

 

Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?

 

Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

 

Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, —

свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что,

конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

 

Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать всё то за вздор, чего не знаешь.

 

Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лёжа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?

 

Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.

 

Скотинин. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмём дядю Вавилу Фалелеича. О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была голоушка!

 

Правдин. Что ж такое?

 

Скотинин. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею,* и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете учёный лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?

 

Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неучёным человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче учёного.

 

Стародум (Милону). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы.

 

(Д.И. Фонвизин, «Недоросль».)

 

* шеей к ремню у седла

 

 

Назовите жанр, к которому принадлежит фонвизинский «Недоросль».

 

 

423FBC

 

Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?

 

Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

 

Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?

 

Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.

 

Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.

 

Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.

 

Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?

 

Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?

 

Митрофан (тихо матери). А я почём знаю.

 

Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.

 

Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чём спрашивают.

 

Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?

 

Правдин. География.

 

Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.225 сек.)