|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие культуры РоссииXVII век стал переломным в развитии русской культуры. Бурные события, связанные с глубокими социальными конфликтами, изменения в общественно-экономической жизни, расширение связей с западноевропейскими странами и проникновение в Россию элементов научных знаний и культуры этих стран определили развитие русской культуры и те перемены, которые в ней произошли. Новым явлением в развитии русской культуры в XVII в. явилось ее обмирщение. Оно выражалось в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, зодчестве, живописи. В XVII в., примерно со второй его трети, начинается формирование и развитие новой, светской культуры. Одним из проявлений обмирщения культуры было усиление внимания к человеческой личности. Это нашло отражение в общественно-политической мысли и литературе. Общественно-политическая мысль пыталась осмыслить события начала века и выяснить причины потрясений. Делалось это в форме исторических сочинений о Смуте. К таким сочинениям следует отнести «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, «Иное сказание» князя Катырева-Ростовского и «Новый летописец», отразивший официальную идеологию самодержавия. Авторы этих произведений резко отрицательно относились к народным выступлениям и причину Смуты видели в пресечении династии Рюриковичей и ослаблении власти. Роль определяющей силы в событиях и судьбах людей они в основном отдавали «провидению», но уже предпринимали, хотя и робкие, попытки объяснить то или иное явление через действия царствующей ' личности, ее характер, психологию. Во второй половине XVII в. обоснование принципов абсолютизма ярко проявилось в произведениях Юрия Крижанича и Симеона Полоцкого. Сюжетная историческая повесть публицистического характера активно вытесняла традиционную летопись. Летопись как вид исторического произведения в XVII в. окончательно ушла в прошлое. Развитие России усиливало интерес к истории и ставило на повестку дня вопрос о создании труда по истории Российского государства. Необходимо было систематическое собирание исторических материалов, чем с 1657 по 1659 г. и занимался Записной приказ. Попытка собрать широкий круг исторических источников была предпринята дьяком Ф. Грибоедовым, типографским «справщиком» (редактором) Поликарповым и автором «Скифской истории» Андреем Лызловым. Монах Киево-Печерского монастыря Иннокентий Гизель создал «Синопсис» (описание), где была изложена история Руси с древнейших времен с упором на закономерность воссоединения Украины с Россией. Изменения в общественной жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы, характеризовавшегося рядом новых черт. К их числу следует отнести прежде всего возникновение сатирических повестей «О Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Служба кабаку», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Сказание о куре и лисице» и др. Эти произведения создавались в среде посадского населения, в них содержался протест против господствующих порядков, подвергались осмеянию как светские господа, так и духовенство. Для литературы XVII в., особенно демократической, было характерно пристальное внимание к человеческой личности. С этим было связано появление нового героя — вымышленного персонажа. Если раньше в литературе героями были исторические лица, принадлежавшие к верхам общества, то теперь изображали и князей, и купцов, и простых горожан. Вкусы посадского населения ярко проявились в зодчестве и живописи. Обмирщение в архитектуре выражалось прежде всего в отходе от средневековой строгости и простоты, в стремлении к внешней живописности, нарядности, декору. Заказчиками строительства церквей все чаще становились купцы и посадские общины, что играло большую роль в обмирщении церковного зодчества. Именно в «посадских» храмах проявлялись светское начало, вкусы и настроения демократических слоев населения. К таким храмам можно отнести московские церкви Троицы в Никитниках (1628—1636), Рождества Богородицы в Путинках (1649—1652), ярославскую церковь Ильи Пророка (1647—1650). Церковь упорно противостояла обмирщению культового зодчества, проникновению в него светского начала. Патриарх Никон в 50-е годы запретил строить шатровые храмы, выдвинув взамен традиционное пятиглавие, стиль строгого монументализма. Наиболее яркими представителями этого стиля являются ансамбли Новоиерусалимского под Москвой и Иверского на Валдае монастырей. Дальнейшее развитие зодчества привело к возникновению в конце XVII в. нарышкинского стиля, или «московского барокко». Заметную роль в его формировании сыграло влияние западноевропейской архитектуры. Характерными чертами этого стиля были: четкость, симметричность композиции, устремленность ввысь, многоярусность, декоративная обработка зданий. Замечательным памятником этого стиля является московская церковь Покрова в Филях (1690—1693), построенная дядей Петра I Л. К. Нарышкиным. Процесс обмирщения затронул и живопись. Главным здесь было становление и развитие реалистических тенденций, стремление донести прелесть земного бытия. В рамках церковной живописи развивался бытовой жанр, парсуна и портрет. Во главе нового направления стоял Симон Ушаков. В его «Спасе нерукотворном» изображено живое, одухотворенное лицо человека. Одной из первых теоретических попыток обоснования принципов этого направления был трактат Иосифа Владимирова. Новое направление коснулось и росписи храмов. Примерами этого являются стенописи Троицы в Никитниках и ярославских храмов. В конце XVIIв. живописцы переходят от парсуны к писанию портретов красками на холсте (портреты князя Б. И. Репнина, стольника Г. П. Годунова, Л. К. Нарышкина). Развитие городской жизни, ремесла, торговли, мануфактур, государственного аппарата и связей с зарубежными странами содействовало распространению грамотности и просвещения. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка. Азбука В. Бурцева тиражом 2400 экз. и ценой 1 коп. (очень высокая цена для XVIIв.) разошлась в один день. В 40-е годы боярин Ф. М. Ртищев устроил школу для молодых дворян, возникло еще несколько частных школ. В 1687 г. была открыта в Москве Славяно-греко-латинская академия во главе с греками братьями Лихудами. Это было учебное заведение для людей «всякого чина, сана и возраста», где готовили духовенство и чиновников. В XVIIв. умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади. Потребности в изготовлении лекарств и развитие артиллерийского дела привели к тому, что стали известны свойства многих веществ. На русский язык был переведен труд Андрея Везалия о строении человеческого тела. В XVIIв. были известны многие географические сведения: «Книга большому чертежу», атлас Решетова. В 1675—1678 гг. Николай Спафарий совершил путешествие в Китай, описание которого дало массу новой информации. Наряду с традиционными астрономическими сведениями в России была известна гелиоцентрическая система Николая Коперника.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |