АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 15. Классификация религиозных феноменов

Читайте также:
  1. IX.4. Классификация наук
  2. MxA классификация
  3. Аденовирусная инфекция. Этиология, патогенез, классификация, клиника фарингоконъюнктивальной лихорадки. Диагностика, лечение.
  4. Административно-правовой статус религиозных объединений
  5. Акустические колебания, их классификация, характеристики, вредное влияние на организм человека, нормирование.
  6. Аналитические методы при принятии УР, основные аналитические процедуры, признаки классификации методов анализа, классификация по функциональному признаку.
  7. Атомные нарушения структуры кристалла. Классификация дефектов структуры.
  8. Безопасность технологического оборудования: классификация, требования безопасности и основные направления обеспечения безопасности
  9. Биологический смысл основных религиозных понятий. Краткий словарь
  10. Биологический смысл основных религиозных понятий. Краткий словарь.
  11. Блага. Их сущность, классификация и особенности
  12. Бронхиальная астма. Этиопатогенез, классификация.

В последние десятилетия заметно снизился интерес к классификации религий по группам и одновременно возник и укрепился интерес к феноменологии религии. Это новое направление в религиоведении восходит в своих истоках к феноменологической философии Э. Гуссерля. Наиболее ярких представителей феноменология религии нашла в Нидерландах.

Систематизация религиозных явлений у Кристенсена может быть прослежена по оглавлению его работы «Значение религии», где он подразделяет материал следующим образом:

— космология, включающая поклонение природе, олицетворенной божествами неба и земли, поклонение животным, тотемизм и анимизм;

— антропология, объединяющая религиозные взгляды на природу человека, его жизнь и связи в обществе;

— культы (к этому разделу относятся представления о священных местах, священных периодах времени, священных образах);

— культовые акты (молитвы, клятвы, проклятия и испытания).

Кристенсен не занимался изучением исторического развития той или иной отдельной религии или группы религий. Он стремился сгруппировать типичные элементы религиозной жизни в целом, безотносительно к тому, в какой общине эти элементы имеют место.

Возможно, наиболее известным на Западе феноменологом является датский ученый Г. ван дер Леу. В работе «Феноменология религии» он классифицирует содержание религиозной жизни следующим образом:

— объект религии — то, на что направлены религиозные чувства и действия;

— субъект религии, где объединены священнослужитель, священная община и священное в человеке, то есть душа;

— субъект и объект в их взаимодействии;

— мир, пути к миру и цели мира;

— формы религии.

Немецкий религиовед Фридрих Хайлер задает первофеномен религии (священное) в феноменолого-психологической проекции как ощущаемое с нуминозной (сверхъестественной) силой и в социально-объективной - в качестве вырванного из профанной сферы посредством системы табу, а также в аспекте благоговейного поведения человека по отношению к святому. Феномен священного, оставаясь внутренне единым (в различных формах религии), «эманирует», по Хайлеру, в три мира-«ипостаси». Схематически возможно изобразить подобную типологию в виде кругов приближения к священному, т. е. предмету религии. Первый, внешний, круг - это мир явлений религии.

Он включает в себя сакральные предметы, священное пространство, время, число, священные слова, человека и общину как носителей святого, кроме того, в него попадает священная деятельность. Второй круг выступает первым внутренним кругом. Для немецкого ученого он вмещает мир представлений религии, состоящий из теологии, религиозных космологии, антропологии, священных откровений и учений о спасении. Третий круг (он же второй внутренний) мира священного - это стихия религиозного опыта. Его наполняют идеи священной любви, веры, религиозные видения и мистические экстазы. В центре круга расположен предмет религии - Бог (Святое) как единство противоположностей.

Подобное структурирование феноменов священного получило в религиоведении название метода концентричекругов. Оно движется от институциональных элементов религии (мира внешних манифестаций священного) к рациональным (к святому в мире духовных представлений) и, наконец, к мистическому измерению святости в мире психических переживаний.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)