|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Новеллы
их объединяет то, что герой - обычный, рядовой, типовой человек. военные рассказы 1) нет военных тем 2) война показана через настроения обычного человека Русско-турецкая война трус - лейтмотив - ужасы войны - газетно-публицистическая окраска безымянный рассказчик - трус(?), от имени которого ведется повествование проблема антинародности войны рассказ "денщик и офицер" Никита денщик Офицер его хозяйин Никита - "непригодный к службе", а дома - кормил всю семью, во сне видит смерть всей семьи, финал открытый
"происшествие" - самоубийство главного героя на фоне несчастной любви Иван Иванович Никитин - полюбил проститутку
Гаршин - проституция узаконена обществом. Рассказ-открытие (хористка, следователь - у чехова): обычная жизнь героя нарушается каким-то событием, мелочью, жизнь меняется и взгляд на нее) Дедов - наивный, добрый человек, но в целом его ничто глубоко не занимает. У Гаршина нет счастливых концов Изображая трагедии жизни, обращается к аллегориям. сказки про пальму в ботаническом саду кто-то из критиков высказывался, что это про народничество рассказ Красный цветок - навеян реальными впечатлениями его пребыванием в психиатрической больнице общее увлечение психологией сказание о горном агее: толстовские мотивы "непротивления злу" использует библейские мотивы царь приказал вырвать из писания "что богатые обеднеют", за что ангел сделал его бедным, в оригинале - царь раскаялся у гаршинского агея служение бедным это добровольный выбор
про стрелочники семена: замысливался как прродолжение денщик и офицер (есть упоминание о войне), антипод Василий- гордый василий хотел разворотить рельсы, семен против и василий видя благородство раскаивается
идеи толстого были гаршину симпатичны, но не близки все же толстой не говорит, что не нало бороться со злом, надо, но не насилием, а убеждением. Гаршин Лягушка-путешественница: бродячий сюжет в литературе Лягушка очень тщестлавна, авот поэтому она и не долетела
Иванов: сила не в сюжете, а в интенсивности настоений, занимавших его поколение Толстой: соединить Гаршина и Чехова получится отличный писатель
короленко родился в житомире, польские корни, мать - полячка дворянка, позже переехали в город Ровно (рассказ В дурном обществе), окончил реальное училище с серебряной медалью. Отец отличался честностью и предвзятостью - был белой вороной (отец - судья, отца Васи, в рассказе "в дурном обществе") в 15 лет отец умер и семья была без соедств к существованию - мать вытянула короленко "Слепой музыкант" - впечатления от чиновников, увиденных в детстве испытывал влияние Тургенева: чувствовал веяния общества, стремился подражать
В тв-ве короленко: три художественного начала: художественно-лирическое, очерковое, публицистическое
Прекрасные литературные портреты
Сознание отравлено социальной несправедливостью В 76 году был отчислен из Академии и был выслан в вологду, но возвращен и отправлен в Кронштад Позже был опять арестован по подозрению в революционной деятельности и был сослан в Глазов --> в ссылку ехал с мыслью, что наконец познакомится с народом (в отличие от народников считал, что народ он знает книжно и ему нужно проверить свои знания) Пишет об этом в "история моего современника" "и в глазове работать можно" Жил в Нижнем-Новгороде. Очень счастлив, в 85 женился, в 92 году Горький принес ему свои произведения, в тч песнь старого дуба. Вместе с Михайловским возглавлял журнал, умер в Полтаве
1900 год - почетный академик академии наук по разряду изящной словесности, но в 1902 году вместе с Чеховым отказался от статуса из-за Горького. Короленко интересовался проблемами отношений человека и общества; много общего с Толстым - непримиримость к социальному злу и неравенству. Короленко ищет человечность в
Рассказ "ЧуднАя" - в смысле странная, написан в тюрьме, в основе реальный факт - рассказ жандарма на перегоне: рассказ девушки в березовских починках Безымянный рассказчик (близкий к автору) Второе лицо - Степан Петрович Гаврилов жандарм Революционерка Морозова Друг революционерки Рязанцев Прием рассказа в рассказе (как Лермонтов) от рассказчика к Гаврилову Морозова очень тверда и принципиальна: не пьет чай и не берет тулуп у жандарма Автор не идеализирует революционерку(она тверда, но не видит людей; она не видит жандарма как человека, не понимает человека) в ее чертах больше сектанства и фанатичности, она даже зла и ограничена; говорящая фамилия боярыня Морозова ее друг Рязанцев близок к народу (" жандарм вез тебя сюда, а к тебе пришел не жандарм, а человек") Но она все равно не видит. Больше человека в жандарме показывает -> нет четкой грани между людьми в позициях, есть в человеческих качествах.
В рассказах Короленко отсутствует менторский тон, нет желания научить, только показать. Вопрос - почему человеческое так глубоко зарыто в людях "Не страшное" смысл названия - если все, что он описывает не страшно, то что же тогда страшно? Сыр бор из-за лотерейного билета --> убийство женщины Рассказ "Убивец" Федор Силин - крестьянин ищет правду, темный, малограмотный, обладает невиданной силой Попал в секту Покаянников: согреши и познаешь сладость покаяния. Хотел убить женщину и в итоге убил того, кто его подстрекал - Безрукова, сам пришел в город и рассказал; его отправили в острог, барыня отправила ему денег и письмо, "Закон на полке лежит, а я, судья, власть" - судья просит денег с него, а крестьянин ни в какую - но в итоге его барыня все равно освободила (которую он не убил). Враги крестьянина - бродяги.
Рассказ "Сон Макара" - русский крестьянин, живущий в Якутии. Короленко не идеализирует: почти всегда пьян, злой, но целеустремленный. "Если я украл лошадь - хорошо, если у меня - плохо" Макар умер; даже после смерти ведет себя как живой и живет мирскими интересами: видит мертвого татарина (который украл), начал скандал, его встретил поп, пытается образумить "на краденном коне далеко не уедешь" Первые 6 глав Короленко высмеивает своего Макара; но даже попа он не идеализирует, пытается придать ему черты святости, но не очень удачно. Сцена божественного суда - кульминация; Макар вдруг говорит складно, раскаивается в жизни, хотя с одной стороны - оправдывается. "Ты не на земле, здесь и для тебя найдется правда" - Макара просили Главное в характере Макара - его умение сохранить надежду. Рассказ одобрен Чернышевским
Стихотворение "Огоньки"- построено на развернутом сравнениии
Рассказ "В дурном обществе" (Дети подземелья) Иметь в себе сердце, а не кусок камня - очень хорошо. Маруся голодает Вася - сын судьи Валик ворует
рассказ "Река играет"
горький: это мой любимый рассказ; я думаю он помог мне понять людей" Крестьянин Тюрин - герой на час Сначала - обычный пьяница, пассивный, ленивый; но становится совсем иным, когда река "играет", когда природа угрожает жизни людей: она становится толковым и рассудительным - но когда беда миновала, "искра в его глазах" потухла. В рассказе два Тюрина: апатичный пьяница и толковый спасатель. Рассказчик ему симпатизирует 1879 год - Короленко встретил такого крестьянина когда ехал в ссылку. Тюрин - обломов в деревне или выдумка
Рассказ "Парадокс" "человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него" - афоризм произносит человек, лишенный счастья: безрукий карлик, но умный человек
"Слепой музыкант" Лекция Щербина "СМ Короленко как попытка зрячих проникнуть в психологию слепых" - критикует мысль Короленко о том, что слепые ищут недостижимого - зрения Короленко сказал, что сам Щербина стремится также Герой: Петр- " мы слепые злые все от рождения" Максим - антипод, дядя Петра Петр стал сочинить музыку --> прозрел, что теперь он может принести всем счастье Счастливая жизнь невозможна вне общества, счастье дает именно общение Это не натурализм "хорошая надежда лучше, чем жестокая действительность" Сам Короленко считает, что "этот рассказ стоит особняком в ряду моих рассказов" Повесть "Без языка" Действие происходит в Америке. Цель не изобразить нравы. Его волновал вопрос буржуазной демократии и капитализма, к каким формам это развитие может привести. Простой украинский крестьянин Матвей Лазинский поехал "случайно" в Америку "искать счастья" со своим другом Дыма; оба не знают языка. Дыма быстро приспособился, а Матвей - не может.
Для тв- ва Короленко свойственны три основных идеи -поиски человека в человеке(в любом - и в убийце, и в жандарме) -критика среды, которая губит все лучшее, что есть в человеке -утверждение активного отношения к жизни (противна теория непротивления злу)
Короленко, как и Толстой, показывают своих героев в перелом не моменты их жизни (человеческое побеждает среду) Герои Короленко менее свободны от влияния среды, чем герои Толстого Пейзажные описания своей философско-публицистической направленностью близки к Толстому "какой прекрасный стилист" - Толстой о языке Короленко Горький считал его гуманистом "неутомимая жада правды и справедливости.."
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |